Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТЕНДЕНЦИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        и тенденциозность (от лат. tendo — направляю, стремлюсь), в искусстве идейно-эмоциональное отношение автора к отображенной действительности, осмысление и оценка (скрытые или непосредственные) проблематики и характеров, выраженные через систему образов. В таком понимании Т. — органическая часть художественной идеи, её ценностный аспект и присуща всякому художественному произведению (исключая чисто экспериментальные). В качестве синонима Т. нередко употребляют понятие пафоса.
         В более употребительном и узком значении Т. называют социальное, политическое, нравственно-идеологическое пристрастие, преднамеренность художника, вольно или невольно, но открыто выразившиеся в реалистическом, ориентированном на предельную объективность произведении (посредством растворения «личности» в «принципе», то есть её идеализации, шаржирования, рассудочного построения, или неоправданного логикой конфликта финала произведения, или иного способа «выхода идеи из образа»). Однако ряд современных исследователей предпочитают в этом случае говорить не о Т., а о тенденциозности. Следует отметить, что на практике, в литературе полемике и конкретных критических оценках смысл и эстетическая оценка Т. и тенденциозности многозначны, хотя приведённые определения и остаются в современной критике наиболее общезначимыми ориентирами.
         Понятия Т. и тенденциозности становятся остропроблемными в середине 19 в.. то есть в период зрелости Реализма и одновременно — первых симптомов Натурализма, поставившего под сомнение «идеальное» начало в искусстве и ориентировавшегося на «бесстрастие» естественных наук. Писатели-реалисты равно отстаивают и предельную объективность в отображении реальности (или «основ» и «логики жизни»), и образное выражение «идеального», «высшего взгляда» автора; но художественно совершенным признают лишь их слияние, при котором авторская «идея о мире» присутствовала бы «между строк» (Л. Н. Толстой). Открытая же Т., или тенденциозность («идея высказывается помимо образа» — И. А. Гончаров), в реалистическом эпосе и драме обычно нарушает художественную правду, внутреннее самодвижение конфликта и самораскрытие характеров, хотя при этом может и не противоречить объективным «запросам жизни». Однако, противополагая открыто «тенденциозное» «художественному», русские классики не боялись впадать в тенденциозность, когда необходимо было выразить наболевшую мысль о животрепещущих проблемах социального бытия («Бесы» Ф. М. Достоевского или «Воскресение» Л. Н. Толстого). Такой особенности русских реалистов остаётся верным искусство социалистического реализма (См. Социалистический реализм), начиная с его основоположника М. Горького (роман «Мать»).
         Марксистская критика всегда отстаивала Т. в широком смысле, особенно в борьбе с Формализмом и «искусством для искусства» (См. Искусство для искусства), оценка же Т. в узком смысле, или тенденциозности, не может быть однозначна: открытая Т. естественна в жанрах сатиры (в том числе карикатуры), романтики, гражданской лирики, научной фантастики, аллегории, плаката, в произведениях. исполненных романтического начала; в реалистических же эпических, драматических, живописных произведениях, тяготеющих к объективному, художественно беспристрастному отображению, «свободный выход субъективности художника» (Гегель) может быть идейно оправдан, если в них поставлены кардинальные проблемы общественной жизни, а их освещение автором — самобытное, выстраданное и глубокое, свободное как от иллюстративности, так и от мелкотравчатого обличительства, о которых насмешливо писал Ф. Энгельс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве, т. 1, 1967, с. 8—9), считая такую Т. уделом литераторов «мелкого калибра». В современной эстетике понятия Т. и тенденциозности идейно конкретизируются в принципе партийности искусства (см. Партийность).
         В. А. Калашников, Ю. Б. Смирнов.
Орфографический словарь Лопатина
тенд`енция, тенд`енция, -и
Словарь Даля
·*франц. направленье, стремленье, тягота к чему.
