Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СТЕПУН ФЕДОР АВГУСТОВИЧ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Степун Федор Августович (1884-1965) - философ, писатель, социолог. В 1902-09, с перерывом в один год, изучал философию в Гейдельбергском университете.
В 1910 на кафедре Виидельбанда защитил диссертацию о философской концепции Вл. Соловьева.
В 1910-14 вместе с Кронером, Г. Мелисом, Э. Метнером, Б. Яковенко и Гессеном издавал международный философский журнал "Логос", выступал в русской провинции с лекциями на историко-культурные, культурфилософский и эстетические темы.
После высылки из России в 1922 живет преимущественно в Германии, преподает в Русском инитутете в Берлине, выступает с публичными лекциями в разных городах Германии, Швейцарии и Франции.
Сотрудничает с "Современными записками", пытается возобновить русское издание "Логоса" (единственный номер вышел в 1925 в Праге в изд-ве "Пламя").
С 1926 - внештатный профессор Социологического отделения Института народного хозяйства при Высшем политехническом училище в Дрездене, затем - профессор Социологического семинара Института социальных и экономических наук при том же училище (преобразовано в Дрезден. университет).
Возглавлял Общество им. Вл. Соловьева в Дрездене, ставшее одним из центров духовной жизни русской эмиграции. В 1937 отстранен от преподавания нацистами.
В 1946-59 профессор философского факультета Мюнхен. университета (ведет уникальный предмет - историю русской мысли). До самой кончины Степун чрезвычайно деятелен как лектор; его публичные выступления неизменно собирают сотни слушателей. Творческий темперамент Степуна принципиально антисистематичен, что нашло отражение не только в содержании и стиле его работ, но и в составе его наследия. Книги Степуна, за немногими исключениями, представляют собой сборники статей и докладов, вызванных определенным внутренним или внешним поводом. Его первые философские выступления - "Трагедия творчества" ("Логос". Кн. 1. М., 1910) и "Трагедия мистического сознания" (Там же. Кн. 2-3. М., 1911-12) суть опыты интерпретации, в первом случае - Ф. Шлегеля, во втором - P.M. Рильке и Мейстера Экхарта. Работа, задуманная как программная, "Жизнь и творчество" (Там же. Кн. 3-4, М., 1913), - не столько философский трактат, сколько упражнение в жанре философского трактата.
В основе статьи "Освальд Шпенглер и закат Европы", давшей название коллективному сборнику 1922, лежит текст доклада, дважды прочитанного зимой 1918-19 (все эти сочинения составили сборник "Жизнь и творчество", вышедший в Берлине в 1923). Характер полухудожественного эссе носят и многочисленные обзоры и рецензии, которые Степун писал сначала для "Логоса", а затем для "Современных записок", "Мостов", "Нового журнала", "Возрождения", "Вестника РСХД" и других периодических изданий русской эмиграции. Невыделенность философии из других форм сознания, продиктованная убеждением Степуна в неавтономности этого вида "творчества", придает его письму, представляющему собой синкретическое единство различных способов описания реальности, особые свойства. Размывая жанровые и дисциплинарные границы, Степун сам оказывается на границе философии и лит-ры, философии и социологии, философии и теории культуры.
Книга "Большевизм и христианская экзистенция" (1959) - сборник статей, тематически объединенных как размышления о природе русского коммунизма, по характеру выполнения может быть отнесен то к истории и социологии культуры, то к "философии литературы", то к философско-художественной публицистике.
Сборник "Христианство и социальная революция" ("Christentum und soziale Revolution", 1961), в который вошли два эссе о Достоевском и одно о Толстом, может быть отнесен к литературной и философской герменевтике: спекуляции об экзистенциальном и религиозном измерении человеческого бытия здесь соседствуют с размышлениями о специфике эстетического опыта, обеспечивающего в каждом отдельном случае акт понимания.
Опыт Степуна как теоретика и практика театра кристаллизуется в сборнике "Основные проблемы театра" (Берлин, 1923, 2-е изд.).
