|
|
|
|
|
ТОЛЕРАНТНОСТЬ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(от лат. tolerantia — терпение)
иммунологическая, отсутствие или ослабление иммунологического ответа на данный антиген (См. Антигены) при сохранении иммунореактивности ко всем прочим антигенам. Термин введён в 1953 английским иммунологом П. Медаваром для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Термины «иммунологический паралич», «арсактивность», «антигенная перегрузка» обозначают разные формы Т. Благодаря Т. к собственным антигенам иммунная система здорового организма не образует антител (См. Антитела), которые могли бы повредить клетки и ткани организма. Физиологическое состояние Т. к аллоантигенам плода, по-видимому, возникает при беременности. Физиологически взаимная Т. к групповым антигенам крови (см. Группы крови) может возникнуть также у разнояйцевых близнецов в результате внутриутробного обмена кроветворными клетками. Т. к бактериальным и вирусным антигенам наблюдается при скрытых или латентных инфекциях (например, при заражении вирусом сывороточного гепатита у человека или бруцеллёзом у коз). При пересадках органов и тканей судьба трансплантата определяется тем, насколько полной и длительной будет создаваемая у реципиента Т. к антигенам гистосовместимости донора (см. Трансплантация). Нарушение Т. к собственным антигенам приводит к аутоиммунным заболеваниям (См. Аутоиммунные заболевания). Т. может быть полной или касаться одной из форм иммунного ответа (например, сохранение клеточного иммунитета при утрате способности к образованию антител).
Сложная природа Т. раскрывается при изучении этого состояния в эксперименте. Показано, что полное устранение или подавление жизнедеятельности определённого Клона иммунокомпетентных клеток приводит к необратимой Т., которая особенно легко возникает, если ввести избыток антигенов в период незрелости иммунной системы (во время внутриутробного развития или в первые сутки после рождения). У взрослых особей можно создать Т. при общем подавлении иммунокомпетентных клеток ионизирующим облучением или иммунодепрессантами. В то же время, если вводить в организм малые дозы растворимых (мономерных), дезагрегированных антигенов, можно вызвать обратимую Т. Молекулы таких антигенов, по-видимому, соединяются с встроенными в мембрану лимфоцитов молекулами иммуноглобулинов (См. Иммуноглобулины) (с «распознающими» рецепторами) и блокируют их. Обратимую Т. вызывают также комплексы антиген—антитело. Существуют особые Т-лимфоциты, которые активно сдерживают иммунный ответ др. Т- и В-лимфоцитов, а также фагоцитов. Вероятно, такие Т-лимфоциты («супрессоры») поддерживают физиологическую Т. к собственным антигенам. Существует форма Т., при которой образование антител осуществляется нормально, однако все без остатка антитела связываются антигеном, сохраняющимся в тканях (неметаболизируемым). Т. можно вызвать также, вводя избыток антител, которые либо «перехватывают» молекулы антигена на их пути к распознающим лимфоцитам, либо экранируют антиген от иммунокомпетентных клеток.
В токсикологии и фармакологии термин «Т.» обозначает снижение чувствительности к токсичным и фармацевтическим препаратам (например, к наркотикам). Привыкание к сильнодействующим ядам в результате длительного введения ничтожных доз называют также митридатизмом (по имени понтийского царя Митридата VI Евпатора). См. также Иммунитет, Иммунология, Компетенция.
Лит.: Парк Д. В., Биохимия чужеродных соединений, пер. с англ., М., 1973; Утешен Б. С., Бабичев В. А., Ингибиторы биосинтеза антител, М., 1974; Immunological approaches to fertility control, Stockh.,1974; Noward J. M., Mitchis on N. A., Immunological tolerance, в кн.: Progress in allergy, v. 18, Basel, 1975, p. 43—96.
А. Н. Мац.
|
Мультимедийная энциклопедия |
или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию
общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от
превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что
фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной
общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто
разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с
теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность
языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой
истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы
склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" - тем, кто от нас
отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической,
культурной или политической реальности.
