|
|
|
|
|
ТИРТЕЙ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Tyrtaios)
древнегреческий поэт 2-й половины 7 в. до н. э. Родился в Афинах или Лаконии. Жил в Спарте. В элегиях, написанных на ионийском диалекте осуждал корыстолюбие, раздоры, призывал к единству, восхваляя спартанскую старину и воспевая храбрость спартанских воинов. У Т. впервые появляются размышления о происхождении существующего государственного устройства и мерах по его; сохранению ради благополучия всего гражданского коллектива.
Соч.: Anthologia lyrica Graeca, ed E. Diebl, fasc. 1, Lipsiae, 1954; в рус пер в кн.: Латышев В. В., «На досуге», СПБ, 1898.
Лит.: Ярхо В., Полонская К Античная лирика, М., 1967, с. 26—28; Snell В., Tyrtaios und die Sprache des Epos, Gott., 1969.
|
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
ТИРТЕЙ — др.-греч. поэт 7 — 6 вв. до н.э. Род. в Афинах или в Лаконии. Жил в Спарте. В его элегиях, напис. на ионийском диалекте, преобладают две темы: «благие законы» и «советы»; поэт осужд. корыстолюбие, раздоры, призы-вает граждан к единству, восхваляя спарт. старину или воспевая храбрость спарт. воинов. Элегии Т. напис. в связи с событиями 2-й Мессенской войны. Ему принадл. также маршевые воен. песни — эмбатерии, напис. анапестами на родном для спартанцев дорийском диалекте. Сохран. ок. 15 стихотв. и фрагментов Т. |
Античные писатели |
Тиртей, Tyrtaios, из Спарты, VII в. до н. э., греческий поэт, элегик. Античные источники называют местом рождения Т., наряду со Спартой, Афины или Милет. Легенда гласила, что Т. был хром и преподавал в афинской школе. Во время II Мессенской войны спартанцы получили из Дельф предсказание, что они победят только тогда, когда их вождем станет афинянин. Неприязненно настроенные к Спарте афиняне прислали Т. в качестве вождя. Но физические недостатки Т. заслонил его поэтический талант. Своими элегиями он поднял спартанцев на борьбу, и они покорили свободолюбивых мессенцев. В настоящее время считается, что родиной Т. все же была Спарта. Поэтому он мог так хорошо понимать ее дух и потребности. Легенды о рождении в Милете или Афинах объясняются как традиционным ионийским диалектом его элегий, так и тем фактом, что никогда позже Спарта не породила ни одного поэта. Элегии Т. делятся на пять книг. Сохранилось примерно 150 стихов. Большую их часть составляют воинские элегии, где Т. говорит о славе, которую добывает смелый воин при жизни и после геройской смерти, а затем противопоставляет этой картине унизительную судьбу побежденных, скитания лишенных крова и родины. Он дает также тактические указания. В самой длинной элегии (фр. 6) он размышляет над иерархией ценностей в жизни человека, и превыше всего — превыше физической силы и побед на играх, выше красоты, богатства, власти и всего остального — он ставит воинскую доблесть, которая одна только достойна мужа. Все, что пишет Т. в итоге сводится к одному: стремлению несгибаемо стоять в первом ряду и, хотя бы ценой жизни, сразиться за победу. Об этом же он говорит, вспоминая прошлое Спарты, когда в элегии, названной древними Эвномия, прославляет ее государственное устройство, нерушимое и прекрасное, ибо оно установлено согласно пророчеству Аполлона Дельфийского. В элегиях Т., в отличие от Илиады Гомера, уже не столь важна слава отдельной личности, героя, блестящие подвиги которого отодвигают в тень всех остальных, а в большей степени речь идет о формировании боевого единства, где личность связана с остальными, и только жертва, принесенная на алтарь общего дела заслуживает бессмертной памяти. Таким образом, он указывает на переход от героической родовой этики к новой, подчиняющей личность государству. Язык и стиль Т. близки к эпической традиции. В сохранившихся фрагментах мы видим многочисленные словесные пересечения с поэмами Гомера. Мотивы воинских элегий напоминают о Каллине. |
Литературная энциклопедия |
греческий элегический поэт VII в. до н. э.; по античному (малодостоверному) преданию, афинянин, отправленный на помощь спартанцам во время второй мессенской войны и воодушевлявший спартанцев своими песнями, — в действительности скорее всего малоазиатский иониец. Стихотворения Т., написанные в стиле ионийской элегии и во многом перекликающиеся с медитативными частями гомеровского эпоса, составляют своего рода катехизис гражданской идеологии Спарты архаического периода. Тематика Т. — хвала спартанским учреждениям, мифы, освящающие строй спартанской общины, призывы к сохранению «доброго порядка», прославление воинской доблести и описание жалкой участи труса. Безыскусственные, но сильные стихи Т. служили у спартанцев военными песнями. Дошедшие до нас в цитатах античных писателей отрывки Т. содержат ряд интерполяций, к-рые, может быть, принадлежат спартанофильским кругам афинской аристократии. Библиография: Bergk T., Poetae lyrici Graeci, Ed. 4, vol. II, Lpz., 1882; Diehl E., Anthologia lyrica graeca, Lpz., 1925. И. Т. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ТИРТЕЙ
будет выглядеть так: Что такое ТИРТЕЙ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|