Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

УЭЛЛС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Уэллс (Wells)
        Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли, – 13.8.1946, Лондон), английский писатель. Происходил из мелкобуржуазной среды. Окончил Лондонский университет (1888). К 1891 получил два учёных звания по биологии, с 1942 доктор биологии. В 1893 опубликовал учебники биологии и физиографии, в 1930 – популярную книгу «Наука жизни» (т. 1–3, совместно с Дж. Хаксли). Романом «Машина времени» открыл историю научной фантастики (См. Научная фантастика) 20 в., опираясь на естественно-научные концепции. Литературными источниками для У. послужили произведения Дж. Свифта, Вольтера, амер. и нем. романтиков. Полемизируя с позитивистами, У. доказывает, что развитие общества в рамках буржуазного строя закончится вырождением и гибелью человечества. В «Острове доктора Моро» (1896) аллегорически представлена история цивилизации – процесса необходимого, но чудовищно жестокого. Роман «Человек-невидимка» (1897) направлен как против косности мещан, так и против ницшеанского «сверхчеловека». «Война миров» (1898) рассказывает о нашествии с Марса, заставившем людей усомниться в совершенстве своей общественной организации. Сцены народной революции, потрясшей капиталистическое общество в 21 в. нарисованы в романе«Когда спящий проснется» (1899). Ранний цикл завершается романами «Первые люди на луне» (1901) и «Пища богов» (1904). «Колёса фортуны» (1896) открывают список бытовых романов У.: «Любовь и мистер Люишем « (1900), «Киппс» (1905), «История мистера Полчи» (1910), «Билби» (1915). Сенсацию вызвал роман «Анна-Вероника» (1909), посвящены вопросу эмансипации женщины. Самый значительных из нефантастических романов У. «Тоно-Бенге» (1909) был попыткой в традициях О. Бальзака дать «поперечный разрез» англ. общества. Претерпевает изменения и манера У.-фантаста: «В дни кометы» (1906) – бытовой роман с вкраплением фантастического элемента; роман «Война в воздухе» (1908) написан в духе «технической» фантастики Жюля Верна, фантастического элемента лишён роман «Освобожденный мир» (1914), посвящена военному и мирному использованию атомной энергии.
         С 1900 У. выступает с прогностическими и утопическими произведениями: трактат «Предвиденья» (1901), ряд статей. В романе-трактате «Современная утопия» (1905) выдвинут проект переустройства мира на основах государственного социализма с широким допущением частного предпринимательства. Основу идеологии У. составляет просветительство (см. Просвещение), истолкованное применительно к 20 в. и приобретшее характер буржуазного реформизма порою весьма радикального толка (трактат «Новые миры вместо старых», 1908). Однако в романе-трактате «Мир Вильяма Клиссольда» (1926) и трактате «Легальный заговор» (1928) У. резко противопоставляет свои теории марксизму. В 1903–09 У. состоял член «Фабианского общества» и, хотя острокритически воспринимал политический оппортунизм фабианцев, его собственное мировоззрение было лишь одной из форм фабианства.
         В годы 1-й мировой войны 1914–18 У. – деятельный участник военной пропаганды (книга «Война, которая покончит с войнами», 1914). В 1916 опубликовал антивоенный роман «Мистер Бритлинг пьёт чашу до дна», но официально своих позиций не изменил. Наметившиеся здесь богостроительские теории были развиты У. в повестях «Бог – невидимый король» (1917), «Душа епископа» (1917) и др. Пропаганде новой религии как средства перевоспитания человечества посвящен также «Очерк истории» (1920), «Краткий очерк истории» (1922) и др. работы по истории и педагогике. В 1923 У. опубликовал просветительский роман-утопию «Люди как боги». Начиная с романа «Накануне» (1927) занял активную антифашистскую позицию (роман «Самодержавие мистера Паргема», 1930; повесть «Игрок в крокет», 1936). Незаурядное сатирическое мастерство У. выявилось в романах «Мистер Блетсуорси на острове Ремпол» (1928), «Бэлиингтон Блепский» (1932) и «Необходима осторожность» (1941). В 1933 был избран президентом ПЕН-клуба.
