Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СТРАВИНСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Стравинский
        Игорь Федорович [5(17).6.1882, Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов, — 6.4.1971, Нью-Йорк; похоронен в Венеции], русский композитор и дирижёр. Сын певца Ф. И. Стравинского (См. Стравинский). Рано познакомился с отечественной литературой, живописью, театром, музыкой. С 9 лет играл на фортепиано, с 18 — самостоятельно изучал теорию композиции. Одновременно занимался на юридическом факультете Петербургского университета (1900—05). С 1902 брал уроки у Н. А. Римского-Корсакова, которого называл своим духовным отцом. «Фантастическое скерцо» и фантазия «Фейерверк» для оркестра (1908) — первые сочинения, привлекшие внимание к композитору. Большую поддержку оказал ему С. П. Дягилев — организатор Русских сезонов в Париже, где состоялись премьеры балетов, принёсших С. мировую славу: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913). С 1910 жил попеременно в Париже, Швейцарии, России (в имении жены). С 1914 обосновался в Швейцарии, с 1920 — во Франции, в 1939 переехал в США (американское подданство принял в 1945). За границей вёл концертную деятельность (исполнял собственные произведения, иногда сочинения М. И. Глинки, П. И. Чайковского), которая приобрела особый размах после 2-й мировой войны 1939—45. В 1962 выступил с авторскими концертами в СССР.
         В начале творческого пути С. испытал воздействие Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, Чайковского (музыку последнего высоко почитал и позднее). Сильным, но кратковременным оказалось влияние К. Дебюсси. Особый интерес у С. вызывал отечественный фольклор, что наложило отпечаток на т. н. русский период его творчества. Центральное произведение этих лет наряду с «Весной священной» — хореографическая кантата «Свадебка» (1914—1923, «русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского»). С. обращался к народным текстам, сюжетам, архаической песенности. На этой основе выработалась оригинальная творческая манера — яркая, взрывчатая, динамичная, способствовавшая интонационному обновлению национального стиля. Одновременно в его творчестве нашла отражение современная городская бытовая музыка. Архаический и бытовой пласты совместились в балетной пантомиме с чтецом «История солдата — сказка о беглом солдате и чёрте» (1918). Здесь, как и в др. балетной пантомиме с пением «Байка про лису...» (1916), использован сюжет русской народной сказки. С. установил новый тип музыкального спектакля (характерный для современного условного театра), совмещающий различные театрально-сценические приёмы: в балет вводится пение, музыкальное действие поясняется речевой декламацией и др.
         В балете с пением «Пульчинелла» (на темы Дж. Б. Перголези, 1920) наметился, а в октете для духовых инструментов и концерте для фортепиано и духовых инструментов (оба 1923) закрепился переход к Неоклассицизму (с этим направлением С. был связан до начала 50-х гг.). Русская тематика уступила место античной мифологии, библейским текстам, вокальная музыка — инструментальной (в вокальных сочинениях использовались главным образом латинские и отчасти французские тексты). Этим ослаблялось значение русского национального начала, хотя С. утверждал: «Я всю жизнь по-русски говорю, по-русски думаю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это в ее скрытой природе» («Комсомольская правда», 1962, 27 сент., с. 4). Для этих лет характерно освоение С. приёмов и средств европейской музыки периода барокко, старинной контрапунктической техники, мелодики итальянского бельканто и др. Разнородные стилистические пласты объединялись яркой художественной индивидуальностью композитора. Однако со 2-й половины 30-х гг. в творчестве проявились кризисные черты, неустойчивость и шаткость идейных исканий. Среди лучших произведений 20 — начала 50-х гг. — опера- оратория «Царь Эдип» (1927), балет-аллегория «Поцелуй феи» (1928; использованы мелодии Чайковского), «Симфония псалмов» (1930), концерт для скрипки с оркестром (1931), концерт для 2 фортепиано соло (1935), 2 симфонии (1940, 1945), балет «Орфей» (1947), опера «Похождения повесы» (1951).
         В конце 40-х — 50-х гг. творческая манера С. претерпевает изменения: он обратился к додекафонии (См. Додекафония) (методу А. Шёнберга), однако использовал эти приёмы письма в соответствии с присущим ему тональным мышлением. Тематика резко сужается — главенствуют духовные образы и сюжеты (перелом обозначила Месса, 1948), музыка становится более суровой, терпкой, нередко умозрительно усложнённой. Преобладают вокально-инструментальные произведения (на латинские и английские тексты). Наиболее значительные сочинения: кантата «Священное песнопение» («Canticum sacrum», 1956), балет «Агон» («Состязания», 1957), «Заупокойные песнопения» («Requiem canticles», 1966) и др. Последнее произведение С. — обработка для камерного оркестра 2 песен X. Вольфа (1967).
         С. принадлежат также литературные труды, преимущественно автобиографические; в них весьма дискуссионно освещаются некоторые проблемы музыкальной эстетики, даются субъективные оценки и характеристики. На рус. язык переведены: «Хроника моей музыкальной жизни» (1963), «Диалоги» (1971).
         Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Книга о Стравинском, Л., 1929; Ярустовский Б. М., И. Стравинский, 2 изд., М., 1969; Друскнн М. С., И. Стравинский. Личность. Творчество. Взгляды, Л. — М., 1974.
         М. С. Друскин.
        И. Ф. Стравинский.