Мультимедийная энциклопедия
(1884-1965), русский философ, литератор. Родился 6 февраля 1884 в Москве в семье фабриканта. Изучал философию в Гейдельбергском университете (1902- 1909). Научным руководителем его был В.Виндельбанд. В 1910 защитил докторскую диссертацию о философии истории Вл.С.Соловьева. В 1910-1914 входил в редакционный совет журнала "Логос", выступал в роли литературного и театрального критика, следуя принципам эстетики символизма. Участвовал в Первой мировой войне. Военный опыт нашел отражение в книге Степуна Записки прапорщика-артиллериста (1918). В политическом плане был близок к эсерам и после Февральской революции стал депутатом Всероссийского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, работал в политическом отделе военного министерства Временного правительства. После Октябрьской революции сотрудничал в созданной Н.А.Бердяевым Вольной академии духовной культуры, издал литературный сборник Шиповник (1922), публиковался в журналах "Искусство театра", "Театральное обозрение", преподавал в театральных училищах. В 1922 был выслан из России. В Германии в 1923 издал книги Жизнь и творчество и Основные проблемы театра. Во Фрейбурге в том же году слушал лекции Э. Гуссерля. С 1926 - профессор социологии Высшего технического училища в Дрездене. В 1931-1939 вместе с Г.П.Федотовым издавал журнал "Новый град", в котором развивал идеи христианского социализма. Был лишен права преподавательской деятельности и публикации своих сочинений нацистами в 1937. С 1946 - профессор философского факультета Мюнхенского университета. Умер Степун в Мюнхене 23 февраля 1965. В творчестве Степуна кантианский трансцендентализм сочетается с принципами религиозной метафизики (преимущественно с принципами метафизики всеединства и идеями Вл.С.Соловьева). Познавательное и онтологическое единство ("положительное всеединство") с Абсолютом рассматривалось им как философская и жизненная задача человека в истории. В то же время в понимании культуры он был близок к позиции Н.А.Бердяева. Как и в бердяевском персонализме, культура у Степуна несет на себе печать субъект- объектного дуализма и всегда в конечном счете есть "неудача" творческих усилий человека. В сфере же жизни никакого "расщепления" бытия нет и поэтому не может быть гармонии в отношениях "жизненного" и культурного миров. Личный путь к Богу (Абсолюту) неизбежно предполагает выход, причем бесповоротный, из культурного пространства. В своем личностном опыте каждый человек переживает драму выбора. В работе Основные проблемы театра Степун писал о трех основных жизненных позициях: мещанской, предпочитающей внешний и внутренний коммфорт; мистической, стремящейся к слиянию с Божеством и отказывающейся от творчества и свободы; художественной, пытающейся достичь динамического единства жизни и творчества. Художественное творчество, понятое в своем символическом значении, позволяет "узреть" цельность бытия и осветить те "донаучные" и "дотеоретические" области, в которых коренятся все убеждения и представления человека. ЛИТЕРАТУРА Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Берлин, 1923 Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся, тт. 1-2. Нью-Йорк, 1956 Струве Г.П. Русская литература в изгнании. Нью-Йорк, 1956
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Степун Федор Августович (1884-1965) - философ, писатель, социолог. В 1902-09, с перерывом в один год, изучал философию в Гейдельбергском университете.
В 1910 на кафедре Виидельбанда защитил диссертацию о философской концепции Вл. Соловьева.
В 1910-14 вместе с Кронером, Г. Мелисом, Э. Метнером, Б. Яковенко и Гессеном издавал международный философский журнал "Логос", выступал в русской провинции с лекциями на историко-культурные, культурфилософский и эстетические темы.
После высылки из России в 1922 живет преимущественно в Германии, преподает в Русском инитутете в Берлине, выступает с публичными лекциями в разных городах Германии, Швейцарии и Франции.
Сотрудничает с "Современными записками", пытается возобновить русское издание "Логоса" (единственный номер вышел в 1925 в Праге в изд-ве "Пламя").
С 1926 - внештатный профессор Социологического отделения Института народного хозяйства при Высшем политехническом училище в Дрездене, затем - профессор Социологического семинара Института социальных и экономических наук при том же училище (преобразовано в Дрезден. университет).
Возглавлял Общество им. Вл. Соловьева в Дрездене, ставшее одним из центров духовной жизни русской эмиграции. В 1937 отстранен от преподавания нацистами.
