|
|
|
|
|
ТИЦИАН |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio)
(1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, — 27.8.1576, Венеция), итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы (См. Венецианская школа) эпохи Высокого и Позднего Возрождения (См. Возрождение). Приехал в Венецию в юношеские годы. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536—37), Урбино (1542—44), Риме (1545—46) и Аугсбурге (1548 и 1550—51). Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др.), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Его искусство, пронизанное мужественным жизнеутверждением, отличается многогранностью, широтой охвата жизненных явлений, глубоким раскрытием драматических конфликтов эпохи.
Ранние произведения Т., относящиеся к началу 1510-х гг. («Христос и грешница», Художественная галерея, Глазго; «Христос и Магдалина», Национальная галерея, Лондон; так называемая «Цыганская мадонна», Художественно-исторический музей, Вена, и др.), обнаруживают близость искусству Джорджоне, чьи незаконченные картины он в это время дописывал. Их роднят с произведениями Джорджоне интерес к пейзажу, поэтичность замысла, черты лирической созерцательности, тонкий колорит. К середине 1510-х гг., после внимательного изучения работ Рафаэля и Микеланджело, Т. вырабатывает самостоятельный стиль. Его образы в этот период спокойны и радостны, отмечены жизненным полнокровием, яркостью чувств, печатью внутренней просветлённости. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок («Любовь земная и небесная», около 1515—16, Галерея Боргезе, Рим; «Флора», около 1515, Галерея Уффици, Флоренция; «Динарий кесаря», 1518, Дрезденская картинная галерея). К этому же периоду относится и ряд портретов, которым свойственны спокойная строгость композиции, тонкий психологизм («Мужской портрет», Национальная галерея, Лондон; «Юноша с перчаткой», около 1520, Лувр, Париж).
Конец 1510-х—1530-е гг. — новый период в творчестве Т., во многом связанный с общественным подъёмом в Венеции, превращающейся в 1520—30-е гг. в один из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. В этот период художник отдавал предпочтение монументальным композициям, исполненным пафоса и динамики («Вознесение Марии», около 1516—18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). Он создавал образы, проникнутые яркими жизненными силами, строил композиции картин по диагонали, пронизывая их стремительным движением, пользовался интенсивными контрастами синих и красных цветовых пятен («Празднество Венеры», 1518, Прадо, Мадрид; «Вакх и Ариадна», 1523, Национальная галерея, Лондон; «Положение во гроб», 1520-е гг., Лувр, Париж). Как бы стремясь приблизить изображение к зрителю, художник часто вводил в картины на религиозные и мифологические темы архитектурные фоны и бытовые детали («Введение во храм», 1534—1538, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна семьи Пезаро», 1526, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция; «Венера Урбинская», 1538, Галерея Уффици, Флоренция).
Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Т. С удивительной прозорливостью изображал художник современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность в себе, гордость и достоинство, подозрительность, лицемерие, лживость и т.д. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображенных, драматизм ситуации. С редким искусством Т. находил для каждого портрета наилучшее композиционное решение, выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. С 1530-х гг. в каждой картине Т. находил неповторимо индивидуальное колористическое решение. Колорит складывался из тончайших тональных оттенков, причём тщательно дифференцировались ведущие и подчинённые краски, слагающиеся из еле уловимых нюансов. Этот развитый колоризм Т. в немалой степени определяет глубочайший психологизм и эмоциональность тициановских портретов. Колористический строй произведения художник выбирал с таким расчётом, чтобы эмоциональное звучание цвета отвечало главным чертам характера человека. Доминирующий цвет повторялся в перекликающихся с ним оттенках тела, фона, предметов обстановки. Среди лучших портретов Т. — «Ипполито Медичи» (1532—33), так называемый «Ла белла» (около 1536), «Пьетро Аретино» (1545) — все в Галерее Палатина, Флоренция, «Папа Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1545—46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь), «Карл V» (1548, Старая пинакотека, Мюнхен), «Карл V в сражении при Мюль Берге» (1548, Прадо, Мадрид) и др.
С середины 16 в. начался поздний период творчества Т. В эти годы художник достиг не только вершин живописного мастерства, но и величайших глубин в истолковании мифологических и религиозных тем. Работая последние десятилетия жизни в обстановке усиливающегося политического кризиса в Италии, Т. нашёл в себе силы противостоять нараставшей волне клерикализма, отстаивая гуманистические идеалы Возрождения. Драматическое начало, усилившееся в ряде поздних произведений художника, явилось откликом на острые конфликты современной действительности. Жизнеутверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали в этот период главной темой многих работ Т., отличающихся богатством колористического и композиционного решений («Даная», около 1554, Прадо, Мадрид, и Эрмитаж, Ленинград; «Венера и Адонис», 1554, Прадо, Мадрид; «Воспитание амура», около 1565, Галерея Боргезе, Рим; «Венера перед зеркалом», 1550-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон; «Похищение Европы», около 1559, Музей Гарднер, Бостон) и др.
