Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТИКАМАЦУ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Мондзаэмон (настоящее имя — Сугимори Нобумори) (1653 — 22.11.1724), японский драматург. Автор Дзёрури для театра марионеток и драм для театра Кабуки; с 1705 перешёл исключительно на дзёрури. Создал многочисленные исторические трагедии на сюжеты из феодальных эпопей, хроник и др. Основной конфликт в них — столкновение чувства с долгом, неизменно побеждающим: «Победоносный Кагэкиё» (1686), «Битвы Коксинги» (1715) и др. Написал также драмы из городской жизни о несчастной судьбе влюблённых: «Двойное самоубийство в Сонэдзаки» (1703), «Гонец в преисподнюю» (1711) и др. Т. первым в Японии создал психологическую драму. Многие его пьесы и сейчас исполняются в театре кабуки и японском театре кукол.
         Соч. в рус. пер.: Драмы, М., 1963; Драмматические поэмы, [М., 1968].
         Лит.: Конрад Н. И., Японский театр, в сборнике: Восточный театр, Л., 1929; его же, Очерки японской литературы, М., 1973; Григорьева Т., Логунова В., Японская литература, М., 1964; Маркова В., Мондзазмон Тикамацу о театральном искусстве, в сборнике: Театр и драматургия Японии, М., 1965.
         Н. Г. Иваненко.
Литературная энциклопедия
Мондзаэмон [настоящее имя Сугимори Нобумори, 1653—1724] — крупный японский драматург эпохи разложения феодального строя и появления буржуазии [1600—1867]. Создатель театра горожан в противовес придворно-феодальному театру. Выходец из разорившейся самурайской семьи, 20-ти лет покинул буддийский монастырь, куда он был отдан в детстве. Переселился в Киото, где в 1677 выступил в качестве драматурга, а несколько позже и режиссера. Т. тесно связывается с Такэмо То-Гидаю, директором осакского марионеточного театра, и с этой поры начинается их теснейшее содружество, выдвинувшее театр Такэмо То-Гидаю на первое место в Японии. В 1690 Т. переселился в Осака, где оставался до самой смерти. Т. впервые выводит на сцену мещанскую драму, отвечавшую запросам городского люда того времени. В основу одной из его натуралистических пьес положена переработка лит-ого сборника «Сайкаку» (Пятеро женщин). Здесь показана пестрота феодального города, все более превращавшегося в торгово-ремесленный центр, где находилось много обедневших самураев и бежавших в город разорившихся крестьян. Здесь же выступают купцы, ремесленники, подмастерья, бонзы, купеческие жены, гейши и просто проститутки. Основное содержание — бытовое: семейные конфликты, неудачная торговля, неожиданное обогащение и т. д. Все эти пьесы были рассчитаны на марионеточный театр, где действие оторвано от текста, произносимого чтецом-декламатором. От его лица вводятся многочисленные отступления, объяснения ситуаций, характеристика персонажей. Злободневность действия и его тесная связь с действительностью подкрепляются множеством вставок популярных песен и стишков, намеками на политические события и т. д. Драматургия Т., выросшая на основе предшествующей драматической, сказовой и поэтической литературы, глубоко народна и близка народным массам. Своими пьесами Т. не только расшатывал и высмеивал разлагавшееся дворянство, но впервые показал нарождавшуюся японскую буржуазию и ее подлинное лицо. В противовес ходульной феодальной драме Т. создает пьесы, полные мещанского сентиментализма, рисуя обычные человеческие чувства средних слоев городского населения. В его любовных драмах выводятся общественные
260 препятствия, разделяющие любящих, и сочувствие зрителей их несчастьям, что объективно было направлено против феодального произвола и насилия. Наряду с мещанской драмой (Сэвамано) Т. создает также исторические трагедии (Дзидаймоно), построенные им на материале различных хроник, эпопей и даже изустного сказа. Здесь героями выступают князья, военачальники, самураи и т. д. Нередко идеологию дворянства Т. в своих пьесах стремится использовать в интересах нарождавшейся японской буржуазии. Т. создает драматическое действие огромного напряжения, рисует характеры и типы, дает такие способы разрешения раздирающих их противоречий, к-рые по сути уже не принадлежат феодальной эпохе. Именно в этом сказалась положительная роль Т. как носителя идей нарождавшейся буржуазии. Он написал более ста пьес, лучшими из них считаются: из мещанских драм — «Югири-Ава-Наруто» [1720], «Мейдо-но-хикяку» [1711] и «Онна-гороси абура-дзигоку» [1721]; из пьес о любовных самоубийствах — «Тэн-но Амидзима» [1720]; из исторических трагедий — «Юки-онна гомай хагоита» [1705], «Кокусэн я кассаэн» [1715], «Сога кайкэйдзан» [1718].
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТИКАМАЦУ


будет выглядеть так: Что такое ТИКАМАЦУ