Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТЕГНЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Tegner)
        Эсайас (13.11.1782, Чюркеруд, Вермланд, — 2.11.1846, Эстрабу, близ Векше), шведский поэт. Сын пастора. Окончил Лундский университет в 1802. Член Шведской академии с 1818. Епископ с 1824. Ранние стихи написаны в стиле классицизма. «Боевая песнь Сконского ополчения» (1808) и поэма «Швеция» (1811) навеяны событиями русско-шведской войны 1808—09. Культ разума, ясность поэтической мысли и стиля связывают Т. — центральную фигуру шведского романтизма — с эстетикой Просвещения (См. Просвещение). Полемизировал с туманно-мистическими идеями «фосфористов» (см. Швеция, раздел Литература) и сблизился с романтическим «Готским союзом», с которым его объединял интерес к дофеодальной Скандинавии. Отвергая Священный союз, Т. в романтическом духе героизировал образ Наполеона (стихотворение «Пробудившийся орёл» и др.) и эпоху Карла XII (стихотворение «Карл XII»). В лиро-эпической поэме «Аксель» (1822) воспел любовь шведского солдата к русской девушке. Переплетение романтических и классицистических мотивов характеризует лучшие произведения Т.: «Норвегия» (1814), «Песнь к Солнцу» (1817), «Первое причастие» (1820, рус. пер. 1862) и «Сагу о Фритьофе» (1819—1825, рус. пер. 1841) — центральное сочинение шведского романтизма, основанную на древнеисландской саге и воплотившую героическое прошлое народа. Поэма синтезировала эпическое, лирическое и драматическое начала, отличалась богатством поэтических форм и средств и явилась своего рода шведским национальным эпосом. Позднее в мировоззрении и творчестве Т., отчасти под влиянием душевной болезни, наступает кризис. Его стихи «Меланхолия», «Мертвец», «Прощание» проникнуты мотивами пессимизма.
         Соч.: Samlade skrifter, del 1—10, Stockh., 1918—25; Brev, bd 1—10, Malmo, 1953—70; в рус. пер. — Сага о Фритьофе. Аксель, Вступ. ст. Г.. Г. Александрова, М.—Л., 1933: Сага о Фритьофе Вступ. ст. В. Адмони М., 1959.
         Лит.: Белинский В. Г., Фритиоф, скандинавский богатырь. Поэма Тегнера в рус. пер. Я. Грота, Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954; Брандес Г., Исайя Тегнер. Собр. соч., 2 изд., т. 2, ч. 2, СПБ. 1906; Брау де Л. Ю., «Сага о Фритьофе» Э. Тегнера и ее исландские источники, в кн.: Скандинавский сборник, II, Тарту, 1966; WrangeI Е., Tegner i Lund, del 1—2, Stockh., 1932; Book F.. Esaias Tegner. En biografi. Stockh.. 1963; Nilsson A.. Svensk romantik. Tegner, Lund, 1964; Werin A., Tegner, 1782—1825, Lund — Stockh.. 1974.
         А. А. Мацевич.
Современная Энциклопедия
ТЕГНЕР (Tegner) Эсайас (1782 - 1846), шведский поэт-романтик. Епископ. Гражданская, патриотическая, философская, любовная лирика. Поэма "Сага о Фритьофе" (1825), основанная на древнеисландской саге и проникнутая патриотическими и гуманистическими идеями, стала центральным произведением шведского романтизма и своего рода национальным эпосом.
Литературная энциклопедия
Исайя [Tegner Esaias, 1782—1846] — крупнейший поэт Швеции. Сын сельского капеллана, выходца из крестьян. Окончил ун-т в Лунде, там же был доцентом по эстетике [1810] и профессором греческого языка [1812—1826]. В 1819 стал членом Шведской академии, а последние 20 лет [с 1824] жизни занимал пост епископа в Вакшо. Т. дебютировал в лит-ре под сильным влиянием ложноклассицизма. Широкую известность доставила Т. в 1808 «Боевая песнь сконских ополченцев» (Krigssang for skanska landtvarnet), проникнутая пламенным патриотизмом, в результате чего она и нашла живейший отклик во всей стране, возбужденной предстоявшей войной с Данией. В 1811 Т. получил премию Шведской академии за поэму «Свея» (Svea — старинное название Швеции), в к-рой определился переход Т. от классицизма к романтизму. Первая часть поэмы написана традиционным александрийским стихом, во второй же части Т., ломая застывшие каноны академической школы, изливает в свободном и живом стихе волнующие его чувства, — славит красоту родной природы, бичует слабости и пороки своей эпохи и зовет соотечественников к борьбе за лучшее будущее.
