Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ТАИНСТВО

Мультимедийная энциклопедия
(греч. mysterion, лат. sacramentum), в христианстве - священнодействие, отличающееся от других обрядов тем, что оно было установлено самим Христом. Христианский сакраментализм основан на вере в то, что искупление верующих, начало которому было положено искупительной жертвой Христа, продолжается в церкви, поэтому определенные священнодействия, установленные по воле Христа, рассматриваются как видимые образы и источник благодати, сообщаемой им людям. Христианские конфессии расходятся в понимании и оценке природы, действенности, числа и необходимости христианских таинств, а также - в способах их совершения. Природа. Традиционное христианское учение о таинствах выражается в классической формуле, которая восходит к Августину, определявшему таинство как "видимый знак невидимой благодати, установленный Христом во спасение человеку". Петр Ломбардский (ум. 1160), разъясняя эту формулу, говорил, что таинство есть знак невидимой благодати в том смысле, что оно является ее видимым образом и действующей причиной. Это разъяснение принимают и Римско-католическая церковь, и Восточные церкви. Протестанты в целом отрицают здесь строго причинную связь: для них таинства просто символизируют благодать. Действенность. Католическая церковь проповедует учение о таинствах, принятое Тридентским собором и гласящее, что тем, кто не противится, таинство сообщается уже "в силу свого совершения" (ex opere operato). Последнее означает, что действенность таинств зависит исключительно от божественной воли, выраженной в установлении таинств Христом и в его обетованиях. Бог есть главная действующая причина (causa efficiens) благодати, человечество Христа есть сопряженная с ней орудийная причина (causa conjuncta instrumentalis), а сами таинства - орудийные причины, не сопряженные с Божеством. Восточные церкви придерживаются сходного учения о действенности таинств. Протестантские же богословы, исходя из своего понимания оправдания, видят в таинствах знаки и свидетельства благой воли Бога по отношению к людям или верности людей Богу. На этом основаны все протестантские доктрины, касающиеся таинств: их объединяет то, что на первый план они выдвигают веру и что они отвергают жесткую причинно-следственную обусловленность. Число таинств. Первоначально церковные авторы использовали термин "таинства" нестрого и применяли его ко многим священнодействиям, однако в 12 в. число таинств было сведено к семи: крещению, конфирмации (миропомазанию), евхаристии (причащению), покаянию, елеосвящению, священству и браку. Римско-католическая церковь и Восточные церкви с небольшими различиями признают только эти семь таинств. Англиканская церковь различает два великих таинства (крещение, рассматривающееся как первое в порядке таинств и по степени необходимости, и евхаристию, первенствующую по важности) и пять "меньших" таинств. Протестанты в большинстве своем признают таинствами только крещение и евхаристию. Квакеры и Армия спасения вообще не признают таинств. Необходимость. Теологи проводят различие между необходимостью средства и необходимостью, налагаемой предписанием. Католики считают, что крещение, принятое in re vel in voto (действительно или в намерении), необходимо для всех как средство спасения, протестанты же полагают, что необходимость крещения обусловлена заповедью, данной Христом, но что оно не является обязательным и единственным средством спасения. Совершение таинств. В вопросе о том, кому могут быть преподаны таинства и кто должен их совершать, а также в обрядах и ритуалах совершения таинств расхождения между церквами многочисленны и значительны. Одно из расхождений связано с различением того, для кого восприятие таинств возможно и для кого - дозволительно. Так, считается, что всякому человеку, который еще не был крещен, возможно принять крещение. Взрослый человек должен иметь сознательное намерение (подразумевающее веру), чтобы воспринять это таинство. У католиков, православных и большинства протестантов последнее требование не распространяется на младенцев, однако баптисты отвергают крещение младенцев. В вопросе же о том, кому дозволено восприятие таинства, существует еще большее число церковных ограничений. Обычно таинства совершаются священниками или специально поставленными для этого лицами. Однако в Римско-католической церкви таинство брака осуществляется самими лицами, вступающими в брак. Таинство крещения, в случае острой необходимости, может совершать любой христианин. ЛИТЕРАТУРА Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Орфографический словарь Лопатина
т`аинство, т`аинство, -а
Словарь Ожегова
Т’АИНСТВО, -а, ср. В христианстве: церковный обряд, предназначенный для приобщения верующего к божественной благодати. Таинства православной и католической церкви (крещение, бракосочетание, исповедь, соборование, причащение, миропомазание, священство). Таинства лютеранской церкви (крещение и причащение). Таинства англиканской церкви (крещение, причащение, церковный брак).
прил. таинственный, -ая, -ое.
Словарь синонимов Абрамова
см. тайна
Словарь Ушакова
Т’АИНСТВО, таинства, ср.
1. То же, что тайна в 1 и 2 ·знач. (·устар. ). «Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета.» Пушкин. «Я открою пред тобой все таинства премудрости земной.» Лермонтов.
2. Обряд, имеющий, по христианскому учению, чудодейственную силу и сообщающий верующим особую благодать, напр. крещение, причащение ·и·др. (церк.).
Толковый словарь Ефремовой
[таинство]
ср.
Церковный обряд, обладающий чудодейственной силой и сообщающий верующим особую благодать (крещение, бракосочетание и т.п.).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ТАИНСТВО


будет выглядеть так: Что такое ТАИНСТВО