СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(«Священная Римская империя»,)
«Священная Римская империя германской нации», средневековая империя, включавшая Германию (занимала в империи господствующее положение) и другие королевства, герцогства и земли (часть Италии, Чехию, Бургундское королевство, или Арелат, Нидерланды, швейцарские земли и др.), которые в разное время и в разной степени действительно или номинально подчинялись императорам. Основана в 962 герм. королём Оттоном (См. Оттон I) I, завоевавшим Северную и Среднюю Италию. В 10—1-й половине 13 вв. империя представляла реальное государственное образование, т. к. в самой Германии королевская власть была относительно сильной. Империя в интересах германских феодалов вела агрессивную политику, главным образом на В. (земли полабских славян (См. Полабские славяне)) и на Ю. (Италия), куда германские короли регулярно совершали походы для получения императорской короны из рук римских пап и с целью подчинения Италии (которую приходилось фактически каждый раз завоёвывать заново). Борьба императоров «С. Р. и.» с папами в 11—13 вв. (за инвеституру (См. Инвеститура) и др.) привела к утере империей Италии (2-я половина 13 в.), к ослаблению императорской власти и усилению отдельных германских княжеств. Со временем подчинённые империи области превратились в подвассальные владения, лишь в слабой степени зависимые от императора. В самой Германии, распадавшейся на территориальные княжества, власть императора становилась всё более эфемерной (особенно со времени междуцарствия 1254—73). С 13 в. избрание императора производилось князьями-избирателями — курфюрстами (См. Курфюрсты) (юридически закреплено Золотой буллой Карла IV 1356 (См. Золотая булла Карла IV 1356)). С 1438 императорская корона фактически закрепилась за домом Габсбургов (См. Габсбурги). Общеимперское (по существу лишь германское) сословно-представительное учреждение — рейхстаг (имперский сейм) было орудием в руках имперских князей (См. Имперские князья). Попытки имперской реформы в конце 15 — начале 16 вв. (введения имперского налога, создания более действенных центральных учреждений) оказались малоэффективными. К концу средневековья «С. Р. и.» представляла собой архаическое государственное образование; императоры (особенно Карл V) в борьбе за гегемонию в Европе и за сохранение своей власти в завоёванных землях неизменно опирались на реакционную идею возрождения «С. Р. и.». Эта политика представляла угрозу для государств, формировавшихся на национальной основе, и встречала их сопротивление. После Тридцатилетней войны 1618—48 имперское устройство определялось положениями Вестфальского мира 1648 (См. Вестфальский мир 1648); власть императора окончательно стала номинальной. Формально «С. Р. и.» просуществовала до 1806, когда последний император — Франц II отрекся от престола в ходе наполеоновских войн. См. также ст. Германия.
Лит.: Неусыхин А. И., Очерки по истории Германии в средние века, в его кн.: Проблемы европейского феодализма, М., 1974; Колесницкий Н. Ф., Исследование по истории феодального государства в Германии (IX — первая пол. XII в.), «Уч. зап. Московского обл. пед. института», 1959, т. 81. (Труды кафедры всеобщей истории, в. 2); его же, «Священная Римская империя» в освещении современной западногерманской историографии, в сборнике: Средние века, в. 14, М., 1959.
Н. Ф. Колесницкий.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(962-1806), основанное в 962 германским королем Оттоном I феодально-
теократическое государственное образование со сложной иерархией. По мысли
Оттона, тем самым должна была возродиться империя, созданная Карлом
Великим в 800. Идея общеримского христианского единства, присутствовавшая
в самой Римской империи начиная с ее христианизации, т.е. с эпохи
Константина Великого (ум. 337), к 7 в. была в основном забыта. Однако
церковь, находившаяся под сильнейшим влиянием римских законов и
учреждений, о ней не забыла. В свое время св. Августин предпринял в
трактате О граде Божием (De Civitate Dei) критическую разработку языческих
представлений об универсальной и вечной монархии. Cредневековые мыслители
истолковали учение о граде Божьем в аспекте политическом, более позитивно,
нежели подразумевал сам Августин. К этому их побуждали комментарии Отцов
церкви на Книгу Даниила, согласно которым Римская империя - последняя из
великих империй, и погибнет она лишь с пришествием Антихриста. Римская
империя стала символом единства христианского общества.