215 Посетив в 1812 Стокгольм, Т., как бы в виде ответа ярым фосфористам, т. е. приверженцам немецкого романтизма, издававшим лит-ый журнал «Фосфор» (см. «Скандинавская литература», раздел: Шведская литература) и упрекавшим Т. в «показательно-выжидательном нейтралитете», примкнул к Союзу Готов, объединившему сторонников шведского романтизма и начавшему издавать журнал «Идуна», в к-ром печатались лучшие образцы шведской поэзии нового направления, очерки и статьи на темы о древнескандинавской истории и лит-ре. На несдержанные выпады фосфористов Т. откликался остроумными экспромтами и сатирическими стихотворениями (одно из лучших — «Полярное путешествие» — Polarresan). В двух своих знаменитых речах: в 1817 (на праздновании 300-летия Реформации) и в 1820 (на празднике торжественного посвящения магистрантов Лундского ун-та в магистры) — Т., отметив заслуги классической лит-ой школы, осудил крайние увлечения и слабости шведских романтиков, особенно неясность и туманность их творчества. Поэтический талант самого Т. к тому времени созрел, и творчество его, питаемое такими источниками, как древнеклассическая поэзия и произведения Байрона, Эленшлегера, Гёте и Шиллера, подымалось к своим вершинам. Несколько патетический стиль Т., вполне, однако, гармонировавший с темами и отвечавший требованиям эпохи, поражает гибкостью и богатством оттенков, стих — силою, звучностью, разнообразием ритмов. Если прибавить к этому богатство и силу поэтических образов, глубину чувства и остроумие, то понятно, почему Т. оказался крупным художником слова в любой области — и в обработке монументальных древнескандинавских сказаний, и в меткой летучей сатире, и в идиллических картинах природы, и даже в частных своих письмах. Многие из последних — настоящие шедевры эпистолярного искусства. Не имел себе равного Т. во всей современной Скандинавии и как оратор. Творчество Т. — крупнейшее
216 явление в шведской лит-ре XIX в. К числу лучших произведений Т. относятся поэмы: «Конфирманты» (Nattvardsbarnen, 1820), «Аксель» (Axel, 1821), «Песнь о Карле XII» (Karl XII, 1818), ставшая национальным гимном шведов; идиллия (в гекзаметрах) «Невеста» (Kronbrud, 1841) и «лебединая песнь поэта» — «Прощание с лирой» (Afsked til min lyra, 1845). Самое крупное и самое знаменитое произведение Т. — это «Сага о Фритьофе» (Frithiofs-saga, 1820—1825). Все характерные отличия творчества Т., о к-рых говорилось выше, сконцентрированы в этой саге, стяжавшей Т. мировую славу. Гёте дал о ней восторженный отзыв. В 1825, в год выхода в свет саги о Фритьофе, Т. был неожиданно для себя назначен на пост верховного руководителя государственной церкви и епархии Вакшо. Несоответствие его миросозерцания занимаемой должности (религиозность Т. была ближе к философии Платона, чем к христианству), травля со стороны либеральных партий, упрекавших Т. в измене «свободолюбивым» принципам (Т. видел в беспринципном либерализме не меньшую опасность для истинной культуры, чем в романтическом обскурантизме), а также личная драма (любовь к жене члена Лундского муниципалитета Эфрозине Пальм) — все это болезненно отразилось на психике поэта. Нерасположение Т. ко многим явлением современной действительности перешло в агрессивную брезгливость к «двуногой собачьей породе, именуемой людьми», и когда он писал, что «с чернью надо обращаться сурово и жестоко», он уже стоял на грани безумия, к-рого так страшился. Стихотворение «Черная меланхолия» (Svarmod) отражает этот несчастный период жизни Т. С осени 1840 до весны 1841 он прожил в доме для умалишенных в Шлезвиге. По возвращении он приступил к своей работе, но вскоре вновь заболел. Последние годы жизни Т. были сплошным страданием. Он умер в Векслё в 1846. Иллюстрация: Кюльберг. Иллюстрация к произведению Тегнера «Галькан»
217 Библиография: I. Фритьоф, скандинавский богатырь, пер. Я. Грота, Гельсингфорс, 1841; Избранные места из поэмы Владимир Великий, соч. Стагнелиуса, и Фритиофссага, соч. Тегнера. С шведск. И. Ш-й, М., 1845; Первое причащение, пер. В. Головина, СПБ, 1862; Сборник классических иностранных произведений, под ред. А. Н. Чудинова, т. I, Воронеж, 1875 [здесь напечатаны: «Фритьоф», «Аксель» и «Первое причащение» в пер. Я. К. Грота, Д. П. Ознобишина и В. И. Головина]; Сага о Фритьофе... Аксель, изд. «Academia», М. — Л., 1935. I. Брандес Г., Исайя Тегнер, в кн.: Г. Брандес, Новые веяния, СПБ, 1889, стр. 249—312, и в Собр. соч. Г. Брандеса, т. II, Киев, 1902; Hansen P. Nordiske Digtere..., 2 udg., Kobenhavn, 1880; Vasenius V., Sverige; och Finlands Litteraturhistoria, [Stockholm], 1902; Rondam V., Svensk Literatur, Kobenhavn, 1911; Nilsson A., в кн.: Tegner E., Filosofiska och estetiska skrifter Utg. av A. Nilsson..., Stockholm, 1913 [вводная статья]; Santesson C. H., Tegners reflexionsdiktning, 1801—1805, «Upsala Universitetis Arsskrift», 1913, Bd. I; Nilsson A., Svensk romantik, Lund, 1916; Book F., E. Tegner, D. 1, Stockholm, 1917 [биография Т. до 1914]; Gadelius B., Skapande fantasi och sjuka skalder..., Stockholm, 1927; Nilsson A., Tre fornnordiska gestalter, Lund, 1928; Schuck H., och Warburg K., Illustrerad svensk litteraturhistoria, D. 5, 3 uppl., Stockholm, 1929, D. 7, 1932 [библиография]. А. Ганзен
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТЕГНЕР


будет выглядеть так: Что такое ТЕГНЕР