Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТВАРДОВСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Александр Трифонович [8(21).6.1910, хутор Загорье, ныне Починковский район Смоленской области, — 18.12.1971, дачный посёлок близ Красной Пахры Московской области, похоронен в Москве], русский советский поэт и общественный деятель. Член КПСС с 1940. Сын сельского кузнеца. Учился в Смоленском педагогическом институте; в 1939 окончил Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ). Писать стихи начал с раннего детства; с 1924 — селькор, печатавший в местных газетах корреспонденции, стихи, очерки. Судьба крестьянина в годы коллективизации — тема первых поэм Т. «Путь к социализму» (1931) и «Вступление» (1933), «Сборника стихов. 1930—1935» (1935), повести «Дневник председателя колхоза» (1932) — с наибольшей художественной силой воплотилась в поэме «Страна Муравия» (1936; Государственная премия СССР, 1941). Её герой Никита Моргунок не только наблюдает во время своих странствий картину «великого перелома», но н сам воплощает драму расставания с прежними надеждами и иллюзиями. В стиле поэмы своеобразно преломились символика и гиперболизм сказки; её язык богат образами, идущими от восприятия мира крестьянином. В лирике 30-х гг. (сборники «Сельская хроника», 1939; «Загорье», 1941, и др.) Т. стремился уловить изменения в характерах людей колхозной деревни, выразить владевшие ими чувства. Участие в советско-финляндской войне 1939—40 в качестве корреспондента военной печати подготовило обращение Т. к теме советского воина: цикл стихов «В снегах Финляндии» (1939—40), прозаические записи «С Карельского перешейка» (опубликованы 1969). Во время Великой Отечественной войны 1941—45 Т. работал во фронтовых газетах, публикуя в них стихи («Фронтовая хроника») и очерки. В поэме «Василий Тёркин (Книга про бойца)» (1941—45; Государственная премия СССР. 1946) фольклорная фигура бойкого, бывалого солдата претворена в эпически ёмкий образ, воплотивший глубину, значительность, многообразие мыслей и чувств так называемых рядовых, простых людей военного времени. Богатству натуры героя отвечает гибкость избранного поэтом жанра; картины, исполненные огромного трагизма, перемежаются проникновенными лирическими отступлениями или лукавой, сердечной шуткой. «Это поистине редкая книга, — писал И. А. Бунин. — Какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всём и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова!» («Литературный Смоленск», 1956, книга 15, с. 325—26). Ярко выразившая нравственные идеалы народа, книга получила всенародную известность, вызвала многочисленные подражания, стихотворные «продолжения».
         В послевоенные годы Т. всё глубже и разностороннее осмысливает исторические судьбы народа, «мир большой и трудный». В поэме «Дом у дорога» (1946; Государственная премия СССР, 1947) с огромной трагической силой изображена судьба солдата и его семьи, угнанной в Германию. Образ Анны, картины её горького материнства на чужбине достигают большой силы обобщения, символизируя непобедимость жизни в её борьбе с насилием, смертью. Осознанию всей меры жертв и подвигов народа посвящены и многим из послевоенных стихотворений Т.: «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война» и др. Широким по охвату лирико-публицистических произведений явилась поэма Т. «За далью — даль» (1953—60; Ленинская премия, 1961), где путевой дневник перерастает в страстную исповедь сына века. Книга Т. многосторонне и многокрасочно отразила общественное умонастроение 50-х гг. Стремясь рельефно показать современный облик народа, Т. искусно чередует «общие» и «крупные» планы; так, рядом с главами о больших событиях и переменах в жизни страны («На Ангаре», «Так это было») стоят главы «Друг детства» и «Москва в пути» — рассказы о судьбах отдельных людей, каждый из которых — частичка народа, великого потока истории. Но основную «партию» в книге ведёт сам автор, который поверяет читателю волнующие его мысли и чувства. В сатирической поэме «Тёркин на том свете» (1963), встреченной разноречивыми, в том числе отрицательными, откликами печати, по словам самого автора представлены «... в сатирических красках те черты нашей действительности — косность, бюрократизм, формализм, — которые мешают нашему продвижению вперед...». Приёмами лирической летописи, с большой глубиной и драматической силой запечатлевшей перемены в жизни народа, вечный и всегда по-новому осмысливаемый круговорот природы и многообразные состояния человеческой души, характеризуются сборники «Стихи из записной книжки» (1961) и «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967; Государственная премия СССР, 1971), цикл «Из новых стихотворений» («Новый мир», 1969, № 1). Напряжённые раздумья о жизни, времени, людях характерны и для прозы Т. (книга «Родина и чужбина», 1947; рассказ «Печники», 1958, и др.); в ней особенно отчётливо выступает свойственная Т. обострённость восприятия действительности в мозаичности и нередко противоречивости её проявлений. Вдумчивым критиком, верным традициям классической литературы, проявил себя Т. в книге «Статьи и заметки о литературе» (1961), «Поэзия Михаила Исаковского» (1969), в статьях о творчестве С. Я. Маршака, И. А. Бунина, в речи о Пушкине, в выступлениях на 21-м и 22-м съездах партии, на 3-м съезде советских писателей.
