Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СВЕТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        1) в узком смысле то же, что и видимое излучение, т. е. Электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом (7,5·1014—4,3·1014 гц, что соответствует длинам волн в вакууме от 400 до 700 нм). С. очень высокой интенсивности глаз воспринимает в несколько более широком диапазоне частот. Зависимость чувствительности среднего человеческого глаза к С. от частоты С. (Спектральная чувствительность глаза) характеризуется функцией спектральной световой эффективности (См. Спектральная световая эффективность) (т. н. кривой видности глаза). Эта функция лежит в основе всех светотехнических расчётов. Различие в частоте (или совокупности частот) световых волн в общем — но не в каждом отдельном — случае воспринимается человеком как различие в цвете (более подробно см. Цветовое зрение, Цветовые измерения).
         2) С. в широком смысле — синоним оптического излучения (См. Оптическое излучение), включающего, кроме видимого, излучение ультрафиолетовой и инфракрасной областей спектра (диапазон частот приблизительно 3·1011—3·1017 гц, длин волн в вакууме — от 1 мм до 1 нм). В этом т. н. оптическом диапазоне физические свойства излучения и методы его исследования характеризуются значительной степенью общности (см. Оптика). В частности, именно в оптическом диапазоне начинают отчётливо проявляться одновременно и волновые и корпускулярные свойства электромагнитного излучения. Об основных явлениях, характерных для С. и процессов его взаимодействия с веществом, см. в статьях Дифракция света. Интерференция света. Кристаллооптика, Магнитооптика, Металлооптика, Оптическая активность, Отражение света, Поглощение света, Преломление света, Поляризация света, Рассеяние света, Фотоэффект и др.
         Лит. см. при ст. Оптика.
         А. П. Гагарин.
Мультимедийная энциклопедия
зрительное ощущение, возникающее в глазу, и видимое излучение, вызывающее такое ощущение. Это как бы две стороны одного явления - субъективная и физическая. Первой посвящена статья <<ГЛАЗ>>, а второй - статьи <<ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ>>; <<ОПТИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ>>; <<ОПТИКА>>; <<ФИЗИКА>>. Ниже дается краткий очерк истории развития представлений о природе света. (Эти представления столь важны для всего хода развития физики, что для полного изложения данного вопроса пришлось бы, пожалуй, написать историю физики.) Ранние представления. О том, что такие представления, дошедшие до нас из древних времен, возникли на очень ранней стадии развития человечества, свидетельствуют как их примитивность, так и их разнообразие. От греков, а также индусов дошли утверждения о том, что зрение есть нечто исходящее из глаза и как бы ощупывающее предметы, но также и другие теории, согласно которым свет представляет собой поток вещества, исходящий от видимого предмета. Среди этих гипотез ближе всего к современным представлениям точка зрения Демокрита из Абдеры (5 в. до н.э.). Он учил, что свет - это поток частиц, обладающих определенными физическими свойствами, к которым не относится цвет (ощущение цвета возникает уже как следствие вхождения в глаз света). Он писал: "Сладость существует как условность, горечь - как условность, цвет - как условность; в реальности существуют лишь атомы и пустота". Позднее платоники дали весьма сложное объяснение сущности зрения, основанное на гипотезе о трех потоках частиц, исходящих из Солнца, предмета и глаза, сливающихся воедино и возвращающихся в глаз. Положительным в этой теории было то, что признавалась необходимость источника света; однако она не привела ни к каким значительным научным выводам, и, по-видимому, новых идей не возникало до 11 в., когда знаменитый арабский ученый Альхазен (аль-Хасан), теории которого лежат в основе современных представлений об устройстве и функциях глаза, вернулся к мысли, что источником света служит светящийся предмет. В средние века с возрождением наук в Европе пришло понимание того, что правильно объяснить физическое явление можно, лишь полностью изучив происходящее, и этот новый дух науки вызвал особый интерес к оптическим экспериментам. Одновременно с изобретением очков, микроскопа и телескопа в эти же века ученые, такие, как Р. Бэкон, Леонардо да Винчи, Й. Кеплер, Г.Галилей и Р.Декарт, пытались понять физические законы, описывающие истинную природу света. По-видимому, все, кроме Декарта, придерживались эмиссионной теории Альхазена. Декарту же мы обязаны понятием "светоносного эфира" (1637) - бесконечно упругой среды, заполняющей все пространство и передающей свет как некое давление. В начале 20 в. эта концепция была оставлена, но лишь после сотни лет интенсивной разработки, в течение которых она порождала весьма глубокие и долгоживущие гипотезы. Опыты Ньютона. В 1666 приступил к экспериментальному изучению природы цвета И.