         У. трижды (в 1914, 1920 и 1934) посетил Россию. Его беседа с В. И. Лениным (6 октября 1920) получила широкую известность благодаря книге «Россия во мгле» (1920). Несмотря на то, что У. не верил в способность Советской России восстановить и развить народное хозяйство без помощи Запада, «Россия во мгле» сыграла большую роль в распространении правды о Советской России и Коммунистической партии. Во время 2-й мировой войны У. выступал в поддержку Сов. Союза. Родоначальник научно-фантастической литературы 20 в., У. – крупнейший мастер критического реализма, внёсший значительный вклад в общелитературный процесс.
         Соч.: The works. Atlantic edition, v. 1–28, L., 1924–27; в рус. пер. – Собр. соч., т. 1–15, М., 1964; Краткая история человечества, М. – Л., 1924.
         Лит.: Замятин Е., Герберт Уэллс, Л., 1922; Кагарлицкий Ю., Герберт Уэллс, М., 1963; Успенский Л., Записки старого петербуржца, Л., 1970, с. 346–77; Левидова И. М., Парчевская Б. М., Г. Дж. Уэллс. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1898 – 1965, М., 1966: Bergonzi В., The early H. G. Wells, Manch., 1961; Raknem I., H. G. Wells and his critics, Oslo, 1962; H. G. Wells. A comprehensive bibliography, 2 ed., L., 1968.
         Ю. И. Кагарлицкий.
II
Уэллс
        Уэллес (Welles) Орсон (р. 6.5.1915, Кеноша, Висконсин), американский кинорежиссёр, актёр, писатель. Творческую деятельность начал в 1931 в Дублине как актёр театра. В США выступал как режиссёр-новатор («Макбет», 1936; радиокомпозиция «Борьба миров» по Г. Уэллсу, 1938). Первый фильм У. «Гражданин Кейн» (сценарий У. и Дж. Манкисвича, 1941) стал явлением в развитии не только амер., но и мирового киноискусства (в заглавной роли У.). Тему власти и её разрушительного воздействия на человеческую личность режиссёр разрабатывал также и в др. фильмах («Макбет» по Шекспиру, 1948; «Мистер Аркадии» по собственному роману, 1955; в заглавных ролях У.). Стремясь решать в фильмах общественно-политические проблемы («Великолепные Эмберсоны» по Б. Таркингтону, 1942; «Леди из Шанхая» по Ш. Кингу, 1946), У. столкнулся с сопротивлением голливудских продюсеров и в конце 40-х гг. покинул США. Многие творческие замыслы не смог реализовать из-за финансовых затруднений. Среди поставленных им фильмов: «Отелло» (по Шекспиру, 1952), «Процесс» (по Ф. Кафке, 1962) и «Полуночные колокола» (по пьесам Шекспира, 1966; в роли Фальстафа У.). Снимался также в фильмах: «Третий человек» К. Рида, 1949; «Моби Дик» Дж. Хьюстона, 1956; «Ватерлоо» С. Ф. Бондарчука, 1970, и др.
         Лит.: Cowie P., The cinema of Orson Welles, L., 1965 (лит. с. 197–207); Орсон Уэллс. Статьи. Свидетельства. Интервью, М., 1975.
         Я. А. Березницкий.
Современная Энциклопедия
УЭЛЛС (Wells) Герберт Джордж (1866 - 1946), английский писатель. Классик научно-фантастической литературы. В романах "Машина времени" (1895), "Человек-невидимка" (1897), "Война миров" (1898) опирался на новейшие естественно-научные концепции; осмысливая историю развития цивилизации, акцентировал внимание на жестокости и неотвратимости научно-технического прогресса. В романах "Когда спящий проснется" (1899) и "В дни кометы" (1906) - социальные и нравственные прогнозы. Остросовременное звучание имели бытовые романы "Киппс" (1905), "Тоно-Бенге" (1909), в которых - попытка в традициях О. Бальзака дать "поперечный" разрез английского общества. В 1914, 1920 и 1934 посещал Россию (книги "Россия во мгле", 1920; "Опыт автобиографии", 1934). Антифашистские романы "Накануне" (1927), "Самодержавие мистера Паргема" (1930).
