Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ЗЛО

Современная Энциклопедия
ЗЛО, смотри Добро и зло.
Русская цивилизация
отрицание добра, приносимого в мир Богом, противостояние истине, добру и благу. Всякое зло противно Божественному порядку, в православном сознании зло олицетворяется с духом тьмы, дьяволом, сатаной.
Единственный путь познания Добра и Зла можно найти только в Свящ. Писании и у христианских мыслителей. Православная мысль рассматривает добро как норму и должное, а зло — как отклонение от нормы и недолжное. При определении должного и недолжного православный человек руководствуется указанием воли Божией, как она выразилась в естественном и сверхъестественном откровении. В Библии под добром понимается все то, что получает свое бытие от Бога. Исходя из этого, зло, как противоположность Божественной норме добра, есть явление случайное, то, чему не следовало быть и что не согласно с волей Божией, так как не входило в план мироздания. Зло проявляется в разрушении, беспорядке, уничтожении бытия и разделяется на зло физическое — все, что разрушает развитие физического бытия (болезни и пр.), — и зло нравственное — все, что противоречит в нравственной жизни воле Божией и что обыкновенно называется грехом.
Русский человек Св. Руси был уверен, что в мире идет борьба добра и зла. Добро и зло совершаются прежде всего в душе, вне времени и пространства. Ареной борьбы становится человеческая совесть. Пытаясь побороть зло злом, ты губишь собственную душу. «Не плати злом за зло, — говорят народные пословицы. — Нам добро, никому зло — то законное житье! Дружбу помни, а зло забывай. Зла за зло не воздавай. Назло да наперекор, да людям в укор. На зло молящего Бог не слушает. Во зле жить, по миру ходить».
Веря в добро, русский человек вместе с тем считает, что «мир во зле лежит». «Злой не верит, что есть добрые люди». «И доброе слово не уймет злого». Но все равно — «Молись, а злых дел берегись».
Понятие зла подробно исследовано русскими мыслителями. «Зло не есть просто вражда, ибо вражда ко злу не есть зло. Зло есть противодуховная вражда. Только для лицемера или слепца равноправны Георгий Победоносец и закалываемый им дракон» (И.А. Ильин). «Лицо всякого зла, всякого отрицательного явления, в конце концов, всегда только искаженное лицо отрицаемого им добра» (Ф.А. Степун).
«Если ты спрашиваешь, зачем зло, — писал Л.Н. Толстой, — я отвечаю вопросом: зачем жизнь? Зло затем, чтобы была жизнь. Жизнь проявляется в освобождении от зла. Борьба со злом в том, что стараться переменить мысли человека, делающего зло. Борьба со злом плодотворна только в собственной душе».
«Зло должно искореняться непрестанно, — считал Ф.М. Достоевский. — Я хочу, заявлял он, не такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтобы я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам. Оправдайте, не карайте, но назовите зло злом».
«В России зло очень редко творится умышленно, гораздо чаще — по недоразумению и недомыслию» (Ф.И. Тютчев). «Борьба со злом возможна лишь путем творчества жизни. Зло в творчестве выступает как самопобуждение к высшему напряжению творческих сил» (М.М. Пришвин).
О. Платонов
Идеографический словарь
^ деяние
^ отрицательный, для (кого), люди
<--> добро
зло - отрицательное деяние по отношению к людям;
нанесение вреда себе подобным без необходимости.
злостный (# намерения).
черное дело. употребить во зло.
см. вред
Орфографический словарь Лопатина
зло, зло 1, зла, р. мн. зол, других форм мн. нет
зло, зло 2, нареч.
Словарь Даля
ср. худое, лихое, худо, лихо; ·противоп. добро. Духовное начало двояко: умственное и нравственное; первое относится к истине, а противоположно ко лжи; второе к добру (благу) и к худу, ко злу. Всякое зло противно божескому порядку. В отвлеченном виде, зло олицетворяется духом тьмы. Сделать что на зло другому, в досаду, в противность, в обиду. Зло злом губится. Не плати злом за зло. мн. употр. в род. Избавь нас от зол и напастей. Зло нареч. (от прил. злой), со злостью, злобно. Он зло обращается с людьми. Иногда ·в·знач. церк. зле, люто, тяжко, жестоко, посредством или ради зла.