Ньютон. Его выводы, представленные в ряде сообщений Королевскому обществу, произвели глубокое впечатление на научные круги Европы, опровергнув ряд хитроумных гипотез и впервые четко обозначив те фундаментальные вопросы, на которые следовало ответить. В итоге Ньютон создал теорию цвета в том виде, в каком она существует по сей день. Согласно его теории, белый свет есть смесь всех цветов, а предметы кажутся цветными, поскольку отражают в глаз наблюдателя одни компоненты белого цвета более интенсивно, нежели другие. Все это, как и множество других идей, было не просто изложено, но и подтверждено многочисленными искусными и точными экспериментами, результаты которых предвосхищали и отметали все возможные возражения. Даже сегодня серьезное изучение проблем цвета лучше всего начинать с внимательного прочтения "Оптики" Ньютона, впервые опубликованной в 1704; своими общими научными замечаниями особенно интересно ее 4-е издание (1728). Однако для понимания природы света полученные Ньютоном экспериментальные результаты мало что давали, и здесь он оказался не столь удачлив. Он отверг предположения таких ученых, как Гук и Гюйгенс, основанные на более ранних догадках Декарта о том, что свет представляет собой некие возмущения типа волн (точнее, последовательности импульсов) в светоносном эфире. Между тем эта теория была способна хотя бы качественно объяснить явления интерференции и дифракции света. Ньютон же ошибочно полагал, что ей противоречат явление поляризации света и то обстоятельство, что непрозрачные предметы отбрасывают резкие тени. Его собственная гипотеза состояла в том, что свет - это поток частиц; он вообще не находил объяснения явлению поляризации, а явление интерференции (которое одним из первых начал экспериментально изучать) туманно объяснял "трудным и легким преломлением". Огромный авторитет Ньютона обеспечил господство этих взглядов на протяжении многих лет после его кончины. Волновая теория. Лишь в начале 19 в. Т.Юнг в Англии и О.Френель во Франции создали детальную волновую теорию света, способную ответить на возражения Ньютона, а также просто и убедительно объяснить почти все известные в то время оптические явления. Математическая волновая теория Френеля и его последователей лежит в основе современной теоретической оптики, хотя и представляет собой просто теорию волнового движения. Она не нуждается в гипотезах относительно того, в какой среде происходит движение. Однако физика на протяжении всего 19 в. пыталась найти ответ на этот вопрос. Но при разработке чисто механической теории распространения волн в эфире возникла трудность: для объяснения поляризации света требовалось, чтобы световые волны были поперечными (подобно волнам, бегущим по веревке). Всякая среда, в которой могут распространяться поперечные колебания, должна обладать определенной жесткостью; это требование не удавалось согласовать со свойствами пустого пространства. Огромные усилия в этом направлении, в том числе использование самых мощных из существовавших тогда методов математического анализа, оказались тщетными. Всякая объединенная модель эфира, света и атомов, в которой эфир не оказывал бы воздействия на поведение атомов, давала следствия, которые опровергались экспериментом. Максвелл. У истоков другого пути поисков природы света лежало открытие Дж.Максвелла, сделанное в 1861 и состоявшее в том, что световые явления связаны с электричеством и магнетизмом. Поначалу эфир рассматривался Максвеллом как сложная механическая система, действие которой проявляется в электрических и магнитных силах, но подчиняется законам механики. На основе уравнений, описывающих этот механизм, Максвелл установил возможность существования электромагнитного поля, способного отделяться от порождающих его зарядов и токов и уже независимо от них распространяться в пространстве с постоянной скоростью 310 745 км/с. Хотя Максвелл не занимался непосредственно построением теории света, совпадение этого числа с величиной скорости света, среднее значение которой по имевшимся тогда данным составляло 311 215 км/с, показалось ему крайне удивительным. (Результаты современных измерений дают 299 792 км/с, что согласуется с расчетами на основе уравнений Максвелла.) 10 декабря 1861 он писал своему другу У.Томсону (впоследствии лорду Кельвину): "Я составлял и решал уравнения, даже не подозревая, что скорость распространения магнитных эффектов может быть близка к скорости света, а потому, думаю, у меня есть основания полагать, что магнитная и светоносная среды идентичны". Однако самой большой заслугой Максвелла было, пожалуй, то, что он сразу же понял: механическая модель не очень существенна для сделанных выводов. В его более поздней работе эти выводы представлены в их современном виде как соотношения между электрическими и магнитными величинами, остающиеся верными независимо от механического объяснения. Г.Герц показал на опыте, что теория Максвелла количественно верна при описании процессов испускания, распространения и поглощения излучения. Эти открытия сделали задачу сторонников эфира еще более сложной, т.к. теперь им следовало дать объяснение не только явлению света, но и электромагнитным явлениям. См. также <<ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ>>. Квантовая теория. Теория относительности Эйнштейна появилась в 1905 и в удивительно короткий срок, учитывая ее радикальный характер, завоевала всеобщее признание. Отчасти это произошло потому, что теория относительности, благодаря глубокой связи с экспериментальными фактами, продемонстрировала, что теорию эфира следует отбросить. Хотя теория Эйнштейна и не давала ответа на фундаментальный вопрос, каким образом распространяется свет, оставляя проблему почти в том же виде, как и во времена Юнга и Френеля, она выбила почву из-под разного рода теорий эфира, доказав, что для данного вопроса нет механистического решения. См. также <<ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ>>. Когда теория эфира вступала в свою последнюю фазу, столь же фундаментальное и плодотворное замешательство возникло в другой области физики. Еще в 1887 в ходе экспериментальной проверки теории Максвелла Герц был озадачен явлением фотоэффекта (испусканием отрицательных