Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СТАНКЕВИЧ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Станкевич
        Антон Владимирович [13(25).6.1862, имение Губино, ныне колхоз «Октябрь» Поставского района Витебской области, — октябрь 1919, около станции Золотарёво, ныне Орловского района Орловской области], русский и советский военный деятель, генерал-майор (1917). Родился в дворянской семье. Окончил Виленское пехотное училище (1880). Во время 1-й мировой войны 1914—18 командовал полком, бригадой и дивизией. После Октябрьской революции 1917 Н. В. Станкевич перешёл на сторону Советской власти. В 1919 командовал 42-й и 55-й стрелковыми дивизиями 13-й армии Южного фронта. Вовремя Орловско-Кромской операции 1919 в результате измены начальника штаба 55-й дивизии бывшего генерала Лаурица С. с группой комсостава был взят в плен белогвардейцами. Оставаясь верным Советской власти, отказался перейти на сторону белогвардейцев и был ими повешен. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. Награжден орденом Красного Знамени (посмертно).
II
Станкевич
        Николай Владимирович [27.9(9.10). 1813, с. Удеревка Острожского уезда Воронежской губернии, — 25.6(7.7).1840, Нови-Лигуре, Италия], русский общественный деятель, философ, поэт. Окончил Московский университет (1834), в университете находился под влиянием профессора М. Т. Каченовского (См. Каченовский), разделяя взгляды т. н. скептической школы в историографии (статья «О причинах возвышения Москвы в 14—15 вв.»). С конца 1831 вокруг С. в Московском университете сложился литературно-философский кружок (см. Станкевича кружок). В 1837 больной туберкулёзом С. уехал на лечение заграницу. Изучал философию Ф. Шеллинга, И. Канта и И. Фихте; позднее Г. Гегеля и Л. Фейербаха. В философии С. видел средство познания истины и совершенствования жизни — единственного дела, достойного нравственного человека. С 1833 С. находился под полицейским надзором за связь с антиправительственной группой студентов Московского университета во главе с Я. И. Костенецким. Главную силу исторического прогресса С. видел в просвещении, основной задачей русской интеллигенции считал пропаганду просветительских идей, гуманизма. Литературные и эстетические взгляды С. формировались в значительной степени под воздействием Н. И. Надеждина. С. отстаивал принцип подлинной народности, выступал против фальши и пошлости в литературе и искусстве, их назначение видел в служении народу. Поэтическое наследие С. невелико. В стихах он выразил мысли и чувства, характерные для передовой русской интеллигенции, искавшей в обстановке политической реакции пути к познанию и преобразованию жизни. Письма С. — неоценимый источник изучения духовной жизни 30-х гг. С. был человек удивительной цельности, принципиальности и широты взглядов, разносторонне образованный и обладавший даром «открывать чужие таланты». Ему русская литература обязана открытием таланта поэта А. В. Кольцова; он оказал огромное влияние на В. Г. Белинского (См. Белинский), Т. Н. Грановского (См. Грановский) и И. С. Тургенева. О душевных качествах С. высоко отзывались Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.
         Соч.: Стихотворения. Трагедия. Проза,. М., 1890; Переписка Н. В. Станкевича.(1830—1840), М., 1914.
         Лит.: Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 16—18, 39—45; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 13, М., 1959 (см. именной указатель); Чернышевский Н. Г., Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947, с. 197—98, 210—23; Добролюбов Н. А., Н. В. Станкевич, Собр. соч., т. 2, М. — Л., 1962; Манн Ю. В., Русская философская эстетика (1820—1830 гг.), М., 1969.
         Л. И. Насонкина.
        Н. В. Станкевич.
