Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ВЕРСТОВСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Алексей Николаевич [18.2(1.3).1799, имение Селиверстово Тамбовской губернии, — 5(17).11.1862, Москва], русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка), брал также уроки пения, композиции. В 1823 поселился в Москве, в течение 35 лет занимал ведущее положение в её театральной жизни. С 1825 инспектор музыки, с 1830 инспектор репертуара императорских московских театров. В 1848—60 управляющий конторой Дирекции императорских московских театров. В. способствовал повышению художественного уровня спектаклей, обогащению репертуара, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров, оркестровых музыкантов.
         В творчестве композитора центральное место занимают музыкально-сценические произведения. В. — один из основоположников жанра русской оперы-водевиля; он написал более 30 опер-водевилей, в том числе «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 181.9), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827). Работа В. над водевилями подготовила его оперное творчество. В созданных композитором 6 операх — «Пан Твардовский» (1828), «Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев» (1832), «Громобой» (1854, постановка 1857) и др. — народное русское начало сочетается с романтизированной театр фантастикой. Лучшая из опер В. — «Аскольдова могила» (1835) благодаря яркости музыкально-сценических образов, доходчивости музыки, построенной на бытовом романсово-песенном материале, завоевала огромную популярность. Эта опера — значительное явление русской музыки 1-й половины 19 в. В творчестве В. высокого развития достиг жанр русской вокальной баллады. Лучшие из его баллад — «Чёрная шаль» (слова А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (слова В. А. Жуковского) и др. — отличаются яркой театральностью (исполнялись на сцене в виде театрализованных представлений в сопровождении оркестра).
         В. принадлежит статья «Отрывки из истории драматической музыки», напечатанная в «Драматическом альбоме для любителей театра и музыки» (1826, изд. В. совместно с А. И. Писаревым). В. издал также два «Музыкальных альбома» (на 1827, на 1828).
         Лит.: Серов А. Н., А. Н. Верстовский и его значение для русского искусства, в его кн.; Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Финдейзен Н., А. Н. Верстовский, «Ежегодник императорских театров». Сезон 1896—1897 гг., прилож. 2, СПБ, 1898 (имеется отд. оттиск); Асафьев Б., Композитор из плеяды славяно-российских бардов: Алексей Николаевич Верстовский, «Советская музыка», 1946, № 8—9; Левашова О., А. Н. Верстовский. (К 150-летию со дня рождения), там же, 1949, №6; Доброхотов Б., А. Н. Верстовский. Жизнь, театральная деятельность, оперное творчество, М. — Л., 1949.
Современная Энциклопедия
ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799 - 1862), композитор и театральный деятель, представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в том числе "Аскольдова могила" (1835); романсы, баллада "Черная шаль" (1823) и др.; музыка к театральным спектаклям, в том числе к 25 водевилям.
Ономастикон
Как ни странно, но никакого отношения к слову «верста» не имеет. Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова; по традиции XVIII века внебрачным детям дворян придумывалась новая фамилия, в которой нередко оставалась часть отцовской, в данном случае «верст». Ср. Агин из Елагин, Бецкой из Трубецкой, Пнин из Репнин. (Н)
Русская цивилизация
Алексей Николаевич (18.02.1799-5.11.1862), композитор, певец, скрипач, пианист, крупный театральный деятель. Из дворян Тамбовской губ.
С 1823 Верстовский жил в Москве, где поступил в Московскую контору императорских театров. В 1825 Верстов-ский был назначен «инспектором репертуара и трупп», а в 1842 управляющим Московской театральной конторой.
В течение 35 лет (до 1860) Верстовский играл руководящую роль в деятельности московских театров, которая была высоко оценена А. Н. Островским. В 1827 Верстовский по совету С. Т. Аксакова написал оперу «Пан Твардовский» (на либретто М. Н. Загоскина), прошедшую в 1828 в Москве с большим успехом. В Петербурге в 1832 была поставлена опера Верстовского «Вадим, или Двенадцать спящих дев» по одноименной поэме В. А. Жуковского. Но настоящую славу Верстовскому принесла опера «Аскольдова могила» (1835, на либретто Загоскина), поставленная до к. 1860-х в Москве 400, а в Петербурге 200 раз. Верстовским были написаны еще 3 оперы («Тоска по родине», «Чурова Долина», «Громобой»), не имевшие, однако, успеха. Верстовский — автор музыки к различным драматическим произведениям, а также многих романсов, из которых особую популярность получил романс «Черная шаль» на слова А. С. Пушкина.
В. А. Федоров
Энциклопедия Отечеcтво
ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (1799-1862), композитор и театральный деятель; представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в т. ч. "Аскольдова могила" (1835); романсы, баллада "Чёрная шаль" (1823) и др. Один из основоположников русской оперы-водевиля (св. 30, в т. ч. "Бабушкины попугаи", 1819, и др.). 35 лет работал в московских театрах, в т. ч. управляющим конторой Дирекции московских императорских театров. Автор (совместно с А. А. Алябьевым) пролога "Торжество муз" (на открытие Большого театра, 1825).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ВЕРСТОВСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ВЕРСТОВСКИЙ