В 1946-59 профессор философского факультета Мюнхен. университета (ведет уникальный предмет - историю русской мысли). До самой кончины Степун чрезвычайно деятелен как лектор; его публичные выступления неизменно собирают сотни слушателей. Творческий темперамент Степуна принципиально антисистематичен, что нашло отражение не только в содержании и стиле его работ, но и в составе его наследия. Книги Степуна, за немногими исключениями, представляют собой сборники статей и докладов, вызванных определенным внутренним или внешним поводом. Его первые философские выступления - "Трагедия творчества" ("Логос". Кн. 1. М., 1910) и "Трагедия мистического сознания" (Там же. Кн. 2-3. М., 1911-12) суть опыты интерпретации, в первом случае - Ф. Шлегеля, во втором - P.M. Рильке и Мейстера Экхарта. Работа, задуманная как программная, "Жизнь и творчество" (Там же. Кн. 3-4, М., 1913), - не столько философский трактат, сколько упражнение в жанре философского трактата.
В основе статьи "Освальд Шпенглер и закат Европы", давшей название коллективному сборнику 1922, лежит текст доклада, дважды прочитанного зимой 1918-19 (все эти сочинения составили сборник "Жизнь и творчество", вышедший в Берлине в 1923). Характер полухудожественного эссе носят и многочисленные обзоры и рецензии, которые Степун писал сначала для "Логоса", а затем для "Современных записок", "Мостов", "Нового журнала", "Возрождения", "Вестника РСХД" и других периодических изданий русской эмиграции. Невыделенность философии из других форм сознания, продиктованная убеждением Степуна в неавтономности этого вида "творчества", придает его письму, представляющему собой синкретическое единство различных способов описания реальности, особые свойства. Размывая жанровые и дисциплинарные границы, Степун сам оказывается на границе философии и лит-ры, философии и социологии, философии и теории культуры.
Книга "Большевизм и христианская экзистенция" (1959) - сборник статей, тематически объединенных как размышления о природе русского коммунизма, по характеру выполнения может быть отнесен то к истории и социологии культуры, то к "философии литературы", то к философско-художественной публицистике.
Сборник "Христианство и социальная революция" ("Christentum und soziale Revolution", 1961), в который вошли два эссе о Достоевском и одно о Толстом, может быть отнесен к литературной и философской герменевтике: спекуляции об экзистенциальном и религиозном измерении человеческого бытия здесь соседствуют с размышлениями о специфике эстетического опыта, обеспечивающего в каждом отдельном случае акт понимания.
Опыт Степуна как теоретика и практика театра кристаллизуется в сборнике "Основные проблемы театра" (Берлин, 1923, 2-е изд.).
Новый философский словарь
(1884-1965)
русский философ, культуролог, историк, писатель. Учился философии в Гейдельбергском университете у Виндельбанда (1902-1910). В 1910 защитил докторскую диссертацию по историософии В. Соловьева. Один из редакторов журнала "Логос", выходившего в России в 1910-1914. Выступал как литературный и театральный критик. Во время войны был мобилизован в армию. После Февральской революции занялся политической деятельностью, работал во Временном правительстве, редактировал газету. После Октября сотрудничал в газетах правых эсеров, был призван в Красную армию. Участвовал в работе созданной Бердяевым Вольной академии духовной культуры, работал в театре. В 1922 выслан из России, обосновался в Дрездене, занимался преподаванием. В 1937 на его преподавательскую и публицистическую деятельность был наложен запрет. С 1931 по 1939 - член редакции журнала "Новый град". Один из идеологов "ново-градства" - формы христианского социализма. В 1944, в результате бомбардировки Дрездена, погибли его архив и библиотека. С 1946 преподавал историю русской философии в Мюнхенском университете (заведовал кафедрой русской культуры). Активно включился в жизнь второй волны русской эмиграции. Публиковался в журналах: "Новый путь", "Грани", "Мосты", "Опыты" и др. Основные работы: статьи в "Логосе": "Трагедия творчества" (1910), "Трагедия мистического сознания" (1911) и др.; "Жизнь и творчество" (1923, заглавие по названию статьи в "Логосе"); "Основные проблемы театра" (1923); "Бывшее и несбывшееся" (т. 1-2, 1956); "Достоевский