         Народность и доступность поэзии Т., правдиво и страстно запечатлевшей многие ключевые события народной истории, достигаются богатыми и разнообразными художественными средствами. Простой народный слог органически сплавлен в поэзии Т. с высокой языковой культурой, идущей от традиций А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова, лучших достижений русской прозы 19—20 вв. Реалистическая чёткость образа, интонационная гибкость, богатство и смелое варьирование строфического построения стихов, умело и с тонким чувством меры применяемая звукопись — всё это сочетается в стихах Т. экономно и гармонично, делая его поэзию одним из самых выдающихся явлений советской литературы. Произведения Т. переведены на многие языки народов СССР и иностранные языки. Глубокий след оставила интенсивная общественно-литературная деятельность Т., являвшаяся прямым продолжением его художественного творчества. Главный редактор журнала «Новый мир» (1950—54 и 1958—70), секретарь правления СП СССР (1950—54 и 1959—71), вице-президент Европейского сообщества писателей (1963—68). Депутат Верховного Совета РСФСР 2, 3, 5, 6-го созывов. На 19-м съезде КПСС (1952) избран членом Центральной ревизионной комиссии КПСС, на 22-м съезде (1961) — кандидат в члены ЦК КПСС. Награжден 3 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.
         Соч.: Собр. соч., т. 1—5, М., 1966—71; Стихотворения. Поэмы. [Вступ. ст. и прим. А. Македонова], М., 1971; О литературе, М., 1973; Василий Теркин. Книга про бойца, М., 1976.
         Лит.: Александров В., Три поэмы Твардовского, в его кн.: Люди и книги, М., 1956; Любарёва Е., Александр Твардовский. Критико-биографический очерк, М., 1957; её же, Поэма А. Твардовского «За далью — даль», М., 1962; Выходцев П., Александр Твардовский, М., 1958; его же, А. Т. Твардовский. Семинарий, Л., 1960; Маршак С., Ради жизни на земле. Об А. Твардовском, М., 1961; Макаров А., Александр Твардовский и его «Книга про бойца», «За далью — даль», в его кн.: Идущим вослед, М., 1969; Турков А., Александр Твардовский, 2 изд., М., 1970; Лакшин В., Новая лирика Твардовского, в кн.: День поэзии, М., 1971.
         А. М. Турков.
        А. Т. Твардовский.
         0202099551.tif
        А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Стихи и поэмы (Москва, 1951). Илл. О. Г. Верейского.
        А. Т. Твардовский. «Страна Муравия». Стихи и поэмы (Москва, 1951). Илл. Н. Г. Никифорова.
Современная Энциклопедия
ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович (1910 - 71), русский поэт. В поэме "Василий Теркин" (1941 - 45) - подлинно народный герой, воплотивший национальный характер и общенародные чувства эпохи Великой Отечественной войны. В поэме "За далью - даль" (1953 - 60), в лирике - раздумья о движении времени, долге художника, переоценка ряда официозных догм (сборник "Из лирики этих лет. 1959 - 67", 1967). В поэме "Теркин на том свете" (1963) - сатирический образ бюрократического омертвления жизни. В итоговой поэме-исповеди "По праву памяти" (опубликована в 1987) - пафос бескомпромиссной правды о сталинизме, о трагической противоречивости духовного мира человека этого времени. Поэмы "Страна Муравия" (1936), "Дом у дороги" (1946). Поэтическая речь Твардовского сплавляет простой, без стилистических прикрас народный слог с языковой культурой русской классики и современной лексикой. Проза, критические статьи. Главный редактор журнала "Новый мир" (1950 - 54, 1958 - 70), вокруг которого группировались литературные силы, противостоявшие господствующей идеологии, духу официозной литературы.
