Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВИДИМОСТЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        возможность зрительного восприятия удалённых от наблюдателя объектов. Характеризуется либо степенью В. — различимостью (насколько отчётливо виден объект), либо дальностью В. — расстоянием, на котором наблюдаемый объект становится не различим глазом. В зависимости от среды наблюдения разделяют на: видимость атмосферную (См. Видимость атмосферная) (в воздухе), В. подводную (в воде) и В. в твёрдых средах (например, в стекле). В общем случае различимость объекта зависит от его угловых размеров, уровня яркости, контраста между фоном и объектом, времени восприятия объекта, степени загрязнения среды и др. технических и физиологических факторов. Определение В. объекта — одна из основных задач инженерной психологии, связанная с развитием систем автоматического управления, включающих устройства отображения для наглядной и быстрой передачи информации человеку-оператору.
         Лит.: Инженерно-психологические требования к системам управления, М., 1967; Вудсон У., Коновер Д., Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов, пер. с англ., М., 1968.
         В. П. Исаев.
Орфографический словарь Лопатина
в`идимость, в`идимость, -и
Словарь Ожегова
В’ИДИМОСТЬ, -и, жен.
1. см. видимый.
2. Возможность видеть (во 2 знач.). Хорошая в. Горизонтальная, вертикальная в. (при полёте).
3. Внешность, преимущ. обманчивая (разг.). В. благополучия.
• По (всей) видимости, вводн. (разг.) по-видимому, вероятно.
Словарь синонимов Абрамова
см. вид, призрак
Словарь Ушакова
В’ИДИМОСТЬ, видимости, мн. нет, ·жен.
1. Доступность зрению, возможность видеть то, что нужно (·книж. ). В ясную погоду видимость лучше. Неприятель был в поле видимости артиллерии.
2. Что-нибудь внешнее, что производит обманчивое впечатление (·прост. ). Это только видимость. Для видимости. Одна видимость.
• По видимости (·прост.) - то же, что по-видимому.
Толковый словарь Ефремовой
[видимость]
ж.
1)
а) Возможность видеть удаленные предметы.
б) Доступное обозрению пространство.
2) разг.-сниж. Внешний вид, облик.
3) Внешний вид кого-л., чего-л., производящий обманчивое впечатление.
Философский словарь
(кажимость) — понятие, выражающее момент обманчивости в восприятии объекта или явления. В. имеет двоякий источник. С одной стороны, это совокупность объективных характеристик предмета или процесса на уровне явления, с др. — способ объяснения этих характеристик субъектом или их преобразование в процессе получения информации о них. Напр., в результате различных коэффициентов преломления светового луча в воздухе и воде палка, опущенная наполовину в воду, кажется надломленной. Тот факт, что в условиях капитализма владелец банковского вклада получает процент, владелец завода — прибыль, а владелец земли — ренту, в силу его привычности трансформируется в сознании в В. того, что эти формы доходов не связаны друг с другом и что земля порождает ренту, предприятия — прибыль, а денежный вклад — процент, в то время как на самом деле во всех этих случаях мы имеем дело с формами присвоения неоплаченного труда рабочих. Задача исследования часто состоит в анализе механизма возникновения В., в поисках ее корней и правильном объяснении явления, в переходе от В. через явления (связь явлений) к сущности.
Философский энциклопедический словарь
ВИДИМОСТЬ – обманчивое отражение, ложный образ, «пустая» кажимость (см. также ИЛЛЮЗИОНИЗМ). В психологии различают созерцательную видимость (образ отражения и т. п., см. Инверсия) от более или менее проверенной видимости, которая может служить знаком чего-либо объективно существующего (см. ЯВЛЕНИЕ, РЕАЛЬНОСТЬ); в этом смысле существует видимость всего данного в созерцании, которое принадлежит к сфере макрокосмоса и при этом может быть неидентичным с объективной действительностью. см. также ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Философский энциклопедический словарь 2
        кажимость, непосредственное, одностороннее проявление сущности, неадекватно выраженной отд. явлениями. В процессе непосредств. созерцания вещи нередко представляются не так, как они существуют сами по себе, а так, как они отражаются в других вещах, с которыми они взаимодействуют, как они воспринимаются в зависимости от условий и самого устройства органов восприятия. В. не есть порождение сознания, в ней преломляются реальные отношения вещей, их сущность, так же как и реальные условия наблюдения. Напр., кажется, что Солнце передвигается по небесному своду с Востока на Запад.