Все современные нации в культурном, религиозном и политическом отношении
более плюралистичны, чем традиционные сообщества, которые сохраняли свое
единство за счет фундаментальных традиций в культуре или религии.
Культурный и религиозный плюрализм, развившийся в западном мире, особенно
среди англосаксов, вызвал к жизни толерантность, необходимую для
установления общности в условиях плюрализма. Толерантность была, с одной
стороны, необходимым побочным продуктом этого плюрализма, а с другой -
условием его дальнейшего развития.
Решающей главой в истории толерантности явился кромвелевский период
английской истории 17 в. В то время среди различных пуританских сект,
входивших в армию Кромвеля, только индепенденты и левеллеры были
заинтересованы в свободе и терпимости. Согласно их взглядам, ни одно
убеждение не может быть настолько непогрешимым, чтобы ему в жертву можно
было принести другие убеждения, существующие в сообществе. Джон Солтмарш,
один из видных защитников толерантности в эпоху Кромвеля, говорил: "Твои
доводы будут столь же темны для меня, как мои доводы для тебя, пока
Господь не откроет нам глаза".
В целом толерантность была установлена как в Англии, так и в Америке не
столько в качестве идеального принципа, сколько по необходимости - когда
было разрушено монолитное единство общества. Оказалось, что в обществе
будет больше мира, если не пытаться навязывать ему сверху религиозного
единства.
Примечательно, что проблема толерантности впервые возникла в западной
цивилизации именно на религиозном уровне, а религиозная толерантность
положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в свободном
обществе. Иногда полагают, что нет ничего труднее, чем быть терпимым в
отношении людей, придерживающихся иных религиозных убеждений. Это суждение
зиждется на допущении, что религия в основе своей фанатична, и это отчасти
верно в том смысле, что религия означает всецелую самоотдачу личности. В
идеале вера должна порождать милосердие, а не фанатизм, поскольку она
приводит к сопоставлению фрагментарных и ограниченных ценностей с
абсолютным и божественным. Однако на деле религиозный человек может легко
впасть в соблазн освящения своих ограниченных ценностей светом того
абсолюта, которому он предан, и при этом еще призвать в союзники Бога. Так
что религия иногда может содействовать углублению и ужесточению фанатизма,
каким бы он ни был - культурным, государственным или этническим.
Эпоха Просвещения 18 в., которую часто наделяют духом толерантности,
породила очень опасный якобинский фанатизм рационалистического типа.
Единственным видным представителем толерантности в ту эпоху был Вольтер.
Ему приписывают изречение: "Я не согласен с тем, что вы говорите, но
пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное
мнение", - афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности.
Взгляды Вольтера сложились, когда он наблюдал за событиями в Англии, где в
17 в. в условиях религиозного плюрализма и религиозной толерантности был
достигнут гражданский мир и установилась общая атмосфера милосердия.
Фактически любое убеждение - религиозное, политическое или культурное -
может привести к нетерпимости, если не остается никакого сомнения в
непогрешимости идей, в которые мы верим, и в ложности тех взглядов,
которые нами оспариваются. Политическая свобода предполагает, что мы в
достаточной степени доверяем нашим политическим оппонентам, чтобы
позволить им организоваться, провести выборную кампанию и сформировать
новое правительство. Экономическая свобода предполагает терпимость к
конкурирующим экономическим интересам. Конкуренция способствует
образованию более гармоничного сообщества и стимулирует инициативу
индивидов и социальных групп.
Терпимость в отношении людей, принадлежащих к другой национальности,
предполагает, что мы сознаем существование скрывающихся под различиями
сходств и тождеств; например, сознаем принадлежность отдельных групп к
человечеству в целом. Толерантность в отношении людей, которые отличаются
от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина
не может быть простой, что она многолика и что существуют другие взгляды,
способные пролить свет на ту или иную ее сторону. Способность постигать
разнообразные аспекты истины или осознавать ограниченность истин, в
которые мы сегодня верим, появляется благодаря рациональному и терпеливому
анализу трудностей, с которыми сталкивается любое познание, а также духу
религиозного смирения, готовому признать условный и исторический характер
самой "абсолютной" из всех истин.