Ономастикон
• Фамилия возникла в Польше или Белоруссии, первоначально обозначала носителя по названию местности, из которой прибыл: топонимы Твардово, Твардовски, Твардовское (из пол. twardy - "твердый, крепкий"). • Фамилия, безусловно, польская, от польского twardy - твердый. Как пристала она к смоленской крестьянской семье, в которой родился замечательный советский поэт А. Т. Твардовский? Пан Твардовский - герой польской народной легенды, бесстрашный человек, вступивший в единоборство с самим чертом. Легенда эта хорошо была известна и в Белоруссии, и на Смоленщине. Биографы поэта полагают, что прозвище Твардовский заслужил его дед - бывалый и отважный николаевский солдат, человек незаурядный, чем-то напоминавший окружающим героя польской легенды. Прозвище стало наследственной фамилией. (Ф). Фамилия возникла в Польше или Белоруссии, первоначально обозначала носителя по названию местности, из которой прибыл: топонимы Твардово, Твардовски, Твардовское (из пол. twardy - «твердый, крепкий»). (Н)
Русская цивилизация
Александр Трифонович (8/21.06.1910-18.12.1971), русский поэт. Родился на Смоленщине в семье сельского кузнеца. Мать — из дворян-однодворцев. С детства познакомился с русской классикой. В 1922 заканчивает четыре класса, учиться дальше не смог из-за материальных трудностей.
С 1924 посылает в местные газеты заметки, но печатают их редко. Поэтический дебют Твардовского состоялся в 1925: в газете «Смоленская деревня» напечатаны его стихи «Новая изба». Молодого поэта поддержал М. В. Исаковский. В 1929 Твардовский уезжает в Москву в поисках постоянной литературной работы, в 1930 — возвращается в Смоленск, где поступает в Пединститут и живет до 1936. Этот период совпал с тяжелыми испытаниями его семьи: родители и братья были раскулачены и сосланы.
Тем не менее именно в эти годы выходит серия очерков Твардовского «По колхозной Смоленщине» и его первое прозаическое произведение «Дневник председателя» (1932).
Серьезным этапом в поэтическом творчестве Твардовского стала поэма «Страна Муравия» (1934 — 36), посвященная коллективизации. Поиски Никитой Моргунком сказочной Страны Муравии приводят его к определенным выводам о благе или пагубности «великого перелома», в основе открытого финала поэмы — противоречивость судьбы самого поэта и его семьи.
В 1936 Твардовский переезжает в Москву, где поступает учиться в Московский институт истории, философии и литературы. В эти годы он много переводит классику народов СССР. Еще будучи студентом, за заслуги в области литературы награжден орденом Ленина. Всесоюзное признание и литературная слава позволяют поэту добиться возвращения из ссылки родных.
Военный путь Твардовского начался в 1939. Как военкор он участвует в походе в Западную Белоруссию, позднее в Финской кампании 1939 — 40.
Ярчайшим выражением русского национального характера стала поэма «Василий Тёркин. Книга про бойца» (1941—45). «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный солдатский язык — ни сучка ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, т. е. литературно-пошлого слова!» — столь высоко оценил поэму Твардовского И. А. Бунин.
Вершиной послевоенного творчества Твардовского стала поэма «Дом у дороги» (1942 — 46), отразившую «оборотную» сторону войны: горечь отступления, ужасы оккупации и плена, трагедию возвращения солдата-победителя на пепелище родного дома.
В 1950 Твардовский назначен главным редактором «Нового мира». За годы руководства (1950 — 54, 1958 — 70) этим журналом, фактически «своего рода альтернативным идеологическим лидером», наряду с диссидентско-фрондирующими публикациями, гл. обр. в публицистике и критике, Твардовский привлек на страницы «Нового мира» таких значительных мастеров русского слова, как В. Астафьев, В. Белов, Ф. Абрамов, С. Залыгин, В. Шукшин, Ю. Бондарев.