·*влад. усердно, о работе. Злой, желающий, причиняющий зло другим; вредный, пагубный. О человеке: у кого душа обратилась ко злу, противник всякого блага, добра, порочный, нечестивый: кто жесток, тешась страданьями других. О животном: лютый, опасный. Иногда злой означает высшую степень подразумеваемого свойства. Злой работник, ·*пск., ·*калуж. старательный, ретивый, способный, ловкий;
острый, насмешливый, охотник острить. Нам добро, никому зло - то законное житье! Дружбу помни, а зло забывай. Зла за зло не воздавай. На зло да наперекор, да людям в укор. На зло молящего Бог не слушает, ·т.е. кто молит о мести. Зло злым исполнить. Лучше смерть, нежели зол живот. Из двух зол выбирай меньшее. Во зле жить - по миру ходить. Мир во зле (во лжи) лежит. Злее зла татарская честь! почет в Орде Кумыс Наш Козьма все бьет со зла (бьет с козла). Девушки хороши, красные пригожи, да отколь же злые жены берутся Злая жена - поборница греху. Злая жена - злее зла. Всех злее злых злая жена. Злая жена - мирской мятеж. От злой жены не уйдешь. От злой жены одна смерть спасает, да постриженье. Лучше хлеб есть с водою, чем жить со злою женою. Злой не верит, что есть добрые люди. Молись, а злых дел берегись. Не пожелаю и злому татарину, так худо. Злее злого татарина. И доброе слово не уймет злого. Злой с лукавым водились, да оба в яму ввалились. Ни злому кары, ни доброму хвалы, неурядица. Добром, так вспомни, а злом, так полно! говорят икнувши. Что ты так зла, аль давно на медведских дубах не была у Мещовска, ·*калуж. ·губ. при селе Медвежках, два сухих дуба, где, по преданью, собираются ведьмы. Злая жен. злая часть, година; зло, лихо, беда, несчастье. Его злая постигла. Зловка жен. злая женщина. Золовка зловка. Злая корча, болезнь, происходящая от употребления в пищу хлеба со спорыньей. (Наумов).
Словарь Ожегова
ЗЛО, зла, мн. только род. зол, ср.
1. ед. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен).
2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого).
3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла З. берёт. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.).
Словарь Ушакова
ЗЛО, зла, мн. только род. зол, ср.
1. только ед. Дурное, греховное, вредное; ант. добро.
• На зло - см. назло. Причинить зло. Сделать зло. Большое зло. Платить злом за добро. «Полковые командиры смотрели на меня, как на необходимое зло.» Пушкин.
2. Беда, напасть, несчастье (·книж. ·устар. ). «Это зло еще не так большой руки.» Крылов. Из двух зол выбирать меньшее.
3. только ед. Злость, злое чувство, досада, преим. в выражениях: со зла; Зло берет, взяло или разбирает кого (·разг. ). «Я дал слово, в ту же ночь, к вам не ходить никогда и пришел к вам вчера поутру только со зла, понимаете вы, со зла.» Достоевский. Зло меня берет, когда вспомню свою оплошность.
II. ЗЛО нареч. к злой во 2, 4, 5 и 6 ·знач. Зло подшутить над кем -нибудь. Зло кусаться. Зло улыбнуться.
Толковый словарь Ефремовой
1. ср.
1) Нечто плохое, дурное (противоп.: добро).
2) перен. Несчастье, беда, неприятность.
2. нареч.
1)
а) Злобно, жестоко.
б) Язвительно, насмешливо.
2)
а) разг. Очень сильно.
б) перен. Усердно, горячо.
