ВЫШЕСЛАВЦЕВ БОРИС ПЕТРОВИЧ |
Мультимедийная энциклопедия |
(1877-1954), русский философ. Родился в Москве 3 октября 1877. В 1899
окончил юридический факультет Московского университета, продолжил
образование в Марбурге у П.Наторпа и Г.Когена. В 1914 защитил магистерскую
диссертацию Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе
трансцендентальной философии. С 1917 - профессор философии права
Московского университета. В 1922 был выслан из России. Преподавал в
основанной Н.А.Бердяевым Религиозно-философской академии в Берлине, в
Богословском институте в Париже, работал редактором в издательстве ИМКА-
Пресс. С 1925 - один из редакторов религиозно-философского журнала "Путь".
В 1950-е годы сотрудничал с Национально-трудовым союзом (НТС). Основные
произведения Вышеславцева эмигрантского периода: Этика преображенного
Эроса. Проблемы Закона и Благодати, 1931; Кризис индустриальной культуры,
1953; Вечное в русской философии, 1955).
Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954.
Уже в своей книге о Фихте, положительно характеризуя принципы
трансцендентального идеализма, Вышеславцев особо подчеркивал
"иррациональные" элементы в фихтеанстве и значение интуиции в познании.
"Тема метафизики - вся таинственная беспредельность, развертывающаяся в
интуиции". Интуиция оказывается своего рода "прорывом" к абсолютному,
которое "не дано в понятиях". Этот интерес к иррациональному в бытии и
познании получил развитие в последующем творчестве Вышеславцева. В Этике
преображенного Эроса он утверждал, что "мы окружены непознаваемым и
недоказуемым", что "иррациональная глубина бытия смотрит на нас отовсюду".
В то же время для Вышеславцева "иррациональное" отнюдь не противостоит
разуму, а, напротив, является "основой" разумности в мире и в человеке:
"Это Абсолютное, будучи иррациональным, лежит в основе рационального как
его основание". В этом отношении философская позиция Вышеславцева близка
метафизике всеединства (особенно учению о "непостижимом" С.Л.Франка).
В опыте построения нравственной метафизики Вышеславцев обращался к
психоаналитическим теориям Фрейда и Юнга. Традиция нормативной этики
("этики закона"), считал он, оказалась подорванной в самих своих основах
благодаря учению о "бессознательном". Кантианский долг апеллирует
исключительно к разуму и совершенно игнорирует иррациональное,
бессознательное начало в человеческой душе. Основой "новой", творческой
этики, по Вышеславцеву, должна стать "преображающая сила воображения".
Психоаналитическая "сублимация", в его трактовке, фиксирует ту же динамику
психической жизни, которая в христианской мистике выступает как процесс
духовного преображения и "обожения" личности. Новая этика, "преодолевающая
морализм", соединяет эти две традиции и оказывается способной "преображать
и сублимировать". Иррациональное (эротическое) и рациональное в человеке
образуют единую основу его этической позиции и нравственных действий.
Принципиальным же недостатком психоаналитического понимания "сублимации"
является, согласно Вышеславцеву, отсутствие в теории Фрейда метафизической
"вертикали": нет Абсолюта, нет богочеловеческого процесса и,
соответственно, нет высшей (возвышающей) цели для сублимации, которая в
"плоскостно"-позитивистском варианте оказывается либо хаотически-витальным
актом, либо обретает вполне "технологический" смысл в системе
психоаналитической практики. К философам, которые отстаивали
метафизический смысл "бессознательного" и, одновременно, признавали
человеческую свободу (свободу "произвола", "абсолютного выбора"),
Вышеславцев в первую очередь относил Н.Гартмана. Для самого Вышеславцева
обращение к бессознательному - это движение к Абсолюту, к "очевидности
иррациональной глубины бытия". Без такой "возвышающей" цели человек
оказывается "закованным в самом себе", "пойманным в заколдованном кругу
самосознания". В конечном счете, согласно Вышеславцеву, сама человеческая
свобода раскрывается в отношении к Абсолюту и есть не что иное, как
"свободная зависимость".
ЛИТЕРАТУРА
Гаврюшин Н.К. Б.П.Вышеславцев и его "философия сердца". - Вопросы
философии, 1990, № 4
Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994 |
Новый философский словарь |
(1877-1954)
русский философ, экстраординарный профессор Московского университета (1917). Окончил юридический факультет Московского университета, в Марбурге принимал участие в семинарах Наторпа и Когена. В 1922 - выслан за границу. Участник издания журнала "Путь", руководимого Бердяевым. Редактор издательства ИМКА-пресс. Один из активных деятелей экуменического движения. Главные произведения: "Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии" (1914), "Русская стихия у Достоевского" (1923), "Проблемы религиозного сознания" (1924), "Христианство и социальный вопрос" (1929), "Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати" (1931), "Философская нищета марксизма" (1952), "Кризис индустриальной культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм" (1953), "Вечное в русской философии" (1955) и др. В. занимался кардинальными вопросами философской антропологии, иррациональным в культуре, проблемами богословского характера. Пытался осуществить синтез религии и современной философии. Исследуя различные аспекты темы "сердца" в духовных традициях ряда религий, В. раскрывал принципиально разнокачественное содержание соответствующих моделей описания природы и сущности человека. Изучение, объяснение и описание генезиса стандартизированной массовой культуры в контексте процессов индустриализации и урбанизации западного общества явились одной из ипостасей философского творчества В. По В., процессы чрезмерно быстрого роста народонаселения Земли 20 века вкупе с ошеломляющим увеличением количества и номенклатуры новых вещей результировались в том, что традиционные общественно-просветительские учреждения оказались не в состоянии адекватными темпами социализировать и очеловечивать массы людей, склонных к разрушению культурных ценностей, само - и взаимоистреблению. Попытки В. осуществить философский анализ неизбежного трагизма судеб человечества 20 столетия в контексте торжества воинствующих ценностей деструктивного иррационализма сближают его творчество с традицией миропонимания Ницше, Юнга и др.
А.А. Грицанов |
|
|