Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

УЭБСТЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Уэбстер
        Вебстер (Webster) Джон [1580() – 1625(1634)], английский драматург. По образованию юрист. Сменив У. Шекспира в театре «Глобус», У. в предисловии к трагедии «Белый дьявол» (1609–13, пост. 1612, рус. пер. 1916) оговорил свою преемственность от него. Однако драматургия У. («Белый дьявол», трагедия «Герцогиня Амальфи», 1612–14, пост. 1623, рус. пер. 1959) была реакцией на гуманизм Шекспира, как бы возвращением к дошекспировской «трагедии ужаса», «трагедии грома и крови»; при этом У. обнаружил изощрённое психологическое мастерство в обрисовке характеров. Его стихия – неожиданные переломы чувств, трагическое в жизни. Историко-литературное значение сохраняют комедия У. «Юридический казус с дьяволом» (1616–1622) и «учёная трагедия» «Аппий и Виргиния» (1608–30). Участвовал в создании ряда комедий совместно с Т. Деккером и др. драматургами.
         Соч.: The complete works, ed. by F. L. Lucas, v. 1–4, L., 1927.
         Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М., 1945, с. 124; Аникет А., Современники Шекспира, в сборнике: Современники Шекспира, т. 1, М., 1959; J. Webster, ed. by В. Morris, L., [1970].
II
Уэбстер (Webster)
        Маргарет (15.3.1905, Нью-Йорк, – 13.11.1972, там же), американская актриса и режиссёр. Дочь известных англ. актёров Бенджамина У. и М. Уитти. Дебютировала в 1924 в Лондоне. В 1929–30 выступала в театре «Олд Вик», где в 1932 исполнила роль леди Макбет («Макбет» Шекспира). С 1936 в США. Среди ролей: Маша и Раневская («Чайка», «Вишнёвый сад» Чехова) и др. В 1946 совместно с Е. Ле Гальенн участвовала в организации Амер. репертуарного театра (1946–47). Лучшие постановки У. – пьесы У. Шекспира. В 1943 поставила «Отелло» с П. Робсоном в заглавной роли (театр «Гилд»), трактуя пьесу как трагедию чернокожего в расистском обществе. В 1948–50 руководила гастрольной шекспировской труппой, знакомившей студентов университетов и колледжей с произведениями Шекспира («Гамлет», «Юлий Цезарь», «Укрощение строптивой» и др.). Ставила спектакли в различных театрах США и др. стран. Выступала и как оперный режиссёр: «Метрополитен-опера» – «Дон Карлос» (1950) и «Аида» (1951) Верди; «Нью-Йорк сити опера» – «Троил и Крессида» Уолтона (1955) и др. Автор книги «Шекспир без слёз» и статей о театре.
         Соч.: Shakespeare without tears, N. Y., 1942; Shakespeare today, N. Y., 1957.
III
Уэбстер (Webster)
        Чарлз Кингсли (1886–1961), английский историк; см. Вебстер Ч. К.
Литературная энциклопедия
Джон [J. Webster, 1580?—1625?] — англ. драматург, современник Шекспира. Биографических данных об У. не сохранилось, известно лишь, что он был сыном портного. Творчество У. охватывает 1602—1624 гг. До 1612 в сотрудничестве с драматургами Деккером, Марстоном, Гейвудом и др. У. пишет ряд пасторальных и бытовых комедий и мещанских фарсов. Все они отличаются художественной незрелостью; юмор не был стихией мрачного У., слава, его покоится на двух шедеврах: «The
630 White Devil», 1612 (перев. на русский язык Аксеновым под загл. «Белый дьявол») и «The Duchess of Malfi», 1614 («Герцогиня Мальфи»). Перу Уэбстера принадлежит также трагикомедия «The Devil’s Law Case», 1620 («Процесс дьявола»). Ему раньше приписывалась трагедия «Аппий и Виргиния», но R. Brooke в 1911 доказал, что она написана Гейвудом. Сюжетом «Белого дьявола» послужили исторические события Италии эпохи Медичи, в центре к-рых фигурирует знаменитая куртизанка Виттория Коромбона, а фабула «Герцогини» заимствована из новеллы Банделло, переведенной Пэйнтером в сборнике «Дворец наслаждения». В своем показе распущенности двора, аристократической олигархии и всесильного католического духовенства, У. всецело стоит на позициях гуманизма. В жанровом отношении трагедии У. принадлежат к «трагедиям крови», восходящим к «Испанской трагедии» Кида, и в них мы находим весь реквизит этого жанра: мрачную фантастику (сцена на кладбище, замогильный голос герцогини), эффекты ужаса (пляска умалишенных и сцена с могильщиком), нагромождение преступлений (умерщвление детей и мужа), гиперболизацию человеческих страстей и сублимированную патетику. Особенной яркостью отличается образ Виттории Коромбоны, проникнутой жестокостью и лицемерием. Композиция У. грешит отсутствием логической связи между отдельными сценами и недостаточной четкостью сюжетного построения (напр. отдельные акты «Белого дьявола» и бледный V акт в «Герцогине»), но сжатость и художественная выразительность языка, представляющего собой чередование прозы и стихов, лирическая насыщенность, мрачный пафос его метафор обеспечивают У. место не только гениального драматурга, но и выдающегося поэта. Библиография: I. На русском языке: Аксенов И. А., Елизаветинцы, вып. I, кн-во Центрофуга, М., 1916 (здесь дан пер. «Белого дьявола»). II. Complete works, ed. by F. L. Lucas, 3 vls, L., 1927 (лучшее изд. соч. V, обширная лит-ра в т. I); Gnoli D., Vittoria Accoramboni, Firenze, 1870; Gosse E., C. Webster, в кн. Seventeenth-century studies, 2 nd ed., L., 1885; Symond J. A., Renaissance in Italy, L., 1886; Его же, Italian Byways, L., 1883; Dictionary of National Biography, ed. by S. Lee, v. LX, L., 1899 (нуждается в поправках); Stoll E. E., John Webster, periods of his work..., Boston, 1905 (Лучшее исследование о творчестве Уэбстера); Crawfeord C., Collectanea, 2 vls, L., 1906—1907; Swinburne A. C., The Age of Shakespeare, L., 1908; Pierce F. E., The Collaboration of Webster a. Dekker, N. Y., 1909; Brooke R., John Webster and the Elisabethan Drama, L., 1916. Н. Е.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: УЭБСТЕР


будет выглядеть так: Что такое УЭБСТЕР