Философский словарь
наиболее общее оценочное понятие, обозначающее отрицательный аспект человеческой деятельности, то, что подлежит ограничению и преодолению; является противоположностью добра. 3. именуется все, что оказывает разрушающее воздействие на человека в его природных и общественных проявлениях; в более широком плане оно отождествляется с жизнеотрица-нием. Различают 3. физическое (болезни, стихийные бедствия и т. п.), социальное (войны,экономические кризисы, др. общественные катаклизмы) и моральное (жестокость, коварство и др. пороки). Проблемы 3. являются традиционными для философии и центральными для этики. Одни мыслители понимали 3. как субстанциальное начало, совечное добру (напр., в манихействе оно воплощалось в старшем сыне бога Сатанииле, или Люцифере; в философском натурализме отождествлялось со страданием как антропологическим свойством живого; в неоплатонизме рассматривалось как противостоящая духу телесность), др. истолковывали его как дефект, отступление от добра, как человеческую ситуацию, обусловленную несовершенством его интеллекта и воли (так, согласно стоикам, 3. является следствием ложных суждений; Августин сводил 3. к греху и видел его причину в гордыне и непослушании) . Особенно трудной является проблема объяснения 3. в рамках оптимистически ориентированного монистического мировоззрения; наиболее остро и целенаправленно обсуждалась она в рамках философско-религиозных систем, приобретая там форму теодицеи — согласования факта существования 3. с идеей единого полновластного и справедливого бога. В истории общественной мысли преобладавшими были концепции, интерпретировавшие 3. как тень блага, его частный случай или отступление от него. В русле такой трактовки 3. есть следствие свободы человека, выражение и свидетельство ее полноты; 3. представляется 3. только с частной т. зр., но рассмотренное в более широком контексте, с т. зр. божественного замысла, оно является необходимым условием гармонии целого, предполагающего различные ступени совершенства; т. к. 3. в качестве греха уравновешивается наказанием, то его можно рассматривать как необходимую демонстрацию справедливости бога. Т. обр., в данном случае речь идет не просто об объяснении 3., а прежде всего о его оправдании. Тем самым упрощается драматизм жизненной ситуации, состоящей в том, что 3. противоестественным образом идет рука об руку со счастьем. В отличие от превалировавшей традиции рассмотрения 3. как по преимуществу морально-психологического феномена марксистская философия акцентирует внимание на конкретно-историческом, социально-нравственном его объяснении, подчеркивает социально-экономическую обусловленность 3., но при этом не игнорирует и др. причины и формы его выражения. При анализе диалектики 3. в истории, игравшего в ряде отношений не только негативную роль, нельзя размывать грани, отделяющие 3. от добра. 3. и добро — соотносительные понятия. тем не менее они несимметричны, неравноценны. Преимущественной точкой отсчета человеческой деятельности является ее.позитивная направленность. добро. В индивидуальном и общественном сознании 3. редко выступает открыто, как злонамеренность, т. е. под своим собственным знаменем, как правило, оно скрывает себя под личиной добра.
Философский энциклопедический словарь
• ДОБРО И ЗЛО – категории этики. Добро – это осн. моральная ценность, нравственная ценность сама по себе. Добро не является «добром по отношению к чему-нибудь» (ошибка эвдемонизма); оно не есть «высшее благо», нечто сравнительное, а простая позитивность. Личность не является ни доброй, ни злой, ее этическая сущность состоит скорее в том, чтобы быть одинаково способной на добро и зло.. Этически ценным («добрым») является поступок того, кто предпочитает добро злу в любой конкретной ситуации (см. ЭТИКА). «Добром не является ни идеальное бытие ценностей или их понятия, ни даже просто реальное существование ценного, а единственно телеология ценностей (злом – телеология антиценностей) в реальном мире» (N. Hartmann, Ethik, 1935). Телеология сама по себе (т.е.- способность делать целью и реализовать, осуществлять то, что не является реально существующим, напр. ценности) уже является ценной; в более высоком смысле ценной является телеология ценностей (т.е. основание доброго на ценностях, этически индифферентных самих по себе). Добрым или злым является лишь человек как целенаправленно действующее существо, имеющее в своем распоряжении телеологию (см. ЦЕЛЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ), т.е. человек в его отношении к ценностям. см. также ЗЛО.
• ЗЛО – 1) противоположность добра (см. ДОБРО И зло); от понимания зла зависит также и определение понятия добра. В манихействе зло выступает как метафизическое понятие у Плотина, в христ. философии, у Августина, Лейбница, Я. Беме, Шеллинга, Гегеля – все они искали ответ на вопрос: каким образом зло пришло в мир, можно ли и следует ли его устранить, играет ли зло ту или иную роль и какую? 2) то, что воспринимается как препятствующее жизни, уничтожающее ее или обеспечивающее некоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию; см. ТЕОДИЦЕЯ.