Литературная энциклопедия
Герберт Джордж [Herbert George Wells, 1866—] — современный английский писатель. Р. в семье разорившегося лавочника; вынужден был еще в юности перепробовать разные профессии. Работал аптекарским учеником, посыльным, приказчиком, а после окончания Педагогической академии — учителем. Получив стипендию, Уэллс занимался в университете биологией под руководством Гексли. Лит-ую деятельность У. начал как фельетонист и очеркист (газета «Pell-Mell»). Известность Уэллсу создали романы: «Человек-
631 невидимка» (The Invisible Man, 1897) и «Борьба миров» (The War of the Worlds, 1898); хотя первым опытом У. в области научной фантастики был выдающийся роман «Машина времени» (The Time Machine, 1895), но этот роман прошел незамеченным. Уже эти романы начинают столь характерную для У. линию научной фантастики, в к-рой писатель стремится перейти грани достигнутого, обогнать данные современной науки, предугадать грядущий прогресс технической мысли. У. действительно в отдельных случаях удавалось «заглянуть в будущее». Так он еще при первых полетах Райта предсказал огромную роль авиации в войне («Война в воздухе» — The War in the Air, 1908); У. предсказал возможность использования внутриатомной энергии («Освобожденный мир» — The World set Free, 1914); он создал фантастические романы, посвященные успехам физиологии: «Остров доктора Моро» (The Island of Doctor Moreau, 1896), «Пища богов» (The Food of the Gods, 1904), и на сюжеты межпланетных путешествий («Война миров», «Первые люди на луне» — The First Men in the Moon, 1901 и др.). Характерной чертой не только научно-фантастических романов, но и всего творчества У. является обостренное внимание писателя к социальным проблемам. У. творит в эпоху империализма, в эпоху обострения социальных противоречий капитализма, достигшего своей высшей и последней стадии. Рост рабочего движения, хаос монополий и конкуренции, углубляющийся антагонизм классов — все это убеждает У. в неизбежном вырождении капитализма. В «Машине времени», где действие перенесено в 802701 год, У. рисует общество капиталистов, выродившихся в элоев (прекрасные ничтожества), и пролетариев, выродившихся в морлоков — полуслепые существа, живущие под землей. Уже в этом романе проявляется характерная для У. двойственность: восторженная вера в прогресс науки и техники и глубокий пессимизм в области социальных отношений.
632 В романе «Первые люди на луне» его герой застает и на луне антагонизм классов, показанный в гипертрофированных образах. В этих фантастических романах У. дает своеобразное отражение противоречий капиталистического общества, проецированных в будущее или перенесенных на другую планету. Космическая фантастика У. придает еще большую остроту обнажаемым им реальным противоречиям общественной жизни на земле, но У. не понимает исторической ограниченности противоречий буржуазного строя. У. не верит в революцию, и в самых своих дерзких утопиях он не выходит за пределы буржуазного общества. Гуманизм У., его критика современного общества носит чисто рационалистический характер. Он восстает раньше всего против хаоса, против анархии современного общества, он хочет его упорядочить путем реформ и просвещения. У. идеалистически рассматривает проблему социального переустройства, как проблему медленной эволюции, руководимой интеллигенцией, прежде всего — технической. Он проповедует эту идею в произведениях: «Современная утопия» (A Modern Utopia, 1905), «Новый Маккиавелли» (The New Machiavelly, 1911). В последнем произведении У. отступает от идей фабианского — социал-реформистского — общества, к к-рому одно время примыкал, выразив чисто фабианские мысли в таких публицистических произведениях, как «Новый мир для старого» (New Worlds for old, 1908) и «Первое и последнее» (First and Last Things, 1908); по существу, несмотря на внешний разрыв с фабианцами, У. до сего дня не освободился от их теорий. В военные и послевоенные годы У. выразил настроения буржуазной интеллигенции, судорожно цеплявшейся за мистику и религию для оправдания смысла жизни. В это время им был написан ряд романов, проповедующих своеобразный деизм и «богоискательство». «Ибо вера в бога, — писал он еще ранее в „Прозрениях“ (Anticipations, 1902), — означает оправдание всего бытия» [«Бог — невидимый король» (God — the invisible King, 1917), «Душа епископа» (The Soul of a Bishop, 1917); «Джоан и Петер» (Joan and Peter, 1918), «Неумирающий огонь» (The Undying Fire, 1919) и др.]