Написанные в поздний период творчества картины Т. на религиозные темы выражают сокровенные мысли художника о человеке, жизни, трагических жизненных коллизиях. Действующим лицам этих картин, исполненных глубокого трагизма, присущи цельные характеры, стоическое мужество, непоколебимая воля к жизни («Св. Иероним», около 1552, Лувр, Париж; «Положение во гроб», 1559, Прадо, Мадрид; «Кающаяся Мария Магдалина», 1560-е гг., Эрмитаж, Ленинград; «Св. Себастьян», Эрмитаж, Ленинград; «Коронование терновым венцом», Старая пинакотека, Мюнхен; «Оплакивание Христа», 1573—76, Галерея Академии, Венеция, и др.).
Отличительное свойство поздних работ Т. — их тончайший красочный хроматизм. Мастер строит колористическую гамму, подчинённую приглушённому золотистому тону, на неуловимых оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блёкло-зелёного. Поздние картины Т. переливаются множеством полутонов, приобретающих воздушность. Манера письма художника обретает исключительную свободу. И композиция, и форма, и свет строятся с помощью красочной лепки. К концу жизни Т. выработал новую технику живописи. Он накладывал краски на холст и кистью, и шпателем, и пальцами. Прозрачные лессировки в его поздних картинах не скрывают подмалёвка, обнажая местами зернистую фактуру холста. Из сочетания многообразных по форме свободных мазков, как бы обнажающих творческий процесс художника, рождаются образы, исполненные трепетной жизненности и драматизма. Изобретённая Т. свободная манера письма оказала большое влияние на последующее развитие мировой живописи. Работы Т. тщательно изучали художники различных стран и эпох — Веронезе, Тинторетто, Эль Греко, Н. Пуссен, П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Э. Делакруа, Э. Мане, В. И. Суриков и др.
Т. выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Фигуры и пейзажи изображены на них с помощью беглых, уверенных линий и мягких светотеневых контрастов.
Лит.: Гурвич Н. А., Тициан, Л., 1940; Тициано Вечеллио. [Сост. и вступ. ст. Т. Фомичевой], М., 1960; Смирнова И. А., Тициан и венецианский портрет XVI века, М., 1964; Лазарев В. Н., Поздний Тициан, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972, с. 403—445; Waldmann E., Tizian, В., 1922; Gronau G., Tizian, B., 1930; Hetzer Th., Tizian. Geschichte seiner Farbe, Fr./M., [1935]; Tietze H., Titian. The paintings and drawings, L., 1950; Pallucchini R., Tiziano, v. 1-2, Bologna, 1953—54 (нов. изд. — Firenze, 1969); Wethey H. E., Paintings of Titian, v. 1-2, L., 1969—71; Panofsky E., Problems in Titian, mostly iconographic, L., 1970.
В. Н. Лазарев.
Тициан. Автопортрет. 1560-е гг. Фрагмент. Прадо. Мадрид.
Тициан. Портрет папы Павла III. 1543. Национальный музей и галереи Каподимонте. Неаполь.
Тициан. «Динарий кесаря». 1518. Дрезденская картинная галерея.
0237481371.tif
Тициан. «Ла белла». 1536. Галерея Палантина. Флоренция.
Тициан. «Пастух и нимфа». 1570-е гг. Художественно-исторический музей. Вена.
Тициан. «Вакх и Ариадна». 1523. Национальная галерея. Лондон.
Тициан. Оплакивание Христа». 1573—76. Галерея Академии. Венеция.
Тициан. «Любовь земная и небесная». Около 1515—16. Галерея Боргезе. Рим.
Тициан. «Вакханалия». Начало 1520-х гг. Прадо. Мадрид.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(ТИЦИАНО ВЕЧЕЛЛИО)
(Tizianо Vecellio)
(1476/77 или ок. 1487-1576), венецианский живописец эпохи Возрождения.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Еще мальчиком приехал в
Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. Затем Тициан
попал в мастерские Джентиле и Джовании Беллини. В 1508 он работал с
Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. От Джорджоне Тициан
воспринял тонкое чувство колорита, проникся поэтической атмосферой его
произведений и после смерти Джорджоне в 1510 завершил работы учителя. В
1513 Тициан уже приобрел известность и стал получать не только частные, но
и государственные заказы. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта),
написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции,
свитедельствует о творческой зрелости мастера.