Основные произведения: поэмы «За далью — даль» (1950 — 60), «Тёркин на том свете» (1954 — 63), «По праву памяти» (1967-69); сб. «Из лирики этих лет» (1959-67).
Энциклопедия Отечеcтво
ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович (1910-71), русский поэт. Поэма "Василий Тёркин" (1941-45) - яркое воплощение русского характера и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны. В поэме "За далью - даль" (1953-60; Ленинская премия, 1961) и лирике (кн. "Из лирики этих лет. 1959-1967", 1967) - раздумья о движении времени, долге художника, о жизни и смерти. В поэме "Тёркин на том свете" (1963) - сатирический образ бюрократического омертвления бытия. В итоговой поэме-исповеди "По праву памяти" (опубликована в 1987) - пафос бескомпромиссной правды об эпохе сталинизма, о трагической противоречивости духовного мира человека этого времени. Поэмы "Страна Муравия" (1936), "Дом у дороги" (1946); проза, критические статьи. В лирическом эпосе Твардовского - сплав языковой культуры русской классики с народным слогом и современной лексикой. Главный редактор журнала "Новый мир" (1950-54, 1958-70), ставшего центром противостояния официозной литературе, выразителем духа и идей "шестидесятничест-ва". Государственные премии СССР (1941, 1946, 1947, 1971).
Литературная энциклопедия
Александр Трифонович [1910—] — современный поэт. Род. в Западной области, в семье кулака. В юношеском возрасте, порвав с семьей, начал самостоятельно зарабатывать. Впервые стал печататься в газетах и журналах Смоленска в 1925. Многочисленные газетные очерки, повесть «Дневник председателя колхоза», поэмы «Путь к социализму», «Вступление» посвящены одной теме — колхозному строительству и явились своего рода творческой подготовкой поэта к созданию основного его произведения — «Страна Муравия» [1936]. Это поэма с полусказочным, условным сюжетом. Действие ее относится примерно к 1930—1931. Герой поэмы
209 «последний единоличник» — Никита Моргунок, мечтающий о сказочной стране Муравии — символе единоличного крестьянского счастья, в к-рой свято соблюдается принцип частной собственности: «колодец твой, и ельник твой, и шишки все еловые». На простой телеге уезжает он из родного села в поисках легендарной Муравии. Дорожные приключения Моргунка — его встречи с бродячим попом, с раскулаченными врагами, его наблюдения над новым, счастливым колхозным бытом — составляют сюжет поэмы, смысл к-рой сводится к утверждению торжества колхозного строя. Собственнические иллюзии героя разбиты: вместо легендарной страны Муравии перед ним открывается дорога в светлую и радостную колхозную жизнь. В своей поэме, чуждой псевдонародного украшательства и стилизации, Т. широко использует фольклорные жанры, разнообразные народные ритмы, реалистически воспроизводит лексику новой, советской деревни. И в стиле и в композиции поэмы заметно влияние Некрасова, в частности его поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Т. также является автором ряда лирических стихотворений, связанных гл. обр. с деревенской тематикой. В 1939 награжден орденом Ленина. Библиография: I. Путь к социализму, поэма, изд. «Молодая гвардия», М., 1931; Дневник председателя колхоза, Западн. обл. изд., Смоленск, 1932; Вступление, поэма, Запгиз, Смоленск, 1933; Стихи о зажиточной жизни (совместно с Н. Рыленковым и С. Фиксиным), Зап. обл. гос. изд., Смоленск, 1934; Молочный колхоз, Запгиз, Смоленск, 1934 [стихи для детей]; Сборник стихов (1930—1935), Запгиз, Смоленск, 1936; Страна Муравия, поэма, Огиз — Запгиз, Смоленск, 1936; то же, «Советский писатель», М., 1936; то же, Гослитиздат, 1937; На льдине, Огиз — Запгиз, Смоленск, 1936 [стихи для детей]; Стихи, изд. «Советский писатель», М., 1937. А. Т.