II
Стравинский
        Федор Игнатьевич [8(20).6.1843, Речицкий уезд Минской губернии, — 21.11(4.12).1902, Петербург], русский певец (бас).. В 1869 окончил Нежинский юридический лицей, в 1873 — Петербургскую консерваторию по классу К. Эверарди. В 1873—76 пел на киевской сцене, с 1876 — в Мариинском театре. Деятельность С. — яркая страница в истории русского реалистического исполнительского искусства. Певец боролся с оперной рутиной, большое внимание уделял драматической стороне исполнения (мимике, жесту, сценическому поведению, гриму, костюму). Создал разнохарактерные образы: Ерёмка, Олоферн («Вражья сила», «Юдифь» Серова), Мельник («Русалка» Даргомыжского), Фарлаф («Руслан и Людмила» Глинки), Голова («Майская ночь» Римского-Корсакова), Мамыров («Чародейка» Чайковского), Мефистофель («Фауст» Гуно и «Мефистофель» Бойто) и др. Мастерски исполнял характерные эпизодические роли. Выступал в концертах.
         Лит.: Богданов - Березовский В., Ф. Стравинский, М. — Л., 1951; Ф. Стравинский. Статьи, письма, воспоминания, Л., 1972.
Современная Энциклопедия
СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович (1882 - 1971), композитор и дирижер. В России - до 1914, с 1945 гражданин США. Творчество Стравинского отличается, с одной стороны, образным и стилистическим многообразием (от языческой архаики до античных мифов; от русского современного музыкального фольклора до европейских музыкальных стилей 17 - 18 вв. или православных литургических песнопений и т.п.), с другой - единством, обусловленным органической связью с традициями русской музыкальной культуры. В разные периоды Стравинский обращался к различным музыкальным направлениям (от неофольклоризма к неоклассицизму и старинной полифонии, к технике новой венской школы - додекафонии). Один из новаторов в области метроритмики, оркестровки, гармонии, Стравинский оказал значительное воздействие на развитие музыки 20 в. Автор опер "Соловей" (1914), "Мавра" (1922), оперы-оратории "Царь Эдип" (1927, 2-я редакция - 1948), "Похождения повесы" (1951); балетов "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913), "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1916), "История солдата" (1918), "Пульчинелла" (1920, на основе тем сочинений Дж. Б. Перголези), "Свадебка" (1923), "Аполлон Мусагет" (1928), "Поцелуй феи" (1928), "Агон" (1957) и др.; кантат, "Симфонии псалмов" для хора и оркестра (1930), симфоний, концертов для оркестра и для инструментов с оркестром, камерно-инструментальных и вокальных сочинений.
Ономастикон
Фамилия белорусского или польского происхождения. От географического названия Островно, или же Остров. Первоначально было Островинский, затем начальный гласный отпал, безударное о после р превратилось в я. (Ф)
Русская цивилизация
Игорь Федорович (5.06.1882-1971), русский композитор и дирижер, сын певца Мариинского театра Федора Игнатьевича Стравинского. Учился на юридическом факультете Петербургского университета, занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. Первые сценические произведения Стравинского были написаны для Русского балета С. П. Дягилева в Париже: балеты «Жар-птица» и «Петрушка» (1910—11), «Весна священная» (1913), поставлены в парижском театре Гранд-Опера. С 1910 Стравинский жил за рубежом (до 1939 в Париже, после в США). Стравинскому принадлежит ряд симфонических и камерно-инструментальных произведений: опера «Соловей» (1914) и на ту же музыку балет «Песнь соловья» (1920). В последующих произведениях в творчестве Стравинского проявились черты конструктивизма и нарочитой скупости средств. В 1922 — 23 он поставил ряд опер на мотивы русских сказок, балеты неоклассической стилизации — «Пульчинелла», «Поцелуй феи» и др. Яркая творческая изобретательность и композиционная техника, виртуозное владение оркестром обусловили влияние Стравинского на музыку 20-х. Из сценических произведений Стравинского 50-х наиболее известен его балет «Агон» (1957) и кантата «Потоп». В.А. Федоров
Энциклопедия Отечеcтво
1.
СТРАВИНСКИЙ Игорь Фёдорович (1882-1971), композитор и дирижёр. Сын Ф. И. Стравинского. В России до 1914, затем жил за рубежом, с 1939 в США. Творчество Стравинского при образно-стилистическом многообразии (от языческой архаики до античных мифов, от русского современного музыкального фольклора до европейских музыкальных стилей 17-18 вв. или православных песнопений) отличается целостностью и органичной связью с традициями русской музыкальной культуры. Новатор в области метроритмики, оркестровки, гармонии, Стравинский оказал огромное воздействие на развитие музыкального искусства 20 в. Оперы "Соловей" (1914), "Мавра" (1922), оперы-оратории "Царь Эдип" (1927; 2-я редакция, 1948), "Похождения повесы" (1951); балеты "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913), "Байка про лису, петуха, кота да барана" (пантомима с пением, 1916), "История солдата" (1918), "Пульчинелла" (1920, на основе тем сочинений Дж. Б. Перголези), "Свадебка" (хореографическая кантата, 1923), "Аполлон Мусагет", "Поцелуй феи" (оба 1928), "Игра в карты" (1937), "Орфей" (1948), "Агон" (1957); кантаты, "Симфония псалмов" (для хора и оркестра, 1930), оркестровые и камерно-инструментальные сочинения и др.
2.
СТРАВИНСКИЙ Фёдор Игнатьевич (1843-1902), певец (бас). С 1876 солист Мариинского театра. Создал разнохарактерные образы. Способствовал развитию русского оперного искусства.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(прил. к Стравинский; Игорь Федорович (1882-1971) - рус. композитор) Крыши - грохают! Большинством заплат - Маркса проповедь На стравинский лад. Цв926 (III,120)
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СТРАВИНСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое СТРАВИНСКИЙ