Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СВОБОДОМЫСЛИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        религиозное, вольнодумство, течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины. Исторически С. проявлялось в различных формах критики религии. Термин «С.» (англ. freethinking) вошёл в употребление в 18 в. с появлением трактата английского деиста (см. Деизм) А. Коллинза «Рассуждение о свободомыслии» (1713).
         В средние века, в эпоху безраздельного господства религиозной идеологии, одной из форм С. была теория «двойственной истины», утверждавшая идею о самостоятельном и равноправном значении научных истин и религиозных взглядов (Ибн Сина, Ибн Рушд и др.). Видными представителями С. были азербайджанский поэт и мыслитель 12 в. Низами Гянджеви, грузинский поэт 12 в. Шота Руставели, русский вольнодумец 16 в. Феодосии Косой. С. нашло своё проявление в армянском народном эпосе «Давид Сасунский». В эпоху Возрождения с позиций С. выступали видные учёные, философы, писатели (Пьетро Помпонацци, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский и др.). В эпоху Просвещения одним из самых ярких представителей вольнодумства был Вольтер, внёсший ценный вклад в критику религии с позиций деизма. Традиции С. были последовательно развиты в эту эпоху Ж. О. Ламетри, П. А. Гольбахом, Д. Дидро и др., вставшими на позиции Атеизма. В дальнейшем стремление к беспрепятственному обсуждению религиозных вопросов выразилось в требовании свободы совести, которое выдвигалось идеологами буржуазных революций 18—19 вв. в разных странах. В России 18 в. идеи С. ярко выражали М. В. Ломоносов, И. А. Третьяков и др. С. пронизано всё творчество А. Н. Радищева; с позиций С. выступали и многие декабристы (П. И. Борисов, А. П. Барятинский, И. Д. Якушкин и др.). Со 2-й половины 19 в. принципы С. в странах Западной Европы и в России защищали и обосновывали крупные учёные-естествоиспытатели. Видное место среди них принадлежит немецкому биологу Э. Геккелю (См. Геккель), боровшемуся против мистики и официальной религии; с этой целью он основал в 1906 в Йене «Союз монистов», который наряду с другими прогрессивными организациями буржуазной интеллигенции распространял идеи С.
         В современном буржуазном обществе многие деятели науки и культуры выступают против грубых форм религии, нередко не принимают её догматику и обряды, но обычно не отвергают религию полностью как мировоззрение. С позиции С. и рационализма выступает часть прогрессивной и антиклерикально настроенной интеллигенции ряда капиталистических стран, объединённая в специальные общества и ассоциации, которые ведут просветительную деятельность, выпускают свою литературу и т. п. Национальные общества свободомыслящих Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Индии, Ирландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Новой Зеландии, США, Уругвая, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции и некоторых других стран объединены во Всемирный союз свободомыслящих (основан в Брюсселе в 1880). Кроме того, существует также Международный гуманистический и этический союз, насчитывающий в своём составе 20 национальных обществ свободомыслящих в Западной Европе и США (основан в 1952 в Амстердаме).
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, с. 132—138; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М. — Л., 1959; Коган Ю. Я., Очерки по истории русской атеистической мысли XVIII в., М., 1962; История и теория атеизма, М., 1962; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966; Гольдберг Н. М., Свободомыслие и атеизм в США (XVIII—XIX вв.), М. — Л., 1965.
         Б. С. Раббот.
Орфографический словарь Лопатина
свободом`ыслие, свободом`ыслие, -я
Словарь Ожегова
СВОБОДОМ’ЫСЛИЕ, -я, ср.
1. Независимый и свободный образ мыслей (книжн.).
2. Отрицание религии с позиций разума и науки (устар.).
Словарь Ушакова
СВОБОДОМ’ЫСЛИЕ, свободомыслия, мн. нет, ср. (·книж. ). ·отвлеч. сущ. к свободомыслящий; поведение, взгляды свободомыслящего человека. «Где же, казалось, и проявляться свободомыслию, как не в философии?» Гончаров.
Толковый словарь Ефремовой
[свободомыслие]
1. ср.
Независимый и свободный образ мыслей.
2. ср. устар.
Отрицание религии с позиции разума и науки.
Философский энциклопедический словарь 2
        вольнодумство, отрицание религ. догматики и церк. обрядности с рационалистич. позиций, отстаивание свободы разума и науки от религии. С. встречается уже в ср. века (теория двойственной истины, Помпонацци, Эразм Роттердамский и др.). Как течение обществ. мысли С. формируется в кон. 17 — нач. 18 вв. Термин «С.» впервые употребил англ. философ-деист А. Коллинз в своём «Рассуждении о С.» («Dicourse on freethinking», 1713). Наиболее последовательно идеи С. были развиты представителями франц. Просвещения. В России С. характеризовало взгляды Ломоносова, Радищева, части декабристов.
        Со 2-й пол. 19 в. под воздействием бурного развития наук С. становится крупным идейным течением среди естествоиспытателей и части прогрессивно настроенных деятелей бурж. культуры. В это время возникают бурж. союзы свободомыслящих, ассоциации учёных (напр., «Союз монистов» Э.Геккеля в 1906), которые издают газеты, журналы, альманахи, созывают конгрессы нац. обществ и т. п. Крупнейшими совр. междунар. организациями свободомыслящих являются «Всемирный союз свободомыслящих» (осн. в 1880 в Брюсселе, 38-й конгресс состоялся в 1978) и «Междунар. гуманистич. и этич, союз» (осн. в 1952 в Амстердаме, последний конгресс в 1976). Их филос. и политич. позиции характеризуются эклектизмом, представляют собой пёстрый конгломерат различных взглядов и убеждений, объединённый общим неприятием религии и религ. морали. Ряд принципиальных установок движения свободомыслящих в совр. условиях усиления позиций науч. социализма, роста социальной активности различных слоёв населения устарел. Это находит выражение в кризисе С., отказе от традиц. позиций в оценке путей преодоления религии, поиске наиболее прогрессивными представителями движения свободомыслящих союза с марксистами и т. п.
        Свободомыслящие ведут пропаганду своих взглядов через многочисл. издания. Наиболее крупные из них: «Freethinker» (Великобритания), «Geist und Gesellschaft» (Австрия), «Freidenker» (ФРГ), «Freidenker» (Швейцария), «Ragione» (Италия), «American Rationalist» (США), «Lee cahiers rationalistes» (Франция).
        Рассел Б., Почему я не христианин, пер. с англ., М., 1958; Гольдберг H. M., С. и атеизм в США (XVIII— XIX вв.), М.— Л., 1965; От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, м., 1969; Кичанова И. М., Пути и перепутья бурж. атеизма, М., 1976; Tribe D., 100 years of freethought, L., 1967; Ruoertson J. M., A history of treethought, ancient and modern..., v. 1 — 2, L., 19694.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СВОБОДОМЫСЛИЕ


будет выглядеть так: Что такое СВОБОДОМЫСЛИЕ