Сам термин "Священная Римская империя" возник довольно поздно. Карл
Великий сразу после коронации в 800 пользовался длинным и неуклюжим
титулом (вскоре отброшенным) "Карл, светлейший Август, боговенчанный,
великий и миролюбивый император, правитель Римской империи". В дальнейшем
императоры, начиная с Карла Великого и до Оттона I, называли себя просто
"Император Август" (imperator augustus), без какой-либо территориальной
конкретизации (предполагалось, что со временем в державу войдет вся бывшая
Римская империя, в конечном итоге - весь мир). Оттона II иногда именуют
"Император Август римлян" (Romanorum imperator augustus), а начиная с
Оттона III это уже непременный титул. Словосочетание "Римская империя"
(лат. Imperium Romanum) как название государства стало использоваться с
середины 10 в., а окончательно закрепилось в 1034 (не следует забывать о
том, что преемниками Римской империи считали себя и византийские
императоры, так что присвоение этого названия германскими королями вело к
дипломатическим осложнениям). "Священная империя" (лат. Sacrum Imperium)
встречается в документах императора Фридриха I Барбароссы начиная с 1157.
С 1254 в источниках укореняется полное обозначение "Священная Римская
империя" (лат. Sacrum Romanum Imperium), то же название по-немецки
(Heiliges Rmisches Reich) встречается в немецких источниках императора
Карла IV, а с 1442 к нему добавляются слова "Немецкой нации" (Deutscher
Nation, лат. Nationis Germanicae) - вначале чтобы отличить собственно
немецкие земли от "Римской империи" в целом. В указе императора Фридриха
III от 1486 о "всеобщем мире" говорится о "Римской империи немецкой
нации", а в постановлении Кельнского рейхстага 1512 использована
окончательная форма "Священная Римская империя немецкой нации",
просуществовавшая до 1806.
Каролингские императоры. Средневековая
теория божественного государства брала начало от более раннего
каролингского периода. В состав созданного во второй половине 8 в. Пипином
и его сыном Карлом Великим Франкского королевства входила бльшая часть
Западной Европы, что делало его пригодным на роль стража интересов Святого
престола, заменяя в этой роли Византийскую (Восточную Римскую) империю.
Увенчав 25 декабря 800 Карла Великого императорской короной, папа Лев III
разорвал связи с Константинополем и создал новую Западную империю. Тем
самым политическая трактовка Церкви как продолжения древней Империи
получила конкретную форму выражения. Она основывалась на представлении,
что над миром должен возвышаться единый политический властитель,
действующий в согласии с вселенской Церковью, причем оба они имеют
собственные сферы влияния, установленные Богом. Это целостное
представление о "божественном государстве" было осуществлено почти в
полном объеме при Карле Великом, и хотя при его внуках империя распалась,
традиция продолжала сохраняться в умах, что привело в 962 к учреждению
Оттоном I того образования, которое стало впоследствии именоваться
Священной Римской империей.
Первые германские императоры. Оттон как германский король
располагал властью над наиболее могущественным государством в Европе, и
потому он смог возродить империю, повторив то, что уже было совершено
Карлом Великим. Однако владения Оттона были существенно меньше тех, что
принадлежали Карлу Великому: сюда входили в основном земли Германии, а
также северной и центральной Италии; ограниченный суверенитет
распространялся на нецивилизованные пограничные области. Императорский
титул не давал королям Германии больших дополнительных полномочий, хотя
теоретически они стояли выше всех королевских домов Европы. Императоры
правили в Германии, используя уже существующие административные механизмы,
и очень мало вмешивались в дела своих феодальных вассалов в Италии, где их
главной опорой являлись епископы ломбардских городов. Начиная с 1046
император Генрих III получил право назначать пап подобно тому, как он
держал в своих руках назначения епископов в германской церкви. Он
использовал свою власть для того, чтобы внедрить в Риме идеи церковного
управления в соответствии с принципами канонического права (т.н.
Клюнийская реформа), разрабатывавшимися в области, лежавшей на границе
между Францией и Германией. После смерти Генриха папство обратило принцип
свободы "божественного государства" против власти императора в делах
церковного правления. Папа Григорий VII утверждал принцип превосходства
духовной власти над светской и в рамках того, что вошло в историю как
"борьба за инвеституру", продолжавшуюся с 1075 по 1122, начал наступление
на право императора назначать епископов.