III
Станкевич (Станоjeвић)
        Станое (12.8.1874, Нови-Сад, — 20.7.1937, Вена), сербский историк, член Сербской АН с 1933. Обучался в университетах Австрии, Германии, России. С 1900 доцент, с 1903 профессор сербской истории в Великой школе Белграда (с 1905 — университет). Участвовал в Балканских войнах 1912—13 (См. Балканские войны 1912-13), в 1-й мировой войне 1914—18; был членом серб. делегации на Парижской мирной конференции 1919—20 (См. Парижская мирная конференция 1919-20). С 1927 председатель Югославского исторического общества. Работы С. посвящены главным образом средневековой истории Сербии. Под редакцией С. издана «Народна енциклопедиja српско-хрватско-словеначка» (књ.1—4, Загреб, 1925—29).
         Соч.: Византиja и Срби, књ. 1—2, Нови Сад, 1903—06: Историja српског народа у средњем веку, т. 1, књ. 1, Београд, 1937.
Современная Энциклопедия
СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович (1813 - 40), общественный деятель, философ, поэт. Главную силу исторического прогресса видел в просвещении, основной задачей русской интеллигенции считал пропаганду идей гуманизма. В 1831 создал в Москве литературно-философский кружок (К.С. Аксаков, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский, Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, Ю.Ф. Самарин и др.), в котором изучались труды немецких философов И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля. В 1840-х гг. члены кружка играли ведущую роль как среди западников, так и среди славянофилов. С 1837 жил за границей.
Ономастикон
см. СТАНИСЛАВОВ
Энциклопедия Отечеcтво
1.
СТАНКЕВИЧ Владимир Бенедиктович (1884-1968), политический деятель. В 1917 член Исполкома Петро-совета, комиссар при командующем Петроградским ВО, член ЦК Трудовой народно-социалистической партии, ближайший сотрудник А. Ф. Керенского, инициатор ряда мер по предотвращению развала армии и повышению её боеспособности. В октябрьские дни 1917 пытался организовать вооружённый отпор большевикам. В дальнейшем на нелегальном положении, с 1919 в эмиграции. В 1920-х гг. профессор Каунасского университета. С 1944 в Германии, с 1949 в США. Труды по вопросам европейской политики, истории географических открытий; "Воспоминания. 1914-1919 гг." (1920).
2.
СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович (1813-40), общественный деятель, философ, поэт. В 1831 организовал в Москве литературно-философский кружок, ставший одним из главных центров идейной жизни в России 1830-х гг. Разделяя убеждение в наличии прогресса как основы истории, главную его силу видел в просвещении. С 1837 за границей, умер от туберкулёза.
Философский словарь
Николай Владимирович (1813 — 40) — рус. мыслитель-идеалист; окончил словесный факультет Московского ун-та (1834); основатель и руководитель кружка, в к-рый входили в разное время Белинский, Бакунин, К. С. Аксаков и др. В центре внимания С. находились вопросы этики как ключевые для решения социальных проблем. Противник крепостного права, критик развращенности и эгоизма рус. дворянства, С. призывал к нравственному совершенствованию и к просветительской деятельности, к единению людей на основе “принципа любви”, к-рый принимал у него религиозную форму. Несмотря на утопизм такого понимания путей общественного прогресса, пропаганда С. имела положительное значение своей критикой рус. действительности и призывом к служению об-ву. Философские воззрения С., о к-рых можно судить гл. обр. по его “Переписке...” (1857; более полное издание — 1914), а также по соч., собранным в книге “Стихотворения. Трагедия. Проза” (1890), формировались первоначально под воздействием его рус. учителей — М. Г. Павлова, Н. И. Надеждина, Давыдова, М. П. Погодина и др., а также “любомудров”. С 1834 он изучал соч. Шеллинга, Канта, Гегеля, в к-рых искал ответы на мучившие его вопросы. Взглядам С. была свойственна идеалистическая диалектика. В последние годы жизни С. приходил к мысли о необходимости сближения философии с действительностью, одобрял идеи польского младогегельянца А. Цешковского и Фейербаха. Деятельность и личность С. были высоко оценены Белинским, Герценом, Добролюбовым.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СТАНКЕВИЧ


будет выглядеть так: Что такое СТАНКЕВИЧ