Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТИМОНЕДА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Timoneda)
        Хуан де (около 1490, Валенсия, — 1583, там же), испанский писатель-гуманист и издатель. Драматург школы Л. де Руэды (См. Руэда), произведения которого он опубликовал. В пьесах «Амфитрион» (1559), «Близнецы» (1559), «Корнелия» (1559), «Филомена» (1564), «Аурелия» (1564), сборниках новелл, анекдотов и притч «Сладкие яства, или Отрада путников» (1563), «Добрый совет, или Собрание притч» (1564) и «Забавник» (1565) отразился опыт античной и итальянской ренессансной драмы. Автор стихов в народном духе, Т. издал народные романсы в сборниках «Роза романсов» (ч. 1—4, 1573) и «Кансьонеро» (ч. 1—4, 1561 и 1573).
         Соч.: Obras, t. 1—3, Madrid, 1947.
         Лит.: Кржевский Б. А., Создание испанской национальной драмы, в его кн.: Статьи о зарубежной литературе, М.— Л., 1960; Sainz de Robles F. С., Cuentos viejos de la vieja Espana, [4 ed.], Madrid, 1957; Julia Martinez E., Originalidad de Timoneda, «Revista Valenciana de Filologia», 1955—58, v. 5.
Литературная энциклопедия
Хуан де [Juan de Timoneda (?— ум. 1583)] — испанский драматург, новеллист и собиратель народной поэзии. Жил в Валенсии, где занимался книжным делом. Несмотря на скромное художественное дарование, Т. сыграл довольно крупную культурную роль, успешно содействуя развитию влияния лит-ры итальянского и испанского Ренессанса (Бокаччо, «Селестина», плутовской роман). Как драматург он посвящает все свое внимание бытовой комедии, учитывая, однако, латинизирующие (Ариосто), психологические (пастораль) и жанровые (commedia rusticale) тенденции итальянской драматургии, а также опираясь на опыт основоположников испанского светского театра — Торрес Наарро, Лопе де Руэды. «Три комедии» в прозе (Las tres comedias, 1559), куда вместе с переработками испанских переводов Плавта («Амфитрион», «Близнецы») входит пьеса с современной тематикой («Корнелия»), представляют своего рода вступление к серии стихотворных бытовых пьес сборника «Turiana» (т. е. «Поэзия с берегов р. Турии», 1565), где развернута актуальная для Ренессанса проблематика свободной любви, брака по выбору, распада семьи и т. п. («Филомена», «Аврелия», «Палиано» и др.); здесь же даны удачные образцы интермедий («Слепцы»), в к-рых Т. следует реалистич. традициям плутовского романа («Ласарильо») и Лопе де Руэды. О связанности Т. характерными для его эпохи религиозными традициями свидетельствуют «Триптихи» (Ternarios sacramentales, 1575, 2 тт.), стихотворные опыты в области жанра «autos sacramentales» («представления в честь таинства причастия»). Не менее важное место, чем пьесы, занимают в его творчестве прозаические сборники: «Десерт, или утеха путника» (El Sobremesa y alivio de caminantes, 1563, 2 части), включающий 165 повестушек, паремий и фацеций, взятых из Бокаччо, Поджо, Морлини, Гевары и др.; «Полезное назидание, или хранилище анекдотов» (El buen aviso y portacuentos, 1564), собрание 175 занятных житейских казусов, и наконец «Притчи» (El Patranuelo, 1566), где в 22 отрывках сжато и деловито пересказаны фабулы новелл, извлеченные автором из Бокаччо, Банделло, Gesta Romanorum, Ариосто и др. Просвещенная издательская деятельность Т., сохранившая для потомства сочинения его талантливого друга и вдохновителя Лопе де Руэды (умер ок. 1567), высокохудожественные памятники народной лит-ры («Роза романсов» — Rosa de romances, 1573, Кансьонеро — ок. 1565) — рисуют в самом положительном свете облик этого образованного и умного представителя испанского Ренессанса. Библиография: I. Teatro profano ed. M. Menendez y Pelayo, Valencia, 1911; Autos, ed. Gonzales Pedroso, Madrid, 1908 (Biblioteca de Autores espanoles, v. 58); Sobremesa y Patranuelo (та же серия, v. 3); Buen aviso y portacuentos, ed. R. Schevill, «Revue hispanique, v. 24), N. Y. — Paris, 1911; Romances y Poesias (Biblioteca de Autores espanoles, v. 10, 16 и 42). II. Петров Д. К., Заметки по истории староиспанской комедии, Петербург, 1907; Dunlop J., Geschichte der Prosadichtung, oder Geschichte der Romane..., ubers v. F. Liebrecht, B., 1851; Menendez y Pelayo M., Origines de la novela, t. II, Madrid, 1907; Crawford J. P., Spanish drama before Lope de Vega, Philadelphia, 1922. Б. Кржевский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТИМОНЕДА


будет выглядеть так: Что такое ТИМОНЕДА