Гогенштауфены на императорском престоле. Компромисс, достигнутый в
1122, не привел к окончательной ясности в вопросе о верховенстве в
государстве и церкви, и при Фридрихе I Барбароссе, первом императоре из
династии Гогенштауфенов, который занял трон 30 лет спустя, борьба между
папским престолом и империей разгорелась вновь, хотя конкретным поводом
для нее стали теперь разногласия о принадлежности итальянских земель. При
Фридрихе к словам "Римская империя" впервые добавилось определение
"Священная", что указывало на убежденность в святости мирского
государства; эта концепция получила дальнейшее обоснование в ходе
возрождения римского права и оживления контактов с Византийской империей.
Это был период наивысшего престижа и могущества империи. Фридрих и его
преемники централизовали на принадлежавших им территориях систему
управления, покорили итальянские города, установили феодальный сюзеренитет
над государствами вне империи и по мере германского продвижения на восток
распространили свое влияние также и в этом направлении. В 1194 к
Гогенштауфенам перешло Сицилийское королевство - через Констанцию, дочь
короля Сицилии Рожера II и жену императора Генриха VI, что привело к
полному окружению папских владений землями Священной Римской империи.
Упадок империи. Мощь империи была ослаблена гражданской войной,
разгоревшейся между Вельфами и Гогенштауфенами после преждевременной
смерти Генриха в 1197. При Иннокентии III папский престол доминировал в
Европе вплоть до 1216, настояв даже на своем праве разрешать споры между
претендентами на императорский трон. После смерти Иннокентия Фридрих II
вернул императорской короне былое величие, однако был вынужден
предоставить германским князьям делать в своих уделах все, что им
заблагорассудится: отказавшись от главенства в Германии, он сосредоточил
все свое внимание на Италии, с тем чтобы укрепить здесь свои позиции в
борьбе с папским престолом и городами, находившимися под властью гвельфов.
Вскоре после смерти Фридриха в 1250 папство с помощью французов наконец-то
одолело Гогенштауфенов. Упадок империи можно усматривать хотя бы в том
факте, что в период с 1250 по 1312 коронаций императоров не происходило.
Тем не менее в том или ином виде империя существовала на протяжении более
пяти столетий - благодаря своей связи с германским королевским троном и
живучести имперской традиции. Несмотря на постоянно возобновлявшиеся
попытки французских королей обрести императорское достоинство, корона
императора неизменно оставалась в немецких руках, а попытки папы Бонифация
VIII принизить статус императорской власти вызвали движение в ее защиту.
Однако слава империи осталась главным образом в прошлом, и несмотря на
усилия Данте и Петрарки представители зрелого Возрождения отвернулись от
изживших себя идеалов, воплощением которых она являлась. Суверенитет
империи ограничивался теперь одной Германией, так как от нее отпали Италия
и Бургундия, и она получила новое название - Священная Римская империя
немецкой нации. Последние связи с папским престолом прервались к концу 15
в., когда германские короли взяли за правило принимать титул императора,
не отправляясь в Рим для получения короны из рук папы. В самой Германии
власть князей усилилась, что произошло за счет прав императора. Начиная с
1263 принципы избрания на германский трон были в достаточной степени
определены, а в 1356 они были закреплены Золотой буллой императора Карла
IV. Семь курфюрстов (выборщиков) использовали свое влияние, чтобы
выдвигать требования к императорам, что чрезвычайно ослабляло центральную
власть.