. У. — автор фантастических романов более известен нашему читателю, чем У. — бытописатель английского общества, автор реалистических романов, изображающих жизнь английской буржуазии и интеллигенции. В целом ряде романов («Колеса фортуны» — The Wheels of Chance, 1896, «Любовь и мистер Льюишем» — Love and Mr. Lewisham, 1900, «Киппс» — Kipps, 1905, «Анна-Вероника» — Ann Veronica, 1909, «Белби» — Bealby, 1915, «Страстная дружба» — The Passionate Friends, 1913, «Жена сэра Айзека Хармана» — The wife of sir Isaak Harman, 1914 и др.) У. пытается решить проблему подлинной любви и изображает противоречия буржуазной семьи (один из его романов называется «Брак» — Marriage, 1912); с иронией и печалью рисует образ маленького человека, мелкого
633 буржуа (вроде «Мистера Полли» — The History of Mr Polly, 1910), живущего в обстановке затхлого мещанства, не удовлетворенного жизнью и обреченного метаться в замкнутом кругу; или, наконец, как в «Тоно-Бэнгей» (Tono-Bangay, 1909), создает сатирическую картину косности и тупости буржуазно-аристократической Англии. Особенно характерны в этих романах сатирические нападки на интеллигентов, превратившихся в обывателей, и на социальный строй, принудивший их к этому. Примыкающий по жанру к бытовым романам «Мир Вильяма Клиссольда» (The World of William Clissold, 1926), созданный У. в период частичной стабилизации капитализма, является по существу философским и программным произведением. Здесь У. приходит к ложной теории «организованного капитализма», мирового треста, уничтожающего государственные границы, в к-ром ведущую роль играет уже «просвещенный капиталист», совместивший знание и «аристократизм духа» с богатством. Несмотря на острую критику хаоса и нелепости буржуазного строя, «Мир Вильяма Клиссольда» и «В ожидании» (Meanwhile, 1927) свидетельствуют о том, что У. продолжает отрицать революционную борьбу как выход из общественных противоречий. Энгельс и Ленин дали развернутую характеристику фабианства, к-рая выясняет многое в творчестве У. Энгельс писал, что фабианцы понимают неизбежность социального переворота, но «страх перед революцией — их основной принцип» (письмо от 18 янв. 1893). «Это высокомерные буржуа, милостиво снисходящие к пролетариату, чтобы освободить его сверху, если бы только он захотел понять, что такая серая, необразованная масса не может сама себя освободить и ничего не может достигнуть без милости этих умных адвокатов, литераторов и сентиментальных баб» (письмо от 11 ноября 1893). Ленин считал, что «самое законченное выражение оппортунизма и либеральной рабочей политики мы имеем, несомненно, в „Фабианском Обществе“» (т. XVIII, стр. 138). Фабианство У. сказалось и в отношении его к Великой Октябрьской социалистической революции. В 1920 У. посетил нашу страну и написал об этом книгу «Россия во мгле» (Russia in the Shadows), из к-рой явствует, что У., находясь во мгле фабианства, не понял сущности социалистической революции. Утопист и фантазер, он стал скептиком, как только столкнулся не с законами капитализма, а с практикой социалистического строительства. Автор романов о 8027 веке назвал ленинский план электрификации «утопией», «плодом богатой фантазии», а Ленина — «кремлевским мечтателем». Всего лишь через полтора десятилетия, во время второго приезда в СССР [1934], У. вынужден был признать, что мечта Ленина стала реальностью. Но У. попрежнему не мог понять значения нашей стройки и защищал в беседе с тов. Сталиным идеи технократии и социализма «по Рузвельту». Тов. Сталин указал У. на несостоятельность этих идей: «Капиталист прикован к профиту, его никакими силами оторвать от него нельзя.