Рус. арго (Елистратов)
ЗЛО, зла, с. Ирон.
1. «Заветы Любимого Отца».
2. «За всё Легавым Отомщу».
Переосмысление слова как аббрев.; из уг. (используется как татуировка).
Словарь пословиц Даля
ДОБРО - МИЛОСТЬ - ЗЛО
Зла за зло не воздавай.
Кривого кривым (худого худым) не исправишь.
Заднего не поминать (или: не помнить). Старого не поминать.
Старого пономаря не перепономаривать стать.
Не поминай лихом.
Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу в гневе.
Язык держи, а сердце в кулак сожми.
Кто гнев свой одолевает, крепок бывает.
Господин гневу своему - господин всему.
Не всяк злодей, кто часом лих.
Туча не без грому, хозяин (или: господин) не без гнева.
Где гнев, там и милость.
У часу гнев, у часу милость.
Хотя осердится, да после смирится (т. е. помирится).
Согрелся - осердился, простыл - остудился.
Бог простит, только вперед не каверзи.
Виноватого бог простит, правого царь пожалует.
Бог ему (или: тебе) судья. Господь с тобой.
Суди бог обидчика (грешника), а человек прощает.
Тому тяжело, кто помнит зло. Мста (месть) не мзда.
Откуда вред, туда и нелюбовь.
Сердце не дробит - голова не болит.
Старуха три года на мир сердилась, а мир того и не знал.
Сердилась баба на торг, а торг про то не ведает.
Сердита кобыла на воз, а прет его под гору и в гору.
Скачет баба задом и передом, а дело идет своим чередом.
Сердитого унимать - пуще поднимать.
Сердитому кланяться, а он пуще чванится.
Сердитый умрет - никто его не уймет.
Рассердился - никого не спросился.
Душа не стерпит, так сердце возьмет. Возьмет сердце, как душа не стерпит.
У злой Натальи все люди канальи.
У кого желчь во рту, тому все горько.
Каков ни есть: не перерожать его стать.
Это слабость его. Это его слабая струна (или: сторона).
Он на эту ногу немножко храмлет (или: прихрамывает).
В нем блох много. Ох-ох, много в тебе блох.
Извелся человек - никуда не годен.
Взял с сердцем, так и ешь с перцем.
Приткнуть кому грош (казанск., бедняк, назло богачу, втыкает ему в избу грош, и тот должен разориться).
Лезть на стену. Себя не помнит, на стену лезет.
Горяч молодец уродился.
Сердце яро, место мало, расходиться негде.
За собакой палка не пропадет (т. е. припомнит).
Сердитому палка найдется. Сердитый найдет палку.
От него ни крестом, ни пестом не отделаешься.
От него ни отмолиться, ни отбиться.
Ни отмолиться, ни отплеваться, ни отлаяться, ни отчураться.
От черта крестом, от свиньи пестом, а от лихого человека - ничем.
Дьяволом подложен, бесом опушен.
У него черт в подкладке, сатана в заплатке.
Не надо и беса, коли ты здеся.
Добрым делом не кори.
Добро худо переможет. Не устоять худу против добра.
Лихо помнится, а добро век не забудется.
Добро и во сне хорошо.
На свете не без добрых людей.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Не век жить, а век поминать.
Доброму добрая память.
Ласковое слово не трудно, а споро.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Ласково слово многих прельщает.
Ласково слово - что весенний день.
Его ласка не коляска: не сядешь да не поедешь.
На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.
На ласковое слово не сдавайся, на противное не осержайся.
На сердитое слово не осержайся, а на ласковое не надейся.
Гнева не пугайся, на ласку не кидайся.
Горьким быть - расплюют, сладким - проглотнут.
Горького проклянут, а сладкого проглотят.
Сердитого невзлюбили, а милостивого с кругу сбили.
Плохого бога (т. е. идола) и телята лижут.
Не корми калачом, да не бей в спину кирпичом.
Не кори барин слугу хлебом, а слуга барина бегом (т. е. работой).
Не все таской, ино и лаской.
Не все по затылку, ино и по головке.
Не все хлыстом, ино и свистом.
Духом кротости, а не палкой по кости.
Не все линьком, ино и свистком (матросск.).