        Категория В., с одной стороны, фиксирует неадекватность и неполноту выражения сущности в том пли ином явлении, поскольку ни одно явление не выражает полностью сущности. В этом заключается один из источников заблуждения, когда выводы делаются на основе неполной, односторонней информации, причём эта особенность информации не осознаётся, не учитывается. С др. стороны, категория В. отражает противоречия процесса познания, движение познания от явления к сущности, диалектич. отрицание теоретич. знанием эмпирически данного, противоречие между рациональным и чувственным. Чувств. образы предоставляют материал для теоретич. знания, но коль скоро эти данные интерпретируются как готовое знание, возникает В. знания, отражающая В. явлений. Анализ В.— необходимый момент в познании. Великое открытие Коперника научно объяснило В. непосредственно наблюдаемого движения Солнца. Энгельс писал, что «...видимое движение небесных тел делается понятным лишь для того, кто знает их действительное, но чувственно не воспринимаемое движение» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 221).
        Особенно сложной исследовательской задачей является познание сущности обществ. отношений. К. Маркс в «Капитале», анализируя «триединую формулу» вульгарной политич. экономии, согласно крой капитал порождает прибыль, земля — ренту, а труд пролетария — зарплату, показывает, что эта формула отражает В. капиталистич. производства, в котором все виды доходов в действительности являются частями создаваемой пролетариями прибавочной стоимости. Однако возникающая в экономич. отношениях В. объективна и существенна, поскольку в среднем прибыль капиталиста пропорциональна величине авансированного капитала, а рента землевладельца — количеству и качеству его земли.
        Первые представления о В. возникли ещё в античности (элеаты, Демокрит, Платон). Впервые систематич. разработкой категории В. занялся Гегель. В. И. Ленин, конспектируя «Науку логики», материалистически переработал гегелевские положения, подчеркнув объективный и существ. характер видимости. «Не только Wesen (сущность.— Pед.), но и Schein (видимость.— Ред.) объективны» (ПСС, т. 29, с. 89). И далее: «Кажущееся есть сущность в одном ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов. Сущность кажется тем-то! Кажимость есть явление (Schemen) сущности самой в самой себе» (там же, с. 119). В. и сущность — единство противоположностей; противоречие между ними есть противоречие самой сущности, присущее ей отрицание своей огранич. определённости.
        Маркс К., Капитал, т. 3, гл. 48, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2; Э и г е л ь с Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же, т 20· Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29. ВИЗЕ (Wiese) Леопольд фон (2.12.1876, Глац,—11.1. 1969, Кёльн), нем. социолог. В 1933 эмигрировал в США, с 1945 — в Зап. Германии. Представитель формальной социологии и последователь Зиммеля. В. считал целью социологии исследование всеобщих форм социальных явлений. При этом он отвлекался от их конкрет-но-историч. содержания и противопоставлял свою концепцию марксистской теории. Основу его теории составляет т. н. социология отношений. Общество, по В.,— абстракция, существует лишь «социальное» или «межчеловеческое», представляющее сеть отношений между людьми; каждое из них является результатом определ. социальных процессов. В. строит типологию таких процессов и отношений исходя из понятия социальной дистанции — от высшей степени ассоциации (амальгамация) до высшей степени диссоциации (конфликт). На основе социальных процессов возникают социальные структуры как совокупность межчеловеч. отношений, классифицируемые В. по степени их устойчивости (длительности) и абстрактности: конкретные группы (краткоживущие); абстрактные группы (длительные) — народ, нация; группы с непосредств. взаимоотношениями — семья; абстрактные коллективы — государство, церковь. Идеи В. оказали одредел. влияние на бурж. социологию.
        System der allgemeinen Soziologie..., В., 1955'; Das Soziale im Leben und Denken, Koln, 1956; Philosophie und Soziologie, B., 1959; Ethik der sozialen Gebilde, Fr./M., 1961; Wandel und Bestandigkeit im sozialen Leben, B., 1964; Das Ich und das Kollektiv, B., 1967; Der Mitmensch und der Gegenmensch im sozialen Leben der nachsten Zukunft, Koln, 1967; Geschichte der Soziologie, B., 19719.
        Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 5, с. 107—10; О с и п о в Г. В., Совр. бурж. социология, М., 1964.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВИДИМОСТЬ


будет выглядеть так: Что такое ВИДИМОСТЬ