Современная западная философия
ТВАРДОВСКИЙ, (Twardowski) Казимеж (1866-1938) - польский философ, педагог и общественный деятель, основатель <<Львовско-Варшавской философской школы>>, Польского философского общества, журналов «Przeglend Filozoficzny» и «Ruch Filozoficzny». Родился в Вене, в семье чиновника. Изучал философию и психологию в Венском ун-те, где его учителем был <<Брентано>>, затем в Лейпциге у В. Вундта и в Мюнхене у К. Штумпфа. Проф. (с 1895), декан философского факультета (1904 -05), ректор (1914 -17) Львовского ун-та.
Для взглядов Т. характерно отрицательное отношение к <<метафизике>>. Он был убежден в возможности и необходимости научной философии, ориентирующейся на аналитические методы. Философские дисциплины должны воспринять у науки строгость и точность методов и характерные для нее принципы <<рациональности>>. Совокупность таких дисциплин образует общее понятие философии; по мере их развития содержание этого понятия меняется и предстает в результате исторически относительным. Объектами философского исследования являются фрагменты внутреннего и внешнего опыта; в этом смысле философия является эмпирической наукой, и все ее проблемы в принципе допускают эмпирическое разрешение. Вместе с тем философское мышление включает в свою сферу ряд мировоззренческих проблем, не имеющих научного решения (проблемы отношения между человеком и Богом, смысла жизни и т.п.). Научная философия не должна брать на себя роль арбитра в споре различных мировоззрений, однако она способна оценивать убедительность и рациональность аргументации при их выборе, подвергать их логическому анализу. Поэтому аналитизм является определяющим признаком научной философии. Аналитические методы позволяют прояснять смысл философских понятий, предохраняют от неоправданных спекуляций и обеспечивают эффективность рациональной критической дискуссии, без которой философия обречена на бесплодие и вырождение.
Инструментом критического анализа является логически и семиотически реконструированный язык. В логике и семиотике Т. следовал идеям своего учителя Брентано, а также древних стоиков, Аристотеля и средневековых схоластов. Пропаганда логики и ее значения для рациональной философии имела огромное значение для формирования логико-аналитического направления в философии Львовско-Варшавской школы, давшей плеяду блестящих ученых, снискавших международное признание польской философии, логике и математике. Особое значение для последующей эволюции школы имели идеи Т. о соотношении абсолютизма и <<релятивизма>> в теории истины, впоследствии развитые <<Тарским>>. Аргументация Т. опиралась здесь на различие высказывания и суждения: относительная истинность (ложность) является характеристикой высказывания, тогда как суждения истинны либо ложны в абсолютном смысле. Релятивистский субъективизм неизбежно вступает в противоречие с логикой и потому не выдерживает рациональной критики.
В теории научного познания Т. различал априорные (рациональные, дедуктивные) и апостериорные (эмпирические, индуктивные) науки, отличающиеся способами обоснования своих утверждений (рациональный дискурс и апелляция к опыту). Индуктивное знание, по Т., может претендовать только на правдоподобие, и потому попытки представить индуктивные процедуры в виде дедуктивных логических систем являются заблуждением. Т. подчеркивал специфику гуманитарного знания: его объектами являются продукты духовного творчества, уникальные по своей сути. Их объективная оценка должна основываться на всей совокупности психофизических и психологических исследований не только самих этих объектов, но и актов сознания, в которых они возникают, трансформируются и приобретают ценность. Идеал научности распространяется у Т. и на этику: рациональная этика должна указать и обосновать критерии этичности, имеющие смысл абсолютных ценностей, в то время как нормативная этика формулирует принципы практической, т.е. исторически относительной морали.
В. И. Порус
Автобиография // Вопросы философии. 1992, № 9; Логико-философские и психологические исследования. М., 1996; Idee und Perzeption. W., 1891; Zur Lehre von Inhalt und Gegenstand der Vorstellung. W., 1894; Glowne pojecia dydaktiki i logiki. Lwow, 1901; Rozprawy i artykuly filozoficzne. Lwow, 1927; Wibrane pisma filozoficzne. Warszawa, 1965.
Философский энциклопедический словарь
ТВАРДОВСКИЙ Казимеж – см. ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТВАРДОВСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ТВАРДОВСКИЙ