электрических зарядов с поверхности металла под действием света). К 1902 стало очевидно, что теория Максвелла совершенно неверно предсказывает число и энергию электронов, испускаемых при фотоэффекте. Опираясь на высказанную ранее Планком идею, Эйнштейн в 1905 предложил очень простое объяснение фотоэффекта: свет падает на поверхность металла в виде потока частиц (возрождение представлений Ньютона), энергия которых пропорциональна частоте света, и каждая из них выбивает с поверхности один электрон. Пропорциональность энергии частоте записывается в виде E = hn, где E - энергия, n - частота падающего света, а h - универсальный коэффициент пропорциональности, называемый постоянной Планка. Существование дискретных порций энергии, названных квантами, а позднее фотонами, было экспериментально подтверждено в последующее десятилетие. Предложенное Эйнштейном соотношение выполнялось с высокой точностью и нашло свое место в квантовой теории, когда ее впервые применил к строению атома Н.Бор (1912). См. также <<КОМПТОНА ЭФФЕКТ>>; <<ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ>>; <<КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА>>. Однако долгое время физический смысл гипотезы Эйнштейна оставался неясным. Очевидно, что говорить о длине волны как о характеристике механической частицы означало бы смешивать электромагнитные и механические свойства, как это было в 19 в. Очевидно также, что интерференцию света от двух щелей невозможно объяснить каким-либо взаимодействием частиц, поскольку частица должна пройти либо через одну, либо через другую щель, и влиять на ее движение обе щели не могут. Эти и многие подобные вопросы почти 20 лет тревожили сторонников квантовой теории, вздохнувших с облегчением лишь с появлением в 1925 ее современного варианта. Решение было простым, изящным и полностью согласовалось с экспериментом: свет представляет собой волну, но не механическую, пока не происходит обмен энергией с веществом. Переход энергии от света к веществу или от вещества к свету подчиняется соотношению E = hn. Данное соотношение является математическим следствием теории, которая предсказывает, что то же самое справедливо для волны любой природы, например звуковой. В обыденном же опыте дискретность испускания и поглощения энергии не обнаруживается по той причине, что энергия квантов, как правило, мала и лишь поток большого их числа может вызвать зрительное ощущение. (Например, нормальный человеческий глаз, полностью адаптированный к темноте, едва воспринимает освещенность, соответствующую попаданию в глаз примерно 60 фотонов в секунду, а обычные уровни освещенности во много тысяч раз больше.) В то же время фотоэффект и комптон-эффект, которые отражают воздействие отдельных фотонов, а также поглощение звука в кристаллах (соответствующие кванты называют фононами), хорошо известны в физике твердого тела. В настоящее время состояние теории света можно считать удовлетворительным в том смысле, что не осталось значительного объема необъясненной экспериментальной информации. Однако, как видно из истории развития представлений о природе света, нельзя уверенно предсказать судьбу физической гипотезы. ЛИТЕРАТУРА Ландсберг Г.С. Оптика. М., 1976 Брилл Т. Свет: Воздействие на произведения искусства. М., 1982 Апресян Л.А., Кравцов Ю.А. Теория переноса излучения. М., 1983
Современная Энциклопедия
СВЕТ, в узком смысле - электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом (4,0?1014 - 7,5?1014 Гц). Волны различной длины воспринимаются как разные цвета: от 760 нм (красный) до 380 нм (фиолетовый). В широком смысле свет - весь диапазон электромагнитного излучения, рассматриваемый в оптике: инфракрасное, видимое и ультрафиолетовое излучение (смотри Оптическое излучение).
Русская цивилизация
1. в народной традиции воплощение миропорядка (ср. белый свет), красоты, истинности, праведности.
Светоносной, солнечной природой, по народно-христианским воззрениям, обладают Бог Отец и Иисус Христос, ангелы и святые, тьму воплощают дьявольские силы. Если рай располагается на востоке и именуется «пресолнечным», то ад локализуется на западе и погружен во тьму. Освещая земную поверхность, солнце как бы передает ее во власть божественных сил, а скрываясь на ночь, оставляет во власти зла. В былинах и духовных стихах «святорусская», или «светлорусская», земля изображается как залитое светом открытое, бескрайнее пространство (выражения «белый свет» или «вольный свет» — о мире в целом). В духовных стихах эпитет «светлый» вообще сближается со «святой»: светоносность рассматривается как проявление истинности, праведности и святости (нимб в иконописи).
Солнечный свет изливается на человека как Божья благодать, и он же отвращает нечистую силу. В сказке белорусов-полещуков рассказывается о том, что Бог создал луну в помощь солнцу, черт подлетает к ней, грызет и пытается скинуть с неба; когда от луны остается небольшой огрызок, солнце направляет на черта свои лучи, и он спасается от них бегством.
Народом было усвоено и развито библейское учение о божественном происхождении света и его отделении от тьмы как первом божественном деянии (Бытие, I: 1—4 ). Согласно «Стиху о Голубиной книге», небесные тела имеют светоносную природу: «У нас белый вольный свет зачался от суда Божия, Солнце красное от лица Божьего» и т. д. Сверхъестественным происхождением солнечного света обусловлен и его ослепительный характер, непереносимость для человеческого глаза. По малороссийским поверьям, только праведник может смотреть на солнце и видеть, как оно «играет», переливается разными цветами.
В любовных заговорах привязанность к свету и к небесным светилам выступает как высшее проявление человеческого чувства, сравнимое с любовью к отцу и матери: девушка просит о том, чтобы молодец ее «почитал и величал светлей светлого месяца, красней красного солнца, милей отца, матери, роду и племени», а удал добрый молодец хочет, чтобы он был девице «краше красного солнца».
В загадках свет солнца ассоциируется с золотом, а луны — с серебром и молочной белизной: «Золот хозяин — на поле, серебрян пастух — с поля» (солнце и месяц), «Золотое яблочко по серебряному блюдечку катается» (небо и солнце). В похоронных причитаниях оставшаяся без отца дочь сравнивает любовь своих родителей со светом солнца, а чужих родителей — со светом месяца. Согласно языковому стереотипу, луна «светит, да не греет». Как ночное светило она связана с миром смерти.
Свет месяца, зари и звезд оказывал, по поверьям, магическое воздействие на плодовитость овец, удойность коров и наделял целебной силой соль, мыло и золу, оставленные на подоконнике в ночь под Страстной четверг. В Воронежской губ. овчары обращались к звездам с заговором: «Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость миру крещеному, загорись огнем негасимым на утеху; ты заглянь, звезда ясная, на двор (имярек), ты освети огнем негасимым белоярых овец его. Как по поднебесью звездам нет числа, так бы у раба (имярек) уродилось овец более того». В Киевской губ. корове давали «зоряну воду», чтобы у нее было больше молока; для получения такой воды ее выставляли в ясную ночь под звезды («зори»). В приметах яркий свет звезд предвещает богатый урожай ягод, грибов и хлеба.
В загадках свет описывается как вещь или живое существо: молоко, сукно, белая кошка, золотое веретено или золотой мост и т. п. Согласно легенде, люди сначала строили дом без окон и пытались носить в него свет, набрав его на улице в мешки или решета, и лишь позднее ангел подсказал им прорубить окна. Соответственно в посмертном жилище, как сказано в причитаниях, «сверлом окна просверлены, решетом свету наношено».
В наибольшей степени со светом связаны глаза человека, причем они не только воспринимают свет извне, но и как бы сами испускают его, а когда человек умирает, то свет «теряется» из очей. Темнота соответствует состоянию человека, убитого горем, и картина заходящего вечером или спрятавшегося за тучами солнца вполне отвечает общему эмоциональному настрою похоронных причитаний. Горе выражается здесь в том, что «не глядят да ясны очушки на белой свет» или «Пекё солнышко да не по-прежнему, как светел месяц свети не по-старому».
А.Л. Топорков
2. политическая, экономическая и литературная газета патриотического направления. Издавалась в Петербурге в 1882 — 1917. Отстаивала национальные интересы русского народа. Издатели-редакторы — В.В. Комаров, П.А. Монтеверде, Н.Э. Гейнце.
Медицинская энциклопедия
I
см. <<Электромагнитные излучения>>.
II
1) см. <<Излучение>> видимое,
2) см. <<Излучение>> оптическое.
Идеографический словарь
^ излучение
^ (быть) в, промежуток, электромагнитные волны
восприимчивость, глаз
свет - видимое электромагнитное излучение; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых человеческим глазом; три измерения света: цвет, насыщенность, яркость.
фото... (фотосинтез).
оптика. оптический.
v темнота, геометрическая оптика, физическая оптика
Орфографический словарь Лопатина
свет, свет 1, -а и -у, предл. в св`ете, на свет`у (к свет`ить, освещ`ение)
свет, свет 2, -а (мир, земля) ; но: Н`овый Св`ет (об Америке), Ст`арый Св`ет (о Европе)
Словарь Даля
муж. состоянье, противное тьме, темноте, мраку, потемкам, что дает способ видеть; иные свет принимают за сотрясение малейших частиц вещества, другие - за особое, тончайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем. Свет прямой, самосвет, от горящего тела, солнца; свет чужой, отражательный, от темного тела, на которое падает прямой свет. Свет денной, солнечный: свет огневой. Свет ширится лучами, от точки повсюдно, образуя шар. Отойди от свету, не заступай свету, не засть, не стой в свету, против света. Свет настал, рассветает, солнце всходит. Чуть свет, набрезгу, зарей, на заре. Светом крыто, ветром огорожено, ничего нет. В теми свет виден, зарево, огонек, или сиянье, блеск. Летом свет во всю ночь, светло. Не только свету, что в окне: на улицу выйдешь - больше увидишь (здесь свет может означать и мир). Ни свет, ни заря (рано). От солнца бегать, света не видать. Тьма света не любит - злой доброго не терпит. Один женился - свет увидал; другой женился -с головою пропал. Ты мой свет в окне. Не отлагает свет заутрени, ни тьма вечерни. Чтоб мне свету Божьего не взвидеть! Первый вечер (весной) играют до бела света. Кто нечаянно завидит свет в своем доме - жди счастья. По стене ползет - то к свету, то от света (волоковой ставенек). А что краше света (красное солнышко). Мету, не вымету; пора придет, сам уйдет (свет солнца).
Освещенье, что дает свет или светит. У вас какой свет Лучина, или жирник, свеча и пр. Порядить молотильщиков на своем, либо на ихнем свету. У нас свет казенный. Нанял жилье с теплом и со светом, с отопленьем и с освещеньем. На дворе свет, светок, или ·*смол. светок, расвет, светает, солнце близится к восходу. Светком приходи, рано, чуть свет.
Просвет, простор для света, светла. Окно или дверь пяти, шести четвертей в свету, шириной, ширина проема окна, меж косяков. Прорубить свет, окно.
Видение, зрение, свет очей, способность различать глазами, видеть. У него свет отнялся, свету нет, он темный, невидущий, невишной, слепой, ослеп. Свет очей его погас. Бог ему свету не дал, свет отнял.
Истина или правое ученье, наука, про свещенье. Свет веры, - истины, Евангелие. Свет разума, ученье или наука. Ученье свет, а неученье тьма. Мы ныне свет увидали, наставились, просветились. Потемщики света не ищут. Народ озарился светом христианства. Муж, во свете благодати. Свет приде в мир, Иоан. Спаситель. Вы есте свет мира, Матф. просветители, наставники. Кем мир свет увидел, того и обидел (кого свет видел, того и обидел, всякого). Кем человек свет увидел, того и возненавидел.
Свет, светик мой, свет очей моих, ласк. милый, любезный, ненаглядный, сердечный, болезный, желанный. И я (царь) ему (патриарху) свету молвил: не гораздо ли, государь, недомогаешь Ни за что тебя, свет мой, или света, не покину, ·песен. Ты мой свет очной! Один брат - один свет милый. Свет-цветочек в сыру землю зашел, синю шапочку нашел (лен). Уж у Бога-света сначала света все доспето. Где совет (союз или любовь), там и свет. Увидать свет, родиться. Больной свет увидел, поправляется. Ангел света, ·противоп. ангел тьмы, добрый и злой. Встанем (со) светком, на заре.
Вселенная, мир, земля наша, шар земной. Птичьего молока по всему свету не найдешь. Пожили мы на свете, посрамили добрых людей! На свете жить, не светом жить, не по истине, а по-мирскому. Белый свет не клином стал (или сошелся), простору много. Подумаешь, как чудно создан свет! Грибоедов. Преставленье света, страшный суд и конец миру. Отец светов, всех миров, Бог. Сыны света, чада света, озаренные истиною; чада света сего, мира, дети суеты, соблазна. Белый свет на волю. Даниил. Не нами свет начался, не нами и кончится. Кто людей веселит, за того весь свет стоит. Дураками свет стоит (или: красится). Неправда светом началась, светом и кончится. Родился мал, вырос пьян, помер стар - и свету не видал! На весь свет и солнышку не угреть (не усветить). Всего света не захватишь. Не мил и свет, когда милого нет. От бела света отстану, а старого любить не стану! Видал свету, не только что в окошке. Свету видал: со свиньями корм едал. Божьей волей свет стоит, наукой люди живут. Боятьсясмерти - на свете не жить.
Род людской, мир, община, общество, люди вообще;
отборное, высшее общество, суетное в обычаях или условиях жизни;
суетность, мирщина; все земное, житейское, насущное, ·противоп. духовное, нравственное, Божеское. На весь свет не угодишь. Весь свет обмолвится, молва правдива. Всему свету ведомо, всем светом признано. Издать книгу в свет, напечатать и пустить в продажу. Свет лукав. Он в свете живет, в большом свете, бывает на вечерах, на обедах, на сборищах в высшем кругу. Покинуть свет, умереть; или удалиться, уединиться, жить одиноко; или идти в монастырь.
Свет, ·в·знач. мир, привет мирянину от монаха или духовного лица; светский, суетный человек. А ты, свет, удаляйся греха. Светы вы мои! бабье восклицанье изумления, просьбы и пр.
Словарь Ожегова
СВЕТ, -а (-у), муж.
1. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Солнечный с. Электрический с. С. от фонаря. С. правды (перен.). Лицо осветилось внутренним светом (перен.: стало одухотворённым).
2. Тот или иной источник освещения. Зажечь с. Принести с. (лампу, свечу). Подойти поближе к свету. Стать против света. Посмотреть что-н. на с. (так, чтобы просвечивало). При дневном свете.
3. Освещённость, состояние, когда светло. На свету (при свете, при освещении). В окнах с.
4. В нек-рых выражениях: рассвет, восход солнца (разг.). До свету и до свету (перед рассветом). Ни с. ни заря (очень рано утром; разг.). Чуть с. (едва начало рассветать).
5. Употр. как ласкательное обращение (устар. и в народной словесности). С. ты мой ясный!
• В два света о помещении: с расположенными друг над другом двумя рядами окон. Зал в два света.
В свете чего, предл. с род. с точки зрения чего-н., имея в виду что-н. Пересмотреть решение в свете последних событий.
В свете каком (видеть, представлять) в том или ином виде. Представить что-н. в радужном свете.
Пролить или бросить свет на что (книжн.) разъясняя, сделать понятным, ясным.
Свет увидеть (разг.) почувствовать облегчение. При новом начальнике свет увидели.
Ученье свет, а неученье тьма посл. о пользе знаний, ученья.