634 И капитализм будет уничтожен не „организаторами“ производства, не технической интеллигенцией, а рабочим классом, ибо эта прослойка не играет самостоятельной роли». Характерно, что в творчестве последнего времени эти утопические идеи У. нашли выражение в возврате к жанру фантастического романа. В киноповести «Облик грядущего» [1935] «аристократия духа» приводит к гармонии мир, опустошенный будущими империалистическими войнами. У. надеется на изменение даже биологической природы людей («Рожденные звездой» — Star begotten, 1937), проводимое марсианами. Являясь свидетелем острого кризиса буржуазного строя и его культуры, У. в своем романе «Игрок в крокет» наряду с гневными сарказмами по адресу политически индиферентного и тупого английского обывателя-буржуа выражает тревогу перед угрозой реакции. У. изображает ее в виде отвратительного чудовища из «Каинова болота». Но Уэллс не преодолел своей буржуазной ограниченности, не встал на путь деятельной борьбы с реакцией, не признал, что только пролетарской революцией может быть создан новый, радостный мир. Отсюда неуверенность Уэллса, его политические и творческие шатания. Библиография: I. The Scientific romances of H. G. Wells, with an introd. by the author, L., 1933. На русский язык переведены: Собрание сочинений, 12 тт., изд. «Шиповник», СПБ, 1908—1911 [пер. А. Анненской, Т. Богданович, В. Тана, К. Чуковского и др.; лучшее из дореволюц. изд.]; Собрание сочинений, 12 тт., изд. И. Д. Сытина, М., 1909 [прилож. к журн. «Вокруг света»]; Полное собрание фантастических романов, под ред. М. Зенкевича, 15 тт., «ЗиФ» — ГИХЛ, М. — Л., 1929—1931 [вышли тт. 3—10 и 12—15]; Мир Вильяма Клиссольда, пер. Н. П. Вельмина и др., Гиз, Москва — Ленинград, 1928; Облик грядущего. Киноповесть. Пер. С. Г. Займовского, изд. Журн.-газ. объединения, М., 1937; Игрок в крокет, Лондон, 1937. II. Сталин И., Беседа с английским писателем Г. Д. Уэллсом, 23 июля 1934 г., Партиздат, [М.], 1935; Рапопорт С. И., По поводу «Новой утопии», «Вестник Европы», 1906, март; Брагинский М., Уэльс и социализм, «Северные записки», 1913, август; Балашов П., О Герберте Уэллсе, «Лит. критик», 1937, кн. 12; Никулин Л., Три встречи с Г. Уэллсом, «Лит. газета», 1932, № 19 (188) от 23/IV; Олеша Ю., Заказ на страшное, «Тридцать дней», 1936, № 2 [о «Невидимке»]; Brooks V., The world of H. G. Wells, N. Y., 1915; Beresford J. D., H. G. Wells, N. Y., 1915; Guyot E., H. G. Wells, P., 1920; Richter H., H. G. Wells, «Anglia», Halle, 1922, Bd. 46; Hopkins R. T., H. G. Wells, Personality character, topography, L., 1922; Brown I., H. G. Wells, L., 1923; Connes G., Etude sur la pensee de Wells, P., 1926; Cross W. L., Four contemporary novelists, N. Y., 1930; West G., H. G. Wells, L., 1932. III. Chappell F. A., Bibliography of H. G. Wells, Chicago, 1924; Wells H. G., The works of H. G. Wells, 1887—1925. A bibliography, dictionary and subject index, L., 1926; Connes G. A., Dictionary of the characters and scenes in the novels, romances and short stories of H. G. Wells, Dijon, 1926. М. Заблудовский
Философский энциклопедический словарь 2
        (Wells) Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли,— 13.8.1946, Лондон), англ. писатель, один из родоначальников науч. фантастики и бурж. футурологии. Получил известность в 90-х гг. 19 в. как писатель-фантаст («Машина времени», 1895; «Остров д-ра Моро», 1896; «Человекневидимка», 1897; «Война миров», 1898; «Когда спящий проснётся», 1899, и др.). Социальные утопии У. («Совр. утопия», 1905; «Новые миры вместо старых», 1908; «Люди как боги», 1923, и др.) написаны с позиций фабианского либерального реформизма. Трактат У. «Предвидения» (1901) явился предшественником футурологии. У. пытался создать собств. концепцию всемирной истории («Краткий очерк истории», 1922). С 20-х гг. занял резкую антифаш. позицию («Накануне», 1927; «Самодержавие мистера Парге-ма», 1930; «Игрок в крокет», 1936). Трижды (в 1914, 1920 и 1934) посетил Россию. Его беседа с В. И. Лениным получила широкую известность («Россия во мгле», 1920) и сыграла известную роль в распространении правды о Сов. России. Последние произведения У. проникнуты духом социального пессимизма («Разум у своего предела», 1945, и др.).
        The works, v. 1—28, L., 1924—27; в рус. пер.—Собр. соч., т. 1 —15, М., 1964; Предвидения о воздействии прогресса механики и науки на человеч. жизнь и мысль, М., 1902; Совр. утопич. М., 1916; Краткая история человечества, М.— Л., 1924,
        Кагарлицкий Ю., Герберт У., М., 1963.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: УЭЛЛС


будет выглядеть так: Что такое УЭЛЛС