Габсбургские императоры. Начиная с 1438 императорская корона
находилась в руках австрийских Габсбургов, которые, следуя общей
тенденции, характерной для Германии, жертвовали национальными интересами
во имя величия династии. В 1519 король Испании Карл I был избран
императором Священной Римской империи под именем Карла V, объединив под
своей властью Германию, Испанию, Нидерланды, Сицилийское королевство и
Сардинию. В 1556 Карл отрекся от престола, после чего испанская корона
перешла к его сыну Филиппу II. Преемником Карла как императора Священной
Римской империи стал его брат Фердинанд I. На протяжении 15 в. князья
безуспешно пытались усилить роль имперского рейхстага (на котором были
представлены курфюрсты, менее значительные князья и имперские города) за
счет императора. Произошедшая в 16 в. Реформация разрушила все надежды на
переустройство старой империи, поскольку в результате нее на свет явились
секуляризованные государства и начались религиозные раздоры. Власть
императора стала декоративной, заседания рейхстага превратились в занятые
пустяками съезды дипломатов, а империя выродилась в рыхлый союз множества
мелких княжеств и независимых государств. 6 августа 1806 последний
император Священной Римской империи Франц II, уже ставший в 1804
императором Австрии Францем I, отказался от короны и тем самым положил
конец существованию империи. К этому времени Наполеон уже провозгласил
себя истинным преемником Карла Великого, а политические перемены в
Германии лишили империю последней поддержки.
См. также <<ГЕРМАНИЯ>>.
ИМПЕРАТОРЫ СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (начало)
РИМСКОЙ ИМПЕРИИ (окончание)
ЛИТЕРАТУРА
Колесницкий Н.Ф. "Священная Римская империя": притязания и
действительность. М., 1977
Социальные отношения и политическая борьба в средневековой Германии ХIII-
ХVI веков. Вологда, 1985
Котова Е.В. Династия Габсбургов. - Новая и новейшая история, 1991, № 4 |
Современная Энциклопедия |
"СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ" 962 - 1806 (с конца 15 в. "Священная Римская империя германской нации"), основана германским королем Оттоном I, подчинившим Северную и Среднюю Италию (с Римом). Включала также Чехию, Бургундию (Арелат), Нидерланды, швейцарские земли и др. Императоры вели агрессивную политику, главным образом на Юге (Италия) и Востоке. Постепенно власть императоров стала номинальной. Италия утеряна уже в середине 13 в.; Германия (занимавшая господствующее положение в империи) распалась на отдельные княжества. Вестфальский мир 1648 закрепил превращение империи в конгломерат независимых государств. |
Все монархи |
( [Все монархи мира (Западная Европа)]
800—814 Карл I Великий
814—840 Людовик I
Благочестивый
840—855 Лотарь I
855—875 Людовик II
875-877 Карл II Лысый
881-887 Карл III Толстый
887—899 Арнульф
901—924 Людовик III Слепой
(ЛЮДОЛЬФИНГИ)
962-973 Оттон I
973-983 Отгон II
983-1002 Оттон III
1002-1024 Генрих II
(ФРАНКОНСКАЯ ДИНА СТИЯ)
1024-1039 Конрад II
1039-1056 Генрих III
1056-1106 Генрих IV
1106-1125 Генрих V
1125-1137 Лотарь II (из Саксонского дома)
(ГОГЕНШТАУФЕНЫ)
1138-1152 Конрад III
1152—1190 Фридрих I Барбаросса
1190-1197 Генрих VI
1197-1215 Оттон IV (из дома Вельфов)
1215—1250 Фридрих II
1257—1273 Альфонс X (король Кастилии)
1273—1291 Рудольф I Габсбург
1292—1298 Адольф Нассау
1298—1308 Альберт I Габсбург
1308—1313 Генрих VII Люксембург
1314-1347 Людовик IV Виттельсбах
(ЛЮКСЕМБУРГСКАЯ ДИНАСТИЯ)
1347-1378 Карл IV
1378—1400 Венцеслав
1400—1410 Рупрехт (из
Пфальцкого дома)
1410—1437 Сигизмунд
(ГАБСБУРГИ)
1438-1439 Альберт II
1440-1493 Фридрих III
1493—1519 Максимилиан I
1519-1556 Карл V
1556—1564 Фердинанд I
1564—1576 Максимилиан II
1576-1612 Рудольф II
1612-1619 Матвей
1619—1637 Фердинанд II
1637—1657 Фердинанд III
1658—1705 Леопольд I
1705-1711 Иосиф I
1711-1740 Карл VI
1742-1745 Карл VII (из Баварского дома)
1745-1765 Франц I
1765-1790 Иосиф II
1790-1792 Леопольд II
1792-1806 Франц II |
Орфографический словарь Лопатина |
Свящ`енная Р`имская имп`ерия, Свящ`енная Р`имская имп`ерия (ист.) |
|
|