Хотя толерантность, или способность установить и сохранить общность с
людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении, должна считаться
добродетелью, столь же редкой, сколь высока ее ценность (поскольку человек
от природы склонен к общности на основе родового сознания), она все же
имеет два недостатка. Один из них - склонность к безразличному отношению к
ценностям, питающим убеждения. "Толерантность - это добродетель людей,
которые ни во что не верят", - говорил по этому поводу Г.К.Честертон.
Другой недостаток - необходимость установления минимальных моральных
стандартов, серьезное нарушение которых не допускается сообществом; и
необходимость защиты сообщества от заговоров и измены - особенно от
измены, во главе которой стоят фанатичные и тоталитарные политические
движения, стремящиеся к уничтожению свободы и справедливости. Но даже в
этой сфере, где в качестве нормы выступает нетерпимость к нетерпимости,
необходимо сохранять осторожность, чтобы простое отклонение от традиции не
принималось за измену фундаментальным ценностям свободы и толерантности.
Например, в большинстве современных свободных обществ постоянно ведутся
споры о том, в какой степени предпринимательство должно регулироваться
государством, чтобы не допустить экономических кризисов и гарантировать
минимальный уровень благосостояния и безопасности людей. Споры эти не
имеют и не должны иметь окончательного решения, поскольку желательно
сохранение как ценности свободы, так и ценности безопасности, пусть в
некоторых отношениях эти вещи несовместимы. |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
ТОЛЕРАНТНОСТЬ — терпение. Проблема Т. возникла еще в антич. времена и стояла наиболее остро там, где народы с различ. вероисповедан. были вынуждены жить вместе в пределах великих империй (империя Александра Македонского и диадохов). Так, Антиох IV Эпифан, будучи приверженцем греч. культуры и пытаясь насаждать ее во всех своих владениях, однажды посвятил иуд. храм Зевсу Олимпийскому, что привело к восстанию Маккавеев. В Рим. империи власти терпимо относил. ко всем вероисповедан., в т.ч. и к иудаизму. Гонения на христиан начались лишь потому, что они отвергали претензии на исключит. императорск. культа, а распростр. христианства не огранич. нац. рамками.
Вкоре после того, как христианство добилось признания (313), имп.-христианин Феодосий I провозгл. его гос. религией (381), однако новая религия не прояв. веротерпим. к инакомыслящим (напр., язычникам и еретикам). Юлиан II Отступник был последним антич. императором, к-рый предпринял неудач. попытку отвратить Рим. империю от христианства. |
Медицинская энциклопедия |
(лат. tolerantia способность переносить, терпеливость; син. переносимость)
в фармакологии — способность организма переносить воздействие определенного лекарственного вещества или яда без развития соответствующего терапевтического или токсического эффекта. |
Орфографический словарь Лопатина |
толер`антность, толер`антность, -и |
Словарь Ушакова |
ТОЛЕР’АНТНОСТЬ, толерантности, мн. нет, ·жен. (·книж. ). ·отвлеч. сущ. к толерантный; терпимость. |
Толковый словарь Ефремовой |
[толерантность]
ж.
Отвлеч. сущ. по знач. прил.: толерантный. |
Краткий психологический словарь |
(от лат. tolerantia — терпение) — отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, Т. к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования (см. эмоции) на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей (см. адаптация). |
Словарь практического психолога |
— отсутствие или ослабление реагирования на некий неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптивных возможностей (см. <<адаптация>>). |
Социологический Энциклопедичечкий Словарь |
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. toleran-tia - терпение) - англ. tolerance; toleration; нем. Toleranz. 1. Терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 2. Выносливость по отношению к неблагоприятным эмоциональным факторам. 3. Отсутствие или ослабление реагирования на к.-л. неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. |
Философский энциклопедический словарь |
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (от лат. tolerantia – терпение) – 1) терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения и не избегает духовной конкуренции; 2) способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ТОЛЕРАНТНОСТЬ
будет выглядеть так: Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|