Не бей мужика дубьем (или: дубиной), бей его рублем (полтиной).
Милостивому человеку и бог подает.
Болезному (или: несчастному, т. е. наказанному преступнику) милость творить - с господом богом говорить.
Милость и на суде хвалится. Красна милость и в правде.
Милость подпора правосудию.
Он мухи не убьет. Он и во сне комара не убьет.
Наш Авдей никому не злодей.
Мудрость змеина, незлобивость (или: кротость) голубина.
И у курицы сердце есть.
Такой сякой немазаный (ласка).
Кого дедушка любит, тому и косточки в руки. Всякое даяние благо.
На милость образца нет. Не худо, что просвира с полпуда.
Не подуйте на нас холодным ветром.
Всякая щель пищит (т. е. где горе, там и жалоба).
Тебе потехи, да мне худые смехи.
За добро постоим, а на зло настоим.
Не дразни собаку, так не укусит.
Сердитая собака волку корысть.
Бьют волка и в чужом колке.
Распазить да навоз возить (т. е. на тебе).
На сердитых воду возят.
Злой человек не проживет в добре век.
У сердитого губа толще, а брюхо тоще (или: тоньше).
Не на мать: губ не надуешь (т. е. привык на мать дуться).
Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Не бей в чужие ворота плетью; не ударили бы в твои дубиной (или: обухом).
Не избывай постылого: приберег бог милого.
Кути и мути, да норови, как бы самому уйти.
Кабы свинье рога - всех бы со свету сжила.
Бодливой корове бог рог не дает.
Бодливая корова комола живет.
Сердит, да бессилен - свинье брат.
Под чужую голову идти - наперед свою нести (или: свою навстречу нести).
О чужой голове биться - свою на кон ставить.
Хорошо кукуешь - да на свою б голову.
Пропади мой злодей, меня не избыв, а избывши меня - хоть три века живи. Пропади мой лихой, не изведши меня, а изведши меня и пр.
Ешь собака собаку, а последнюю черт съест (или: а последняя удавись).
Когда б на крапиву не мороз, то б с нею и ладов не было.
Коли б на хмель не мороз, так он бы через тын перерос.
Худая трава из поля вон.
Бодливую корову с поля долой (или: из стада вон).
Во зле жить - по миру ходить.
Лихо до дна, а там дорога одна.
Желание грешных погибает.
Сердцем ничего не возьмешь (или: не сделаешь).
Сердце делу не в помощь (или: не поможет).
Не сердись, печенку испортишь (или: печенка лопнет).
Не стало (или: не хватило) легких, так заговорил печенкой.
Сердито - неумно, а хлопотливо - несбойливо.
Сердитый с горшками не ездит (потому что перебьет).
Сердцем притчи (или: притки) не изломишь.
Сердцем и соломинки не переломишь.
Сердись не сердись, а лучше покорись.
Чем сердиться (или: браниться), так лучше помириться.
Сердцем копья у недруга не переломишь.
Как ворон крови ждет (или: зырит).
Ему на голодный зуб не попадайся.
Смотрит, как волк на теля.
Глядит, ровно семерых проглотил, осьмым поперхнулся.
Не гляди на меня комом, гляди россыпью.
Бирюком (или: волком, медведем) смотрит.
Глядит, как змея из-за пазухи. Ястребом смотрит.
Косится, как середа на пятницу.
В кривом глазу и прямое криво. В кривом зеркале и рот набоку.
Надулся, как индюк (как индейский петух).
Надулся, как мышь на крупу.
Замашка воловья - глядеть исподлобья.
Что остробучился, ровно черт на попа?
С ободранного шкуру дерет. С одного вола две шкуры дерет.
С живого кожу дерет. Дерет с живого и с мертвого.
Ты - чтоб живот поправить, а он кишки вовсе вон теребит (горшок, накинутый на брюхо).
Сжалился волк над ягненком, покинул кости да кожу.
Кобыла с волком тягалась: один хвост да грива осталась.
Пожалел волк кобылу: покинул хвост да гриву.
С тобой водиться - что в крапиву садиться.
С тобой знаться - от людей отстать.
Про твое здоровье и говорить скоромно.
Как на лес взглянет, так и лес вянет.
На что ни взглянет - все вянет.
Где ногой ступит - трава не растет.