В белый свет как в копеечку (разг. шутл) о действиях наугад, без всякой цели, обычно неудачных.
Чем свет (прост.) очень рано утром. Чем свет отправились в путь.
Только и свету в окошке, что... (разг.) только это и радует. Только и свету в окошке, что внучка.
Свет очей (моих) (устар. и в народной словесности) о том, кто дорог, любим (обычно в обращении).
прил. световой, -ая, -ое (к 1 знач.). Световые волны. С. год (единица измерения звёздных расстояний, равная пути, к-рый свет проходит за один год).
II. СВЕТ, -а (-у), муж.
1. Земля, Вселенная, а также люди, её населяющие. Путешествие вокруг света. Хорошо жить на свете. Произвести на с. (родить, дать жизнь). Явиться, появиться на с. (родиться). Увидеть с. (возникнуть, осуществиться). С. не без добрых людей (посл.). На краю света (очень далеко; разг.). Сжить со света или со свету, со свету (погубить; разг.). Нет на свете кого-н. (умер). Всему свету известно (всем известно). Выпустить в с. (опубликовать, издать).
2. В дворянском обществе: избранный круг, высшее общество. Высший или большой с. Выезжать в с. Вывозить в с. Вращаться в высшем свете.
• Ни за что на свете (разг.) ни в коем случае.
Белый свет (разг.) то же, что свет2 (в 1 знач.).
На чём свет стоит (браниться, ругаться) (прост.) очень сильно, не стесняясь в выражениях.
Белый свет не мил кому (прост.) ничто не радует, не веселит.
Не ближний (не близкий) свет (разг.) далеко, не близко. Ехать туда не ближний свет.
Тот свет у верующих: загробная жизнь. На том свете (после смерти). На тот свет отправить (убить).
Конец света в религиозных представлениях: конец мира 1, гибель всего живого.
прил. светский, -ая, -ое (ко 2 знач.).
Словарь синонимов Абрамова
1. || без году неделю на свете живет, белый свет, бранить на чем свет стоит, выводить на свет божий, каких свет не производил, мыкать(ся) по свету, на край света, на чем свет стоит, не жилец на свете,невзвидеть света, ни за что на свете, отделывать на чем свет стоит,отправить на тот свет, производить на свет, сживать со свету
2. см. аристократия, знать || большой свет, обтолкаться в свете
3. см. огонь, сияние || видеть что-либо в розовом свете, выставлять в дурном свете, издавать свет, лить свет, ни свет ни заря, обдавать светом, обливать светом, проливать свет, струить свет, чем свет, чуть свет
Словарь Ушакова
СВЕТ, света, ·муж.
1. только ед. Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым. Интерференция света. Преломление света. Потоки света. Скорость света равна 300.000 ·км в секунду. Лечение синим светом. Друммондов свет (Яркий, излучаемый известью, накаливаемой в пламени гремучего газа; физ.) (по имени ·англ. инженера Друммонда).
освещение, исходящее из какого-нибудь источника и воспринимаемое зрением. Яркий свет. Слабый свет. Солнечный свет. Лунный свет. В окнах зажегся свет. Свет погас. Дайте свет, ничего не видно. «Свет висячей лампы падал ей прямо на голову.» М.Горький. «От соединения дневного света с огнем печи образовалось неопределенное и утомлявшее глаза освещение.» М.Горький. «Озаряется утренним светом вся земля.» Пришвин. «Прекрасны вы, брега Тавриды, когда вас видишь с корабля при свете утренней Киприды (планеты Венеры).» Пушкин. При электрическом свете.
2. только ед. Место, откуда исходит освещение, направление светового луча. Подойдите поближе к свету. Очутившись ночью в незнакомой местности, я пошел на свет. Стать против света.
Освещенное место, пространство, там, где светло. Выйти на свет. «На Андрею.» Л.Толстой. «Будущность представляется мне в самом розовом свете.» Достоевский. В невыгодном свете. В свету (·разг.) - в освещенном месте (см. выше2 ·знач. ). «Он был в свету, а я в темноте.» Л.Толстой. На свет - если посмотреть сквозь что-нибудь против света (см. выше2 ·знач. ). Жидкость, прозрачная на свет. На свету (·разг.) - при свете, при освещении. На свету эта материя принимает другой оттенок. Киноварь на свету (под влиянием света) темнеет. Не взвидеть света - см. взвидеть. Ни свет ни заря - см. заря. Пролить или бросить свет на что (·книж.) - перен. разъяснить что-нибудь, сделать доступным для понимания, дать возможность понять, познать что-нибудь. Это открытие бросает свет на многие явления, остававшиеся непонятными. Археологические исследования проливают свет на быт доисторического человека. Свет глаз - блеск глаз, выражение какого-нибудь (доброго, нежного и т.п.) внутреннего состояния (·книж.)
II. СВЕТ, света, мн. нет, ·муж.
1. *****
доли.» Грибоедов. «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!» Грибоедов. «Горе горькое по свету шлялося и на нас невзначай набрело.» Некрасов. «Свет не без добрых людей.» (посл.).
