Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

УТИЛИТАРИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от лат. utilitas – польза, выгода)
        1) принцип оценки всех явлений с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков. Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения некоторых слоев англ. либеральной буржуазии. И. Бентам, основоположник У., считал основой морали полезность, которую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натуралистического и внеисторического понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естественному стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» (удовольствию) для «наибольшего числа людей» и состоит, согласно Бентаму, смысл этических норм и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отдельных лиц. По словам Маркса, Бентам «... отождествляет современного филистера – и притом, в частности, английского филистера – с нормальным человеком вообще. Все то, что полезно этой разновидности нормального человека и его миру, принимается за полезное само по себе» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 623, прим.). Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводил проблему морального выбора к простому расчёту выгод и потерь, наслаждений и страданий, которые могут повлечь за собой различные действия. Дж. Ст. Милль попытался сгладить эгоистические моменты этики У. и пришёл в итоге к эклектическому сочетанию различных принципов.
         Лит.: Милль Д. С., Утилитарианизм, пер. с англ., 3 изд., СПБ, [1900]; Stephen L., The English utilitarians, v. 1–3, L., 1900. см. также лит. при статьях Бентам, Дж. Ст. Милль.
         О. Г. Дробницкий.
Современная Энциклопедия
УТИЛИТАРИЗМ (от латинского utilitas - польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2) В этике основанное И. Бентамом позитивистское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков; получило распространение в Великобритании в 19 в.
Орфографический словарь Лопатина
утилитар`изм, утилитар`изм, -а
Словарь Ожегова
УТИЛИТАР’ИЗМ, -а, муж. (книжн.). Узкий практицизм, стремление извлекать из всего непосредственную материальную выгоду, пользу.
прил. утилитаристский, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
УТИЛИТАР’ИЗМ, утилитаризма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. utilitas - польза).
1. Буржуазное этическое учение, прикрывающее противоречия в классовом обществе лозунгом наибольшей пользы для наибольшего числа людей (филос.).
2. Деятельность, основанная на грубо материальном расчете, на стремлении извлекать из всего выгоду, узкий практицизм (·книж. ·неод. ). Все его действия обнаруживают крайний утилитаризм.
Толковый словарь Ефремовой
[утилитаризм]
1. м.
Направление в этике, согласно которому польза или выгода признаются критериями нравственности.
2. м.
Деятельность, в основе которой лежит грубый материальный расчет, стремление из всего извлекать выгоду; узкий практицизм.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas - польза, выгода) - англ. utilitarianism; нем. utilitarismus. 1. Принцип поведения, отрицающий значение духовных интересов и выражающийся в подчинении всех поступков человека получению материальной выгоды, эгоистическому расчету. 2. Этическая теория (И. Вентам, Дж. Милль), в основе к-рой лежит принцип полезности, провозглашающий единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей, что должно нейтрализовать противоположность классовых интересов и последствия конкуренции. У. определяет источник нравственности не соц.-истор. законами, а природным стремлением человека испытывать наслаждение и избегать страдания. 3. Мировоззренческая и соц.-филос. ориентация в науках о человеке, исходящая из принципа полезности как основополагающего.
Философский словарь
(лат. utilitas — польза) — этическая теория, признающая полезность поступка полным критерием его нравственности. Основатель У. Вентам определял его осн. принцип как “обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей” посредством удовлетворения их частных интересов. При этом нравственность поступка может быть математически исчислена как баланс удовольствий и страданий, полученных в его результате. Милль ввел в У. принцип качественной оценки удовольствий, требование предпочитать умственные наслаждения физическим. Различные разновидности У. возникают в зависимости от того, идет ли речь, когда формулируют критерии полезности, о пользе для данного субъекта, для других или для об-ва в целом. В последнем случае У. сближается с вариантами “разумного эгоизма” (Гельвеций, Фейербах, Чернышевский). У. кладется его сторонниками также в основу понимания функций государства и права. Перенесение абсолютизированного “принципа пользы” в теорию познания способствовало возникновению прагматизма. В 60 — 70-х гг. 20 в. наблюдалось возрождение У. в буржуазно-апологетических концепциях об-ва.
Философский энциклопедический словарь
УТИЛИТАРИЗМ (от греч. utilitas польза, выгода) – точка зрения пользы; этическое направление, считающее, что целью человеческих поступков должно быть стремление извлекать из всего материальную выгоду, пользу, благополучие, независимо от того, идет ли речь об индивиде или об обществе. Происхождение нравственных норм утилитаризм выводит, по крайней мере частично, из соображений пользы. Основателем утилитаризма как псевдоэтической системы, построенной на отождествлении добра и пользы, был Иеремия Бентам, который считал, что 4 возможно большее число людей должно стремиться к возможно большему счастью», что, способствуя благу общества, мы тем самым одновременно способствуем своему собственному (см. ЭВДЕМОНИЗМ). Как основатель утилитаризма, так и др. более поздние его представители были преимущественно англичанами: Джон Стюарт Милль, Зидвик и др.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от лат. utilitas — польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений ст. зр. их полезности, возможности служить средством для достижения к.-л. цели. 2) Направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеч. поступков. Получило широкое распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения некоторых слоев англ. либеральной буржуазии. Бентам, основоположник У., считал основой морали полезность, которую он отождествлял с наслаждением. Исходя из натура-листич. и внеисторич. понимания природы человека, Бентам видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естеств. стремлению людей испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии «наибольшему счастью» (удовольствию) для «наибольшего числа людей» и состоит, согласно Бентаму, смысл этич. норм и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как сумму благ всех отд. лиц. По словам К. Маркса, Бентам «...отождествляет современного филистера — и притом, в частности, английского филистера — с нормальным человеком вообще. Все то, что полезно этой разновидности нормального человека и его миру, принимается за полезное само по себе» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 623, прим.).
        Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводил проблему морального выбора к простому расчёту выгод и потерь, наслаждений и страданий, которые могут повлечь за собой различные действия. Дж. С. Милль попытался сгладить эгоистич. моменты этики У. и пришёл в итоге к эклектич. сочетанию различных принципов.
        Милль Д ж. С., Утилитарианизм, пер. с англ., СПБ, [1900]3; Stephen L., The English utilitarians, v. 1—3, L., 1900.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: УТИЛИТАРИЗМ


будет выглядеть так: Что такое УТИЛИТАРИЗМ