и Толстой; христианство и социальная революция" (1961); "Встречи" (1962); "Большевизм и христианское существование" (1962); "Мистическое мировоззрение" (1964) и др. С. считается представителем чистого трансцендентализма (вместе с Яковенко). В середине 20-х пережил серьезный духовный кризис, приведший к пересмотру взглядов на основе религиозного мировоззрения. Если в первый период творчества С. отстаивал религиозно - реалистический символизм, понимая искусство как обозначение мира невидимого, и отстаивал автономность философского знания, то теперь он стал осмысливать христианство в "духе религиозно-символического ознаменования глубинных судеб мира" и пришел к осуждению "философствующего христианства" и к "религиозному переживанию Бога". В основе философских построений С. - синтез неокантианства с идеями феноменологии, от которых он двигался к философии жизни и религиозному мировосприятию. В своей исходной установке С. видел задачу философии в "узрении" Абсолюта, понимаемого в традиции Соловьева как положительное всеединство. "Уз-рение" возможно в переживании как первичной реальности дущевно-духовного бытия личности. Возможны два типа переживаний (опыта): опыты творчества, подчиненные дуализму субъект-объектного отношения (содержание переживаний в них дифференцируется), задающие полюс культуры; и опыты жизни, подчиненные идее положительного всеединства (содержание переживаний в них "свертывается", становится "непрозрачным"), задающие полюс Абсолюта. Движение в глубины переживания (к Абсолюту) вовне проявляется в создании культурных ценностей (движение к полюсу культуры). Тем самым задается антиномизм жизни и творчества, сознания и бытия, двойственность человека: он как то, что он есть (дан как хаос), и он как идеал (задан себе как космос). Отсюда трагедийность (жертвенность) творчества как особой формы объективации, наиболее полно реализуемой в искусстве. Творческий акт разрушает органическую целостность души, ее религиозную природу, удаляет творца от Бога, замыкая его в культуре, вырождающейся в цивилизацию, односторонне выражающую положительное всеединство. Однако непосредственное же постижение Бога "запрещает творческий жест" - непосредственое знание Бога исключает культуру. Всю жизнь человек обречен решать эту дилемму: пытаться удержать свою целостность (единодушие) и выражать ее в многообразии ее проявлений (многодушие); осознавать себя и как факт (данность), и как задание. В завис-мости от варианта решения, С. выделяет три типа души (личностей): 1) мещанскую (выбор в пользу удобства жизни как данности); 2) мистическую (выбор в пользу непосредственного слияния с Богом); 3) артистическую (равное утверждение обоих полюсов жизни и творчества, единодушия и многодушия). Творчество создает: а) ценности состояния, организующие и упорядочивающие жизнь (личность, любовь, нация, семья) и б) предметные ценности (блага науки, научной философии, нравственности, права, искусства). В культуре привилегированное положение занимает искусство (благодаря единству содержания и формы), в искусстве - театр (благодаря единству актера и зрителя). Искусство символично, оно выражает идею не однозначно, а многосмысленно. Постигая символику, художник в художественных образах "выкликает" и "высветляет" заложенные в ней идеи, "возвращая" конкретность мира Богу. Человеку нужны не "точки зрения", а "видение мира", объемлющее мир в целостности ("сочувствующее видение"). Видение дает христианство как духовный опыт веры, любви и свободы. Особое место в творчестве С. занимает осмысление событий 1917 и последующих лет. Он склонен считать большевизм "почвенным" и первичным, а не случайным и "наносным" явлением русской культуры. Большевики, по С, являются одновременно "ставленниками народной стихии" и "имитаторами народной правды". При всем своем лично негативном отношении к революции, С. считает, что революции (и иные крупные потрясения), разрушая национальное сознание, обнажают невидимые основания культуры. Катастрофические эпохи прерывают иллюзорное бытие, порождают "религиозный дух" катастрофического искусства, задают импульсы движению к Абсолюту.
В.Л. Абушенко
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СТЕПУН ФЕДОР АВГУСТОВИЧ


будет выглядеть так: Что такое СТЕПУН ФЕДОР АВГУСТОВИЧ