Тициану покровительствовали многие влиятельные лица: начиная с 1516 -
династия д'Эсте в Ферраре; несколькими годами позже - семейство Гонзага в
Мантуе; в 1530-х годах - семья Ровере в Урбино. В 1532 он познакомился с
Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Последние
годы жизни Тициан провел в Венеции, исполняя в числе прочих многочисленные
заказы Филипа II Испанского. Таким образом, большую часть своей жизни
Тициан был окружен роскошью и славой. Архитектор и скульптор Якопо
Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий
триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких
десятилетий. Хотя в последние годы жизни силы Тициана стали угасать, он
продолжал работать с изумительной творческой изобретательностью до самой
смерти 27 августа 1576.
Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Трудно
дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16
в. К 1510 Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. Он завершил пейзаж в
картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие
произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены
Тицианом по эскизам Джорджоне. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль
Тициана ослабло. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой
изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком
женственности. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с
различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и
небесная (Рим, галерея Боргезе).
В 1516-1518 Тициан исполнил алтарный образ Вознесение Богоматери (Ассунта)
для церкви Санта Мария деи Фрари. Богоматерь возносится в небо, окруженная
ангельским хором; ее фигура акцентирована простым сопоставлением трех
основных цветов.
Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые
Тициан написал в 1518-1523 для герцога Альфонсо д'Эсте: Праздник Венеры,
Вакханалия (обе в Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея).
С 1519 по 1526 Тициан работал над Алтарем семейства Пезаро для церкви
Санта Мария деи Фрари. В этой композиции изображение Мадонны на троне
смещено относительно центра так, что в картине возникает нарастающее
диагональное движение слева направо. Портреты Тициана, исполненные в
течение 1520-х годов, выглядят более камерными. Обычно, как в Мужском
портрете (Лондон, Национальная галерея), в них акцентируются черты
личности модели.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения
живописной техники. Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция,
галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий,
праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для
многочисленных портретных изображений. Это произведение вызывает в памяти
городские виды и изображения венецианских праздников у Карпаччо и Джентиле
Беллини и предвещает сцены пиров Веронезе. Картину Тициана Венера
Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден,
Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она
полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Прекрасная женщина
представлена величавой, исполненной чувства собственного достоинства, но
ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. В
Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил
королю, изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы
суммируется весь накопленный мастером опыт.
В 1540-е годы Тициана вновь охватил дух экспериментаторства, стремление
расширить технические возможности живописи и достичь более глубокого
психологического проникновения в образы своих героев. В парижской версии
картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие
диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать
эмоциональное напряжение, а через него - силу физического страдания
Христа. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио
Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте)
представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть
двуличные услужливые родственники. Изучение памятников античного искусства
в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь,
Национальный музей и галерея Каподимонте). Конный портрет Карла V (Прадо)
- парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего
солнца.
ОТТАВИО ФАРНЕЗЕ
К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты,
образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название
"позднего стиля Тициана". Для него характерны работа более жидкими
красками и звучные, как бы тлеющие изнутри цвета, подчиняющиеся игре
света. Метод наложения плотных слоев краски резкими, прерывистыми мазками,
смешение которых обретает определенные формы только при взгляде с
достаточного расстояния, обусловил интерес многих художников 19-20 вв. к
творчеству мастера. Воплощением этого позднего стиля является картина
Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми,
подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Положение
во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции,
выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей
расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты.
Индивидуальные роли отдельных героев теперь, однако, не так сильно
выделены; фигуры почти сливаются в единую массу под воздействием
объединяющего света и посредством текучей живописной фактуры. Мюнхенская
версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека)
повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре; в ней хорошо вылепленные
формы подчинены вибрирующему свету.
Последняя картина Тициана - Оплакивание Христа (Венеция, галерея Академии)
была сделана им для своего собственного надгробия между 1573 и 1576.
ЛИТЕРАТУРА
Фомичева Т. Тициано Вечеллио . М., 1960
Смирнова И.А. Тициан и венецианский портрет XVI в. М., 1964
Лазарев В.Н. Поздний Тициан. - В кн.: Старые итальянские мастера. М., 1972
Смирнова И.А. Тициан . М., 1987
Педроккио Ф. Тициан. М., 1995 |
Имя собственное в русской поэзии 20 в |
((ок. 1476-1576) - итал. художник) Вхожу в вертепы чудные музеев, Где пучатся кащеевы Рембрандты, Достигнув блеска кордованской кожи, Дивлюсь рогатым митрам Тициана И Тинторетто пестрому дивлюсь ОМ931 (178) |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ТИЦИАН
будет выглядеть так: Что такое ТИЦИАН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|