Словарь Ожегова
ТЕНД’ЕНЦИЯ [тэ, дэ ], -и, жен.
1. Направление развития, склонность, стремление. Т. к росту. Прогрессивные тенденции.
2. Замысел, идея какого-н. изложения, изображения (устар.).
3. Предвзятая, односторонняя мысль, навязываемая читателю, зрителю, слушателю (книжн.).
Словарь синонимов Абрамова
см. желание
Словарь Ушакова
ТЕНД’ЕНЦИЯ (тэнденция, тендэнция), тенденции, ·жен. (от ·лат. tendo - напрягаю, направляю) (·книж. ).
1. Мысль, идея, лежащая в основании какого-нибудь изложения, изображения и внушаемая (читателю, зрителю) логическими или художественными средствами. Основная тенденция автора клонится к тому, что... Замысел спектакля имеет определенную тенденцию - резко очертить идейную борьбу поколений.
2. Предвзятая, односторонняя мысль, не вытекающая из существа дела (напр. из логического рассуждения или из развития художественного образа), но навязываемая читателю, зрителю (·неод. ). В романе сквозит плохо прикрытая тенденция. Пьеса с тенденцией.
3. Стремление, склонность, свойственное кому-чему-нибудь направление развития. «...От политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества мы перешли к политике ликвидации кулачества как класса.» Сталин (1929 ·г. ). В советской промышленности наблюдается неуклонная тенденция к повышению производительности труда. Во многих языках наблюдается тенденция к сокращению безударных гласных.
Толковый словарь Ефремовой
[тенденция]
ж.
1) Мысль, идея, лежащая в основе какого-л. изложения, изображения и внушаемая логическими или художественными средствами.
2) Предвзятая, односторонняя мысль, не вытекающая из существа дела, но навязываемая кому-л.
3) Стремление, намерение, свойственное кому-л., чему-л.; направленность во взглядах или действиях.
Словарь практического психолога
1. Направленность во взглядах и действиях; склонности, свойственные кому-либо или чему-либо.
2. Направление, в коем идет развитие некоего явления.
3. Идея, направленность мысли, высказывания, произведения.
4. Предвзятая идея, мысль, мнение, навязываемые кому-либо.
Словарь управления
чего и к чему. Тенденции развития народного хозяйства. Тенденции к повышению производительности труда. Тенденция к росту инфляции в капиталистических странах.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ТЕНДЕНЦИЯ - англ. tendency; нем. Tendenz. 1. Сравнительно устойчивое направление развития к.-л. явления, процесса или идеи. 2. В искусстве идейно-эмоциональная направленность произведения, авторское осмысление и оценка произведения через систему художественных образов.
Философский энциклопедический словарь
ТЕНДЕНЦИЯ (от лат. tendere – направляться, стремиться к чему-нибудь) – направление, в котором совершается развитие какого-либо явления, намерение (см. также ИНТЕНЦИЯ), стремление, цель; тенденциозный – содержащий тенденцию с предвзятой, навязываемой идеей.
Философский энциклопедический словарь 2
        (позднелат. tendentia — направленность, от лат. tendo — направляю), направление развития к.-л. явления или процесса. Т. служит формой проявления законов, которые вообще «...не имеют иной реальности, кроме как в приближении, в тенденции...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 39, с. 355). В одном и том же явлении могут содержаться различные и даже противоположные друг другу Т. В сходных или родственных по происхождению системах нередко наблюдаются и сходные Т. развития (напр., в термодинамически замкнутых системах проявляются Т. к росту энтропии; в биологич. популяциях — Т. к эколо-гич. приспособлению через отбор). Выделение главной, господствующей Т.— важнейший момент как историч., так и структурнофункционального анализа любого развивающегося объекта. Основой постижения ведущих Т. становления объекта выступает диалектика возможности и действительности.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТЕНДЕНЦИЯ


будет выглядеть так: Что такое ТЕНДЕНЦИЯ