С предлогом "на" употр. в этом же ·знач. Для большей выразительности (часто в сочетании со словами "ни за что", "никто", "никакой" и т.п.). «На свете дивные бывают приключенья.» Грибоедов. «Без сорочки я родился на свет.» А.Кольцов. «Жил на свете рыцарь бедный.» Пушкин. «Недолго пожила она на свете.» А.Тургенев. «Нет, никому на свете не отдала бы сердца я!» Пушкин. «- Что вы это, ни за что на свете! ...Ни за какие сокровища!» А.Островский. «Отчего я готов, как школьник, накуролесить всем, всем на свете?» А.Тургенев. «Есть на свете горесть, лютейшая всех горестей - Это горесть внезапно обретенной совести.» Салтыков-Щедрин.
2. Окружающие люди, общество, общественная среда. Всему свету известно. «Об этом знает целый свет.» Грибоедов. «Пускай лишусь жены, детей, оставлен буду целым светом.» Грибоедов. «- Застенчив, свету мало видел. Это не порок.» Сухово-Кобылин. «Еще вам свет корыстию рассудка не растлил.» Некрасов.
3. Ограниченный круг людей, принадлежащих к привилегированным классам, то же, что общество в 5 ·знач. (·дорев. ·устар. ). «Причудницы большого света.» Пушкин. (см. большой). «Я модный свет ваш ненавижу.» Пушкин. «У них сановники, послы, весь модный свет у них.» Некрасов. «Царица московского света, она не чуждалась артистов.» Некрасов. Меня вывезли в свет зимою 1811 ·г. Пушкин. «Ага! давно ж ты не был в свете!» Пушкин. «У меня дом, положение в свете, друзей и поклонников куча.» Сухово-Кобылин.
• Белый или божий свет - см. белый. Выпустить или издать в свет что (·книж. ). - издать, опубликовать для всеобщего сведения, пользования. Выпустить в свет книгу. На чем свет стоит (·разг. ·фам.) - очень сильно, без всяких стеснений. «Сторож стал лаяться на чем свет стоит.» Помяловский. «А Иван Семеныч ругается на чем свет стоит.» Неверов. «Принялся врать на чем свет стоит.» Писемский. «Известно, остервенился зверь, жену избил на чем свет стоит.» Салтыков-Щедрин. Не ближний свет - см. ближний. Нет на свете кого (·книж.) - умер. Его давно уж нет на свете. Новый свет (Н прописное) - см. новый. Оставить или покинуть свет - см. оставить. Отправить на тот свет (·разг.) - убить. Отправиться на тот свет (·разг.) - умереть. Произвести на свет (·книж. ·устар.) - родить, то же, что произвести в 4 ·знач. Свет не клином сошелся - см. клин. Загробный мир, где, по мистическим представлениям, живут после смерти. «Какие-то уроды с того света!» Грибоедов. «- И лица-то нет на тебе, голубчик ты мой! Словно ты с того света выходец!» А.Островский. Этот свет - то же, что свет2 в 1 ·знач. «Скучно на этом свете, господа!» Гоголь. «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» Лермонтов. «За всё время, пока я живу на этом свете, мне было страшно только три раза.» Чехов. Явиться (появиться) на свет или увидеть свет - 1) родиться. «Явился он на свет божий, помнится, в 1828 году, в родовом поместье своего отца.» А.Тургенев. 2) перен. возникнуть, появиться; реализоваться; появиться в печати. Задуманная поэма не явилась на свет. Новое изобретение очень быстро увидело свет.
Словарь эпитетов
Лучистая энергия; освещение.
О степени яркости, цвете, температуре; о направлении, отражении лучей.
Алый, багровый, багряный, беглый, белесый, бирюзовый, бледно-зеленый, бледный, блекло-голубой, блеклый, блуждающий, бронзовый, водянистый, восковой, голубой, горячий, густой, дрожащий, дымный, желтый, жидкий, затуманенный, зеленый, золотистый, золотой, красный, кроваво-красный, лазурный, легкий, ледяной, летучий, лиловый, лимонный, лучезарный, лучистый, матовый, мелькающий, мерклый, мерцающий, молниеподобный, молочно-серебристый, молочный, мутный, мягкий, неверный, невесомый, нерезкий, неровный, неяркий, неясный, огненный, огнистый, ослепительный, пляшущий, полосатый, пузырчатый, пурпуровый, радужный, рассеянный, режущий, резкий, ровный, розовый, ртутный, сверкающий, свинцовый, сгущенный, серебристый, серебряный, серый, сизый, сине-лиловый, синий, скудный, скупой, слабый, слепящий, сочный, стальной, стеклянно-чистый, стеклянный, сумеречный, сумрачный, темный, теплый, тонкий, трепетный, трепещущий, туманный, тусклый, холодный, хрустальный, чистый, яркий, ясный.
О впечатлении, психологическом восприятии; о характере воздействия на чувства, настроение.
