Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СВЯТЫЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        мифические или исторические лица, которым в различных религиях (христианстве, исламе) приписываются благочестие, праведность, богоугодность, посредничество между богом и людьми. Почитание С. привносит в монотеистические религии элементы многобожия. На формирование в христианстве культа С. оказал большое влияние культ героев греко-римской мифологии. Для успеха распространения христианства среди язычников церковь нередко включала местных богов в христианский пантеон в качестве С. Поместные соборы 4 в. — Гангрский и Лаодикейский — узаконили чествование С. Вероучение о почитании С. развивали церковные писатели 4 в. (Ефрем Сирин, Василий Кесарийский, Григорий Нисский и др.). Церковь вела энергичную борьбу с противниками культа С. — павликианами, богомилами, альбигойцами, гуситами и др. 7-й Вселенский собор (787) объявил анафему всем отказывающимся от почитания С. Церковь установила для каждого С. день его памяти. Первоначально отдельные христианские общины имели своих С., затем причисление к С., введение культа нового С. централизовались путём канонизации (См. Канонизация). В число С. включались «мученики», «подвижники», «пострадавшие за веру», а также многие папы (Григорий I, Лев III, Лев IX и др.), князья (например, Владимир Святославич, Александр Невский, Борис и Глеб), государи (Карл Великий, французский король Людовик IX и др.). Церковь создала жизнеописания С. (см. Жития святых). Предметом культа в христианской религии являются изображения С. (см. Икона), их святость символизирует Нимб. В протестантизме почитания С. нет, однако в некоторых протестантских течениях (например, в лютеранстве) имеются элементы почитания С. как замечательных личностей, но без обращения к ним как посредникам между людьми и богом или покровителям.
         В исламе культ С. закрепился с распространением суфизма, приблизительно с 10 в. Официальная канонизация С. отсутствует; обычно признание «святым» (вали, в Северной Африке — марабут) того или иного лица (соответственно и его способности к посредничеству между богом и людьми) возникает ещё при его жизни и закрепляется традицией. Ретроспективно рассматриваются как С. первые сподвижники Мухаммеда, ряд военачальников периода араб. завоеваний, ранние «мученики за веру». В исламе включаются в число С. и некоторые доисламские местные божества, ряд христианских С., эпонимы (родоначальники) некоторых племён, основатели суфийских орденов и др. Существует своеобразная иерархия С. Культ каждого С. распространяется большей частью лишь на определённый район, иногда достаточно обширный, или бытует только внутри определённой секты или определённого суфийского ордена. Существует обширная агиографическая литература. Против культа С. как нарушающего основы монотеизма выступали в раннем исламе Мутазилиты, ханбалиты, в новое время — Ваххабиты. и некоторые др. течения.
         Иудаизму чужд культ С., но в возникшем в нём в 18 в. течении — хасидизме — функциями С. по существу наделены цадики, которые уже при жизни рассматриваются как посредники между богом и людьми; к ним как боговдохновенным совершаются паломничества за получением наставлений.
         Лит.: Ранович А., Происхождение христианского культа святых, М. — Л., 1931; его же, Как создавались жития святых, М., 1961; Белов А. В., Правда православных «святых», М., 1968; Гольдциер И., Культ святых в исламе, пер. с нем., М., 1938; Климович Л. И., Обряды, праздники и культ святых в исламе, Грозный, 1959.
         Б. Я. Рамм, Л. И. Климович.
Современная Энциклопедия
СВЯТЫЕ, смотри в статье Святость. В католической и православной церквах акт причисления к лику святых называется канонизацией.
Русская цивилизация
люди, наделенные Богом за свою веру и добрые дела особым качеством святости и способностью творить чудо. В русском Православии имеются следующие чины святости:
I. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ СВЯТЫЕ:
Праведные — общее наименование святых ветхозаветных.
Патриархи (или святые отцы) — предки Спасителя по плоти.
Пророки — предвозвестники пришествия Спасителя и искупления рода человеческого.
Праотцы — патриархи (от Адама до Иосифа Обручника) и пророки (от Самуила до Иоанна Предтечи и Крестителя).
II. НОВОЗАВЕТНЫЕ СВЯТЫЕ:
Апостолы — ученики Господа Иисуса Христа. Празднование 30 июня (12 апостолов) и 4 января (70 апостолов).
Евангелисты — Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Равноапостольные — особенно способствовавшие распространению христианства.
Святители — патриархи (новозаветные), митрополиты, архиепископы и епископы.
Мученики и мученицы — святые, пострадавшие за Христа.
Великомученики и великомученицы — претерпевшие невыносимые муки при римских императорах, с особой жестокостью преследовавших христиан.
Священномученики — мученики из диаконов, иереев и архиереев.
Преподобномученики и преподобномученицы — мученики из иноков и инокинь.
Исповедники — страдавшие за Христа, с сохранением жизни.
Блаженные — святые, живущие в миру.
Преподобные — святые, подвизавшиеся в иночестве.
Подвижники — пребывавшие в неизменно строгом соблюдении заповедей Христа.
Постники — просиявшие подвигом пощения.
Столпники (преимущественно на Востоке) — жившие на столпах (род низких башен с плоской кровлей).
Странноприимцы — принимавшие странников, убогих и сирот.
Богоносные — святые, отличавшиеся особенными дарами благодати и всяким благочестием.
Отцы, или учители, Церкви — святые, оставившие нам письменные наставления, руководящие ко спасению.
Бессребреники — безвозмездно помогавшие ближним.
Юродивые — под видимым безумием скрывавшие духовную красоту.
Благоверные (князья) — ревнующие об истинной вере.
Толковый словарь Ефремовой
[святые]
мн. устар.
То же, что: иконы.
Энциклопедия афоризмов
СВЯТЫЕ И ГРЕШНИКИ
см.также ГРЕХ, МУЧЕНИЧЕСТВО
Почитание святых заслонило богообщение. Святой - больше, чем человек, поклоняющийся же святому - меньше, чем человек. Где же человек?
•Николай Бердяев
Легче подражать святым, чем жить с ними.
•Жорж Вольфрам
Нельзя творить чудеса, оставаясь святым.
•Александр Фюрстенберг
Я не верю в Бога, но верю в его святых.
•Эдит Уортон
Не обязательно быть ангелом, чтобы стать святым.
•Альберт Швейцер
У нас (как кто-то заметил) честные люди встречаются реже, чем святые.
•Владимир Соловьев
Есть святые, житие которых начинается с канонизации.
•Станислав Ежи Лец
Я бы хотел почитать «Жития канонизаторов».
•Станислав Ежи Лец
В мире есть и святые, и бандиты. Первые действуют в рамках, которые установили вторые.
•Хенрик Эльценберг
Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.
•Блез Паскаль
У всякого святого есть прошлое, у всякого грешника - будущее.
•Оскар Уайльд
У черта на рогах ореол держится лучше.
•Станислав Ежи Лец
Святость - тоже соблазн.
•Жан Ануй
Считать себя страшным грешником - такое же самомнение, как и считать себя святым.
•Николай Бердяев
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СВЯТЫЕ


будет выглядеть так: Что такое СВЯТЫЕ