|
|
|
|
|
УИКЛИФ ДЖОН |
Мультимедийная энциклопедия |
(Wyclliffe, John)
(ок. 1330-1384), английский теолог, родился ок. 1330, вероятно, близ
Ричмонда (графство Йоркшир). Фамилию семья получила по названию
близлежащей деревни. В жизни Уиклифа выделяют три периода: 1) до 1373 -
академический; 2) 1374-1378 - политический; 3) 1379-1384 - еретический.
В 1372 или 1373 Уиклиф получил в Оксфордском университете степень магистра
теологии, проведя почти четверть века на студенческой скамье. Написал
множество работ по логике и философии и приобрел в университете репутацию
выдающегося полемиста-схоласта; но по церковной иерархической лестнице
продвигался медленно, и высоких постов ему не предлагали. В 1360 стал
Мастером (главой) Бейллиол-колледжа Оксфордского университета. После
назначения его на должность священника в Филлингаме (в 1368 он перебрался
в Ладгершалл, графство Бакингемшир) вынужден был оставить
преподавательскую деятельность. Затем, до 1381, за вычетом короткого
периода, когда он возглавлял Кентербери-колледж в Оксфордском
университете, жил в Кембридже, снимая комнату в Куинз-колледже.
На королевскую службу Уиклиф поступил незадолго до 7 апреля 1374, когда
Эдуард III назначил его приходским священником в Латтеруэрте. Ему было
поручено защищать антиклерикальный курс сына короля, Эдуарда, принца
Уэльского. Летом 1374 Уиклиф находился в Брюгге, помогая отстаивать перед
нунцием папы Григория XI позицию правительства, которое протестовало
против обложения английского клира папским налогом и против папских
назначений своих кандидатов на церковные должности в Англии. С 1374 до
1376 он работал в Оксфорде над двумя трактатами О Божественной власти (De
Dominio Divino) и О светской власти (De Civili Dominio), которые закончил
в 1378. В них утверждалось право государя лишать клириков, совершивших
прегрешения, источников их доходов.
Принц умер в 1376, но его брат, Джон Гентский, призвал Уиклифа в Лондон,
чтобы тот в своих проповедях выступил против епископальной системы
правления и с другой критикой. Проповедник справился с поручением
настолько успешно, что собрание его теологических мнений было отправлено в
Рим для изучения, а самого Уиклифа вызвали на допрос высшие английские
иерархи в собор св. Павла. Джон Гентский присутствовал на этом допросе (19
февраля 1377) и настолько ожесточенно спорил с епископом Лондонским
Уильямом Кортни, что судьи в растерянности прекратили разбирательство.
Никаких дальнейших шагов против Уиклифа не было предпринято до тех пор,
пока 18 декабря в Англии не были обнародованы папские буллы,
предписывавшие арестовать его и провести расследование по поводу тех его
заблуждений, которые затрагивали церковное руководство. Но и после этого
он находился под защитой университетских властей и его друзей при дворе.
Следующая попытка отдать его под суд в Ламбете (в марте 1378) была
расстроена овдовевшей принцессой Уэльской. Свои политические способности
Уиклиф в последний раз продемонстрировал в Глостерском парламенте в
октябре 1378, где защищал право на нарушение неприкосновенности храма
королевскими чиновниками в Вестминстерском аббатстве.
В ответ на церковные обвинения Уиклиф начал критиковать католическую
практику и учение. В этот период он побудил своих последователей взяться
за перевод Библии на английский язык. Смерть Григория XI и последовавший
за ней папский раскол (т.н. великая схизма, 1378-1417) спасли его от
дальнейших преследований со стороны Рима. Его бывшие политические
союзники, хотя и не симпатизировали его идеям, все же защитили его от
врагов в Англии. В 1381, действуя, вероятно, по совету Джона Гентского,
Уиклиф удалился из Оксфорда в сравнительно глухое место (Латтеруэрт) после
того, как комиссия в его университете небольшим большинством голосов
осудила его взгляды на евхаристию как еретические. Это решение было
подтверждено с еще более строгой формулировкой на соборе в Блэкфрайаре
(Лондон) архиепископом Кентерберийским в мае 1382, когда кучку оставшихся
у него учеников вынудили отречься от его взглядов. К тому времени, однако,
учение Уиклифа распространилось за пределы университета и сохранялось в
вульгаризированной форме усилиями небольшого числа ревностных, но
необразованных проповедников. Лолларды, так назывались члены этой секты,
периодически нарушали спокойствие светских и церковных властей вплоть до
Реформации. Уиклиф умер от удара в Латтеруэрте 31 декабря 1384. Его идеи
были восприняты в континентальной Европе, особенно среди гуситов,
последователей чешского реформатора Яна Гуса (ок. 1369-1415).