Безжизненный, безрадостный, бесстрастный, благодатный (устар.), бодрящий, болезненный, веселый, возбуждающий, волшебный, гостеприимный, добрый, дремотный, жалкий, живительный, живоносный (устар.), загадочный, задумчивый, колдовской, кроткий, ласкающий, ласковый, ленивый, ликующий, магический, мертвенный, мертвый, молчаливый, нежный, отрадный, печальный, покойный, приятный, радостный, раздражающий, робкий, спокойный, таинственный, теплотворный, тихий, томительный, томный, торжественный, тоскливый, убогий, угрюмый, умиротворяющий, успокаивающий, фантастический, чарующий, щедрый. Алюминиевый, буйный, морозный, несказанный, победно-золотой, свежий, тощий, чахоточный. Астральный, дневной, закатный, звездный, зодиакальный, ламповый, лунный, люминесцентный, - магниевый, месячный (устар.), солнечный, фонарный, фосфорический, электрический и т. п.
Толковый словарь Ефремовой
1. м.
1)
а) Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым.
б) Освещение, исходящее от какого-л. источника.
в) перен. Внутренняя озаренность, возникшая под влиянием какого-л. чувства.
2)
а) Место, откуда исходит освещение.
б) Освещенное место, пространство.
3) Источник освещения и приспособление для освещения в домах и на улице.
4) разг. Восход солнца; рас~.
5) Светлое пятно на картине, передающее наибольшую освещенность какого-л. участка изображаемого; блик.
6) Употр. как символ истины, разума, просвещенности или радости, счастья.
2. м.
1) Земля, Вселенная.
2) Люди, населяющие Землю.
3. м.
1) Общественная среда, общество.
2) Избранный круг, высшее общество.
3) устар. Жизнь мирян; ~ская жизнь (противоп.: монастырская жизнь).
Этимологический словарь Крылова
Общеславянское слово индоевропейской природы.
Рус. арго (Елистратов)
см.:
включите свет...;
включите свет — сказал...;
гаси свет;
Кандидат на тот свет...;
конец света;
чудо света
Бренан - Словарь научной грамотности
Область электромагнитного спектра, которую видит человеческий глаз, мы называем светом. Свет имеет разные длины волн, которые глаз воспринимает как различные цвета: длинные волны соответствуют красному цвету, а короткие - фиолетовому. У красного света самая низкая частота, а при повышении частоты цвет меняется на оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Самая большая длина волны видимого красного света равна 0,7 микрометра (мкм), а самая малая длина волны фиолетового света - 0,4 мкм. Ультрафиолетовая область спектра находится за пределами видимости и имеет еще более высокую частоту.
Фотоэлектрическая теория Эйнштейна объясняет, что свет существует в виде крошечных осциллирущих корпускул, называемых фотонами. Рассмотрение света в виде волн и частиц называется корпускулярно-волновым дуализмом. В зависимости от производимого эксперимента свет можно описывать либо как поток частиц, либо как волновой процесс. При этом, в каком бы виде мы ни рассматривали свет, результат оказывается одним и тем же. См. <<скорость света>>; <<квантовая физика>>.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
СВЕТ, часть общего ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО СПЕКТРА, которую может воспринимать человеческий глаз. Диапазон длины волны видимого света - от 400 нм (фиолетовый) до 770 нм (красный). Скорость (символ с), с которой ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, включая свет, движется в вакууме, равна 299 792 458 м/с. Свет демонстрирует типичные явления волнового движения, такие как ОТРАЖЕНИЕ, ПРЕЛОМЛЕНИЕ, ДИФРАКЦИЯ, ПОЛЯРИЗАЦИЯ и ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ. Свойства света были исследованы в XVII в. Исааком Ньютоном, который первый разложил белый свет на составляющие цвета (спектр) при помощи ПРИЗМЫ. Ньютон был сторонником корпускулярной теории света; волновая теория была признана в 20-х годах XIX в., после работ Томаса ЮНГА и Огюстена Жана ФРЕНЕЛЯ по дифракции и интерференции света. В начале XX столетия, в результате экспериментов по ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКОМУ ЭФФЕКТУ и работы Макса ПЛАНКА, опять вернулись к идее, что свет может вести себя как поток частиц. Дилемма была решена с помощью КВАНТОВОЙ ТЕОРИИ, согласно которой свет состоит из элементарных частиц, имеющих нулевую массу покоя и называемых ФОТОНАМИ. Когда свет взаимодействует с веществом, как в фотоэлектрическом эффекте, энергообмен происходит в форме фотонов и поэтому кажется, что свет состоит из частиц. В других случаях свет ведет себя как волна. Квантовая теория также объясняет: почему все электромагнитные излучения являются результатом ускорения электрических зарядов. см. также ЭФИР, ГОЛОГРАФИЯ, ЛАЗЕР.
Скорость света первым вычислил Олеус Ремер в 1675 г. (А). Он наблюдал затмение пун (1) Юпитером (2). Свет от лун достигал Земли (3) быстрее, когда она была ближе к Юпитеру, чем когда Земля находилась с другой стороны Солнца(В). Зная расстояние и время, он смог вычислить скорость света. Другое измерение было сделано Арманом Физо в 1849 г.(С). Свет проходил через зубья вращающегося колеса (4), отражался от зеркала (5) и возвращался опять через зубья колеса к наблюдателю. Свет был виден лишь тогда, когда колесо крутилось столь быстро, что ни один зубчик не преграждал ему путь. Зная расстояние между зубьями, скорость вращения колеса и расстояние до зеркала (8 км), можно было точно вычислить скорость света.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СВЕТ


будет выглядеть так: Что такое СВЕТ