ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
религиозные верования древних индийцев периода разложения первобытнообщинного строя и складывания классового общества, нашедшие отражение в древнейших индийских литературных памятниках — Ведах (См. Веды). Основными чертами В. р. было обожествление сил природы, анимизм и первобытная магия. Главными богами в В. р. были бог неба Варуна, богиня матери-земли Притхиви; боги солнца под именами Сурья, Савитар, Митра, Вишну, Пушан; бог луны Сома; бог бури Рудра; бог-громовержец Индра; бог огня Агни и др. Матерью богов почиталась богиня Адити. Боги, по представлению индийцев, находились в постоянной войне со злыми демонами асурами. Боги и демоны, почти без исключения, почитались непосредственно как явления природы. С ростом имущественного и общественного неравенства боги стали олицетворять не только природу, но и общественные силы, например Индра стал выступать как царь богов и как бог войны, Варуна — как блюститель порядка. В. р. стала освящать общественное неравенство людей. Культ богов заключался в жертвоприношениях, сопровождаемых произнесением гимнов богам и магических формул, выражавших просьбу к божеству. Жрецы образовали отдельное сословие — варну Брахманов. Некоторые положения В. р. (священный характер Вед, избранность высших варн, культ богов Вишну, Рудры-Шивы и др.) сохраняются и в современном индуизме. Поздневедическую религию часто называют брахманизмом.
Лит.: Пятигорский А. М., Материалы по истории индийской философии, М., 1962; Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф., Древняя Индия, М., 1969, гл. 6; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Keith А. В., Religion and philosophy of the Veda and Upanishads, Camb. — L., 1925 (Harvard oriental series, v. 31—32).
Л. М. Осипов.
|
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ — религ. воззрения древ. индийцев, нашедшие отраж. в Ведах. Гл. богами в В. р. были бог неба Дьяус, или Варуна, богиня матери-земли — Притхиви; боги солнца — Сурья, Савитар, Митра, Вишну, Пушан; бог бури — Рудра; бог грозы — Индра; бог огня — Агни и др. Матерью богов почит. богиня Адити. Боги, по представл. индийцев, наход. в постоян. войне со злыми демона-ми — ассурами. В более позднее время Индра стал выступать как бог войны, Варуна — блюститель порядка, Агни — посредник между людьми и богами. Религ. обряд состоял в приношении жертвы, молитвах и культе предков (питаров). Обрядом жертвы, приносимой от лица племени или рода, руководили или их вожди, или спец. жрецы (брахманы); им помогали слагатели и певцы гимнов — «риши».
Умерших или хоронили в земле, или же сжигали на костре. В Ведах нет упомин. о наличии храмов и об изображ. богов, а жертвенники сооруж., когда совершался обряд жертвопринош. Мн. черты В. р. вошли в брахманизм. |
|
|