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней |
Джон Уиклиф и Ян Гус: два долютеровских реформатора
Идеи Оккама и Марсилия об оппозиции двух властей и верховенстве Собора были горячо поддержаны европейскими монархами, которые намеревались создать национальные церковные институты, экономически контролируемые государством. Эти цели были достигнуты тем скорее, чем более драматичной становилась ситуация понтификата, который мало-помалу превращался в финансовую машину, благодаря фискальной политике курии. Результат этих процессов коснулся церковного организма как снаружи, так и изнутри. Дело шло к реформе. Два мыслителя сделали это явью для всех — англичанин Джон Уиклиф и богемец Ян Гус.
Джон Уиклиф (1320—1384) учился в Оксфорде, где познакомился с идеями Скота и Оккама, особенно повлияли на него работы Томаса Брадвардина (умер в 1349 г.). В своей работе, посвященной критике пелагианства, Брадвардин исходит из аксиомы, согласно которой Бог абсолютное первоначало, и его воля не только достаточное основание, но и детерминирующая причина всех волевых действий человека. Уиклиф, разделяя такую позицию, усилил теологический детерминизм, где божественная инициатива тотальна и абсолютна, человек лишь реализует ее своими действиями. Его выводы таковы: авторитет папы и клира не вписывается в Библию; присутствие Христа в евхаристии и особое действие таинств сомнительны; все решает внутренний акт личностной веры.
В споре и затем в открытом столкновении папства с английской короной он стал главой антицерковного движения. Из работ Уиклифа известны такие: "Об идеях", "Трактат о логике", "О Божественном господстве", "О власти папы", "О долге государя" и другие. Человек — подданный Бога в прямом и непосредственном смысле. Между Богом и человеком не может быть никаких посредников. Церковь — сообщество избранных и призванных во главе с Христом, но не Папой. Иерархический аппарат развивается рука об руку с духовной деградацией. Видимой церкви Уиклиф противопоставляет церковь невидимую, мистическую общину избранных к спасению в Боге.
Поскольку предназначение целиком во власти Божией, это тайна; никакое деяние не достаточно для спасения, оно даруется благодатью. Однако, бедность есть знак принадлежности к истинной церкви. Уиклиф призывает в своих проповедях к чтению Библии в подлиннике, становясь мало-помалу народным лидером. Движение лоллардов и атака на господствующие классы в 1427 году были продолжением радикализма Уиклифа. Все люди были равны в начале времен, рабство появилось по воле злодеев и церковных иерархов, которые не от Бога. Ведь если бы Бог захотел сделать кого-то рабом, он сделал бы это с самого начала, так умозаключали лолларды.
Аналогичной была позиция Яна Гуса (1369—1415), сочинения, жизнь и смерть которого были посвящены борьбе Богемии против империи и церкви. Он также полагал истинной невидимую церковь избранных, был яростным противником роскоши и несправедливости, автором теории паритета клира и мирской власти, настаивал на необходимости проповедывать на национальном языке. В 1410 году Ян Гус выступил с проповедью о святой католической церкви, которую он назвал мистическим телом верующих в Христа. Пражский епископ приказал сжечь книги еретика, чем спровоцировал народное восстание. В 1412 году Гус был отлучен от церкви, но не покорился. В 1415 году его заживо сожгли в Констанции. Однако народное движение гуситов погасить не удалось, почти 100 лет оно будоражило Богемию. В 1426 году была признана национальная богемская церковь с правами автономии, а через два года королем Богемии стал гусит Йиржи Подебрад. В 1415 году были эксгумированы останки Уиклифа, с тем, чтобы развеять их по ветру. Жаль, но с идеями еретиков курия не могла расправиться аналогичным образом. "Все мы гуситы, не подозревая того", — скажет позже Лютер. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: УИКЛИФ ДЖОН
будет выглядеть так: Что такое УИКЛИФ ДЖОН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|