Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        участники американского литературно-философского движения 19 в., основавшие в 1836 в Бостоне так называемый Трансцендентальный клуб. Признанный глава движения — Р. У. Эмерсон, наиболее яркие представители — писатели и публицисты Г. Торо, Дж. Рипли, Т. Паркер, Маргарет Фуллер, Элизабет Пибоди и др. Восприняв идеи немецкой идеалистической философии (И. Кант, Г. Гегель), а также взгляды английских романтиков С. Т. Колриджа и Т. Карлейля (См. Карлейль), Т. выступили с романтической критикой буржуазной цивилизации. Миру стяжательства и «суеты» Т. противопоставили самосовершенствование, духовную свободу личности, достигаемые через пантеистичное чувство природы, освоение гуманитарных наук. Движение Т., индивидуалистическое по своему характеру, привлекало, однако, своим этическим пафосом. Попытка практически осуществить идеалы Т. вылилась в организацию колонии Брукфарм (по типу фурьеристской фаланги) в 1840 (число членов — около 100). Распад колонии в 1847 выявил полную утопичность общественной программы Т. и размежевание внутри движения. Некоторые его члены были видными аболиционистами (см. Аболиционизм). После Гражданской войны 1861—65 в США движение Т. сошло на нет.
         Лит.: История американской литературы, т. 1, М.—Л., 1947; Бруке В. В., Писатель и американская жизнь, т. 1, М., 1967; Transcendentalism and its legacy. Ed. by М. Simon and T. Н. Parsons, Ann Arbor, 1966.
         В. А. Харитонов.
Философский словарь
группа философов-идеалистов и писателей в США, основавшая в 1836 Трансцендентальный клуб. В группу входили Эмерсон, Дж. Рипли (1802 — 80), Т. Паркер (1810 — 60), М. Фуллер (1810 — 50), Торо и др. Т. подчеркивали свое отрицательное отношение к сенсуализму и свою связь с философией Канта и Фихте, Якоби и Шлейермахера. Глубокое влияние на их мировоззрение оказали воззрения Платона, вост. мудрость, этико-социальные идеи амер. пуританизма, англ. поэтов-романтиков “озерной школы” (С. Колридж, У. Ворд-сворт), Руссо и Карлейля. С позиций романтизма и мелкобуржуазного демократизма они критиковали бесчеловечность капитализма с его враждебностью к духовным (“трансцендентальным”) ценностям, придавали огромное значение развитию национальной культуры, самосовершенствованию личности в разрешении социальных конфликтов, призывали к сближению с обожествляемой ими природой. Мн. Т. активно выступили против рабства в США. В 1841 Дж. Рипли вместе с писателем Н. Готорном и др. организовал около Бостона фурьеристскувд колонию Брук Фарм (просуществовала до 1847). Т., взгляды к-рых наиболее полно выражены в произв. Эмерсона “Природа” (1836), оставили заметный след в развитии амер. литературы и философии.
Философский энциклопедический словарь 2
        участники филос. и лит. течения в США 30—50-х гг. 19 в., объединявшего представителей радикальной интеллигенции и формировавшегося вокруг бостонского «Трансцендентального клуба» и журн. «The Dail». Кроме Эмерсона, автора филос. эссе «Природа» («Nature», 1836), ставшего идейным манифестом течения, к трансцендентализму примыкали Г. Торо, А. Олкотт, М. Фуллер, Дж. Рипли, О. Браун-сон, О. Фрозингем, Э. Пибоди, Т. Паркер, Ф. Хедж, У. Г. Чаннинг и др.
        Выступая против традиционной для США 30-х гг. 19 в. унитарианской трактовки христианства, Т. призывали заменить веру в чудеса и персонифицирован-ность бога поклонением «бесконечности человека» и «моральному чувству», присущему всем людям. Христ. религия превращалась Т. в свод нравств. идеалов, не требовавших для своей реализации церк. институтов. Объединяя этич. и эстетич. видение мира, Т. рассматривали человека в качестве полноправного представителя гармоничного и динамичного космич. начала и наделяли природу неисчерпаемой духовной силой. В приближении к естественному (не испорченному цивилизацией) ландшафту, в интуитивном переживании и «разгадывании» его потаённого символич. смысла Т. видели способы достижения нравств. очищения и метод раскрытия «Абсолюта», или «сверхдуши» (термин Эмерсона), в человеч. повседневности. При этом Т. принижали значение чувств. опыта, делая особый упор на интуицию и филос. фантазию.
        С позиций левого радикализма и романтич. индивидуализма Т. выступали против социальных и нравств. основ амер. общества нач. 19 в. Стремление воплотить в реальность идеал гуманных обществ. отношений привело некоторых Т. к созданию утопич. коммун Брук-Фарм и Фрутленд.
        Социальный критицизм Т. оказал влияние на формирование идеологии леворадикального молодёжного движения в США в кон. 60-х — нач. 70-х гг. 20 в.
        The transcendentalists. An anthology, ed. by P. Miller, Camb. (Mass.), 1971; в рус. пер.—Эмерсон Р. У., О доверии к себе, M., 19042; его же, Высшая душа, М., 1902; Эстетика амер. романтизма, М., 1977; Тор о Г. Д., Уолден, или Жизнь в лесу, M., 19792.
        Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962; Совр. политическое сознание в США, М., 1980; Boiler P. F., American transcendentalism. 1830— 1860. An intellectual inquiry, N. Y., 1974.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ


будет выглядеть так: Что такое ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИСТЫ