Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        съезды высшего духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов. На В. с. обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признаёт лишь семь первых В. с., происходивших до разделения церквей (См. Разделение церквей) (начало которому было положено в 3-й четверти 9 в.) и созывавшихся римскими, затем византийскими императорами для усиления христианской церкви как господствующей. После разделения церквей папы римские возобновили съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая, однако, именовать их В. с. и соответственно присваивая им порядковые номера в продолжение первых семи.
         Вселенские соборы (с указанием важнейших из ставившихся на них вопросов): 1) 1-й Никейский, 325 (осуждение арианства (См. Арианство), выработка «символа веры» (См. Символ веры), лёгшего в основу ортодоксального христианства); 2) 1-й Константинопольский, 381 (повторное осуждение арианства, подтверждение ортодоксального учения о троице (См. Троица)); 3) Эфесский, 431 (осуждение несторианства (См. Несторианство)); в 449 был созван новый Эфесский собор, на котором победили Монофиситы, но который следующим собором был объявлен «разбойничьим» и соответственно исключён из числа В. с.; таким образом, 4-м В. с. считается собор 451; 4) Халкидонский, 451 (осуждение монофиситства, отмена решений Эфесского собора 449); 5) 2-й Константинопольский, 553 (уступка монофиситам: осуждение 3 церковных писателей 5 в., последователей несторианства; до конца 6 в. римская церковь отказывалась принять решения этого собора); 6) 3-й Константинопольский, 680—81 (осуждение монофелитов (См. Монофелиты)); в 692 в Константинополе был созван Трулльский собор (заседания проходили в дворцовых покоях, именуемых Трулло), его решения дополняли каноны 5 и 6-го В. с., поэтому он рассматривается как дополнение к 5 и 6-му соборам (отсюда известен под названием «Пятошестого»); 7) 2-й Никейский, 787 (осуждение иконоборчества (См. Иконоборчество)); 8) 4-й Константинопольский, 869—70 (осуждение константинопольского патриарха Фотия (См. Фотий); собор обнаружил острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквами; оформившиеся впоследствии православие и католицизм оценивают собор различно: католицизм признаёт его 8-м вселенским, православие не признаёт); 9) 1-й Латеранский (Латеранские соборы проводились в Латеранском дворце — резиденции пап в Риме), 1123 (утверждение Вормсского конкордата, положившего конец борьбе за инвеституру (См. Инвеститура)); 10) 2-й Латеранский, 1139 (осуждение Арнольда Брешианского (См. Арнольд Брешианский)); 11) 3-й Латеранский, 1179 (осуждение вальденсов (См. Вальденсы), катаров (См. Катары), установление порядка избрания пап); 12) 4-й Латеранский, 1215 (осуждение альбигойцев (См. Альбигойцы), вальденсов, санкционирование инквизиции (См. Инквизиция)); 13) 1-й Лионский, 1245 (отлучение Фридриха II Штауфена); 14) 2-й Лионский, 1274 (уния с православной церковью); 15) Вьеннский, 1311—12, созванный первым авиньонским папой Клементом V (упразднение ордена тамплиеров (См. Тамплиеры)); 16) Констанцский, 1414—18 (положил конец «великому расколу» (См. Великий раскол), казнь Я. Гуса, осуждение Дж. Уиклифа); 17) Базельский, 1431—49 (см. Базельский собор; иногда католической историографией 17-м В. с. считается Флорентийский собор, а первые 25 заседаний Базельского рассматриваются как его начало); 18) 5-й Латеранский, 1512—17 (церковная реформа); 19) Тридентский, 1545—63 (см. Тридентский собор); 20) 1-й Ватиканский, 1869—70 и 21) 2-й Ватиканский, 1962—65 (см. Ватиканские соборы).
         Лит.: Шейнман М. М., Папство, М., 1959; Лозинский С. Г., История папства, М., 1961; Jedin H., Kleine Konziliengeschichte, Freiburg in Breisgau — Basel — W., 1959
         А. П. Каждан, Б. Я. Рамм.
Современная Энциклопедия
ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ, съезды высшего духовенства христианской церкви. На Вселенский собор выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает 7 первых Вселенских соборов (4 - 8 веков). После разделения церквей (1054) римские папы возобновили (с 12 века) съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая именовать их Вселенскими соборами.
Русская цивилизация
Святая Православная Церковь после кончины апостолов руководится Священным Писанием и Святым Преданием. В особенных же случаях, для обличения лжеучителей или для разрешения различных недоразумений, на основании заповеди Самого Спасителя и по примеру святых апостолов, собирают Соборы. Они бывают Вселенские, на которые собираются пастыри и учители Церкви, по возможности со всей вселенной, и Поместные, когда собираются пастыри и учители одной какой-либо области.
Вселенский Собор есть высшая на земле власть Святой Церкви Христовой, осуществляемая водительством Святого Духа, как и сказано было в постановлении Апостольского Собора: «Изволися Духу Святому и нам». Вселенских Соборов было семь.
Первый Вселенский Собор был созван в 325 в городе Никее, при императоре Константине Великом, против лжеучения александрийского священника Ария. Арий отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Троицы, Сына Божия, от Бога Отца и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. На Соборе присутствовали свт. Николай Чудотворец, свт. Афанасий Великий — всего 318 свв. отцов.
Они осудили ересь Ария и утвердили, что Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец: Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.
Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа веры.
СЕМЬ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ
I Никейский (325) — Сформулировал первую часть Символа веры, дав определение божественности Сына Божьего.
I Константинопольский (381) — Сформулировал вторую часть Символа веры, дав определение божественности Святого Духа.
Ефесский (431) — Дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего и Марии как Божьей Матери.
Халкидонский (451) — Дал определение Иисуса Христа как истинного Бога и Истинного человека в одном лице.
II Константинопольский (553) — Еще раз подтвердил учение о Св.Троице и об Иисусе Христе.
III Константинопольский (680-691) — Подтвердил истинное Человечество Иисуса Христа через познание Его человеческой воли и действий.
II Никейский (787) — Провозгласил икону как истинное выражение христианской веры.
Память святых отцов семи Вселенских Соборов отмечается 18/31 мая.
Смысл почитания отцов Вселенских Соборов состоит в том, что только они, всецело выражая собой веру, волю и разум Кафолической Вселенской Церкви — Полноты Православия, обладают даром выносить непогрешимые и для всех обязательные определения в области христианской веры и церковного устроения.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ


будет выглядеть так: Что такое ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