ТЕЙХМЮЛЛЕР |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Teichmuller)
Густав (19.11.1832, Брауншвейг, — 22.5.1888, Дерпт, ныне Тарту), философ-идеалист. Ученик Ф. А. Трендсленбурга. Профессор в Гёттингене (1867), Базеле (1868) и с 1871 в Дерпте (Тарту). Философские взгляды Т. сложились под определяющим влиянием Г. Лейбница через посредство Р. Г. Лотце и И. Ф. Гербарта. В целом учение Т. представляет собой своеобразный вариант христианского Персонализма, противостоящий как позитивизму и эволюционизму, так и традиционному платонизму. По Т., сущность бытия — личное «субстанциальное Я», открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. С позиций идеалистической телеологии (См. Телеология) выступал против дарвинизма обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. Значительная часть работ Т. посвящена истории философских понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше. в России на А. А. Козлова, Е. А. Боброва (См. Боброва аппарат) и др.
Соч.: Aristotelische Forschungen, Bd 1-3, Nachdruck, Aalen, 1964; Studien zur Geschichte der Begriffe, Nachdruck, Hildesheim, 1966; Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, Bd 1—3, Nachdruck, Hildesheim, 1965; Die wirkliche und die scheinbare Welt, Breslau, 1882; Die Religionsphilosophie, Breslau, 1886; в рус. пер. — Дарвинизм и философия, Юрьев, 1894; Бессмертие души..., Юрьев 1895.
Лит.: Козлов А., Г. Теихмюллер, «Вопросы философии и психологии», 1894, кн. 24—25; Szyikarsky W., Teichmullers philosophische Entwicklungsgang, Kaunas, 1938; Tennmann E., Gustav Teichmullers Philosophic des Christentums, Tartu 1931.
|
Философский энциклопедический словарь |
ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmьller) Густав (род. 19 нояб. 1832, Брауншвейг – ум. 23 мая 1888, Дерпт) – нем. философ, профессор. Представитель христ. теизма, развитие которого он продолжал, совмещая с философскими учениями Лейбница и Лотце. Выступал против позитивизма и эмпиризма. Осн. произв.: «eber die Unsterblichkeit der Seele», 1874 (рус. пер. «Бессмертие души», 1895); «Religionsphilosophie», 1886; «Neue Grundlegung der Psychologie und Logik», 1889. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(Teichmuller) Густав (19.11.1832, Брауншвейг,—22.5.1888, Дерпт, ныне Тарту), философ-идеалист. Филос. взгляды Т. сложились под определяющим влиянием Лейбница через посредство Лотце и Гербарта. В целом учение Т. представляет собой своеобразный вариант христ. персонализма, противостоящий как позитивизму и эволюционизму, так и традиц. платонизму. По Т., сущность бытия — личное «субстанциальное Я», открывающееся в самосознании, но действующее и бессознательно. С позиций идеалистич. телеологии выступал против дарвинизма, обвиняя его в абсолютизации случайности и непрерывности. Значит. часть работ Т. посвящена истории филос. понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше, Р. Эйкена, в России — на А. А. Козлова, Б. А. Боброва и др. М Die Keligionsphilosophie, Breslau, 1886; Studien zur Geschichte der Begriffe, Hildesheim, 1966; Neue Studien zur Geschichte der Begriffe, Bd 1—3, Hildesheim, 1965; в рус. пер.— Дарвинизм и философия, Юрьев, 1894; Бессмертие души. Филос. исследование, Юрьев, 1895.
Козлов А., Г. Т., «Вопросы философии и психологии», 1894, кн. 24—25; Szylkarski W., Teichmullers philosophische Entwicklungsgang, Kaunas, 1938. |
|
|