Где я лисой пройду, там три года куры не несутся.
Хоть его в сад посади, и сад привянет.
Словно топор: не обрежет, так зашибет.
Пивица (пиявица) вопьется - год не сорвется.
Как душа черна, так и мылом не смоешь.
Хоть сам наг пойду, а недруга без рубахи пущу.
Сам наг пойду, а тебя как бубна пущу.
Хоть рыло в крови, да наша взяла.
Не дал шапки отец, так пусть уши мерзнут.
Запустить кому гусара (т. е. досадить. Буквально: пощекотать сонного в носу).
Подпустить кому кузьку (досадить).
Я тебе покажу кузькину мать. Узнаешь ты кузькину мать.
Подкузьмить кого (т. е. поддеть).
Приставить кому горчишник (т. е. досадить).
Подсыпать кому перцу. Запустить кому шпильку.
Подвести кого под сюркуп (от карточной игры).
Подвести дела под монастырь (убить короля тузом).
Всучить кому щетинку. Влить кому щей на ложку.
Задать кому закуску. На-ка, раскуси.
Это невестке на отместку.
Отсмеять насмешку (т. е. отомстить).
Улица-то прямая, да хата кривая.
Добрым путем бог правит. Добрый (или: нужный) путь бог правит.
Доброму бог помогает. Доброму бог на помочь.
Богу приятно, а царю угодно.
С добрым жить хорошо. В добре хорошо жить.
С доброхотом всякому в охотку.
Делать добро спеши (или: поспешай).
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе дело и в воде не тает (или: не тонет).
Доброе дело крепко (или: споро).
Доброе дело на век (или: на два века: на этот и на тот).
Доброму делу не кайся. Сделав добро, не кайся (не попрекай).
Жаль, жаль, а пособить нечем.
Жилы рвутся от тяжести, слезы льются от жалости.
Сердце кровью обливается. Сердце кровью подплывает.
Жаль девки - потеряла (или: погубила) парня.
Не жалей того, кто скачет; жалей того, кто плачет (и наоборот).
Жалеть коня - истомить себя.
Гостей разжалобить - не самому заплакать.
От жали (или: жалости) не плакать стать.
Его плачем не разжалобишь.
Немилостивому мил не будешь.
От лихого не услышишь доброго слова.
Не взяла бы лихота, не возьмет и теснота.
Не теснота губит, лихота.
У каменного попа, да железные просвиры.
Его копейка нищему руку прожжет.
На что на того сердиться, кто нас не боится?
Хорошо того бить, кто плачет, а учить, кто слушается.
Гневайся, да не согрешай.
Гневаться - дело человеческое, а злопомнить - диавольское.
Гнев - человеческое, а злопамятство - диавольское.
В очью назло делает. Пальцем тычет, словом притыкает.
Назло да наперекор, да людям в укор.
Не из корысти собака кусает, из лихости.
Змея кусает не для сытости, а ради лихости.
Он давно на него зубы скалит.
Он давно на меня нож точит.
Беда, как расходился. Так ходенем и ходит.
Кошкой в глаза мечется.
Расходится, так и черт ему не брат.
Наш Козьма все бьет со зла (или: бьет с козла).
Сказали: бешеных всех перевешали; неправду сказали: одного не связали.
Дураки да бешены, знать, не все перевешаны.
Сытый волк смирнее завистливого человека.
Я им заварил ушицу (или: кашицу), путь расхлебывают.
Согнуть кого в дугу (или: в три дуги; в три погибели).
Сжить кого со свету. Согнать с бела света.
Подпустить кому петуха. Посадить красного петуха на кровлю (т. е. поджечь).
Я бы его в ложке утопил. Он тебя и в ложке утопит.
Я тебе это нарежу на бирку. Ты у меня нарезан на бирке.
Не поваляв куска, собака не съест.
Собака и хлеба не съест, не порычав.
Не поворчав, кошка куска не съест.
Кабы ему песий хвост, так сам бы себе бока настегал.
Сердце с перцем, душа с чесноком.
Шипит, как каленое железо, когда плюнешь.
Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет.
Комолая корова - хоть шишкою, да боднет.
Не справясь с коровой, да подойник оземь.
Не смога с кобылой, да по оглоблям.
Сердит, что не тем боком корова почесалась.
Видно, не той ногой (или: невпопад) порог переступил.
Левой ногой с постели ступил.
Такое сердце взяло, что сам бы себе язык перекусил.
Точить на кого зубы. Острить на кого когти.
Мечется, как бешеная (или: угорелая) кошка.
Подержал не долго, а пальцы знать.
Где ни ухватит, там след когтей покинет.
Не с доброго умысла злы коренья копают.
Избывает его, как лихую траву из поля.
Силен враг, и горами качает (прибавка: не токмо человеком).
Он сатане в дядьки годится.
Его сам сатана пестовал.
Хорош: давал за него черт грош, да спятился.
Смотреть не на что, держать немочно.
Лыком сшит, оборничком подпоясан.
Хорош бы ты парень, да ни к черту не годишься.
Ты ему слово, а он тебе десять.
Сколько милости, а вдвое лихости. Много милости, а больше лихости.
Сердце соколье, а смельство воронье.
Летами не стар, да с лихости пропал.
Удобрилась мачеха до пасынка: велела в заговенье щи выхлебать.
Ешьте, дорогие гости: все одно будет (т. е. надо) собакам выкинуть.
Сера, что свинья, а зла, что змея.
Родной ты отец - да только не своим деткам.
Умирает, а ногой дрягает.
Умирает, а зелье хватает. Змея умирает, а зелье хватает.
Калач в руки, а камень в зубы.
Дела, дела, как сажа бела (т. е. так белы).
Энциклопедия афоризмов
ДОБРО И ЗЛО
см.также ГРЕХ, ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ЭТИКА, МОРАЛЬ
Когда в Поднебесной узнали, что красота - это красота, появилось и уродство. Когда узнали, что добро - это добро, появилось и зло.
•Лао-цзы
Количество добра в природе равняется количеству зла.
•Жан Батист Робинэ
Половина следствий хороших намерений оказывается злом. Половина следствий дурных намерений оказывается добром.
•Марк Твен
Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать.
•Роберт Пенн Уоренн
Добро существует там, где его постоянно творят.
•Владислав Гжещик
Обратная сторона хорошего - дурное; замечательно, что такова же и обратная сторона дурного.
•Григорий Ландау
Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?
•Воланд в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова
И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят на нас и говорят, будто мы так учим?
•Апостол Павел - Послание к римлянам, 3, 8
Если бы добра на свете было так мало, как говорят, зло не бросалось бы так ярко в глаза.
•Владислав Гжещик
Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого
не хочу, делаю.
•Апостол Павел - Послание к римлянам, 7, 19
Зло никогда не спит, и к тому же часто просыпается.
•Владислав Гжещик
Зло, как правило, мстит за себя, но добро не обязательно вознаграждается. Зло гораздо последовательнее.
•Кароль Ижиковскш
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.
•Евангелие от Матфея, 5, 39
Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.
•Апостол Павел - Послание к римлянам, 12, 21
Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.
•Никколо Макиавелли
Добро должно быть с кулаками.
•Станислав Куняев
Добро должно быть с кулаками - если у него нет более современного оружия.
•Валерий Серегин
Дай кулаки добру, так зло сразу же объявит себя добром.
•Владимир Голобородько
Добро по указу - не добро.
•Иван Тургенев
Никогда не приписывай человеческой зловредности того, что можно объяснить глупостью.
•«Бритва Ханлона»
Кто не замечает зла - глуп, кто не замечает добра - несчастен.
•Ежи Плудовский
Будем учиться - может быть, после смерти из нас вырастет древо познания добра и зла.
•Станислав Ежи Лец
В чем заключается добродетель? В целомудрии? Нет, отвечу я, потому что вымер бы род человеческий. В брачном сожительстве? Нет, в воздержании больше добродетели. В том, чтобы не убивать? Нет, потому что нарушился бы всякий порядок и злодеи поубивали бы праведных. В том, чтобы убивать? Нет, убийство уничтожает живую тварь. Наша истина и наше добро только отчасти истина и добро, и они запятнаны злом и ложью.
•Блез Паскаль
Граница между светом и тенью - ты.
•Станислав Ежи Лец
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ЗЛО


будет выглядеть так: Что такое ЗЛО