Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СОЦИАЛИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(франц. socialisme, от лат. socialis — общественный)
        1) первая фаза коммунистической формации. Экономическую основу С. составляет общественную собственность на средства производства, политическую основу — власть трудящихся масс при руководящей роли рабочего класса во главе с марксистско-ленинской партией; С. — общественный строй, исключающий эксплуатацию человека человеком и планомерно развивающийся в интересах повышения благосостояния народа и всестороннего развития каждого члена общества. 2) Научный С. — учение, раскрывающее историческую необходимость установления С. и пути его постепенного перерастания в Коммунизм, составная часть марксистско-ленинской теории (см. Марксизм-ленинизм, Научный коммунизм).
         Возникновение и развитие учений о С. как справедливом общественном строе явилось выражением протеста угнетённых классов против насилия и эксплуатации. Однако представители домарксового С. не понимали закономерностей общественного развития и не видели в рабочем классе силы, способной революционным путём утвердить С. на месте уничтоженного капиталистического способа производства.
         История учений о С. неразрывно связана с обострением классовой борьбы и усилением революционной роли пролетариата. Неразвитым формам борьбы рабочего класса соответствовали и незрелые теории С. Первые попытки систематического изложения социалистической теории предприняли представители утопического социализма (См. Утопический социализм) (Т. Мор и Т. Кампанелла). В наиболее развёрнутом виде идеи утопического С. были изложены А. Сен-Симоном, Ш. Фурье и Р. Оуэном. Их взгляды послужили одним из источников марксизма. Представители утопического С. критиковали пороки капиталистического строя и призывали к установлению социалистического общества, основанного на общем владении средствами производства, путём убеждения представителей правящих классов, изменения природы человека или создания товариществ или кооперативов (см. в ст. Кооперация, раздел Теории коопераций). Гениально предсказав отдельные черты будущего строя, представители утопического С. не смогли связать свою теорию с революционной борьбой рабочего класса и поднять её до уровня науки.
         Русские революционные демократы А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский отошли от идеи мирного перехода к С. и связали его установление с революционной борьбой народных масс. Однако и они оказались не в состоянии подняться до понимания закономерностей развития общества и роли рабочего класса.
         Наряду с утопическим С. получили распространение разновидности буржуазного и мелкобуржуазного С. Их критический анализ был дан К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии» (См. Манифест Коммунистической партии).
         Революционный переворот, совершенный К. Марксом и Ф. Энгельсом в общественной науке, позволил им превратить С. из утопии в науку. Они дали научную характеристику С., обосновали неизбежность победы С. над капитализмом, раскрыли его важнейшие признаки и закономерности развития. Учение о С. было творчески развито В. И. Лениным в новую историческую эпоху — эпоху перехода человеческого общества от Капитализма к коммунизму — на основе обобщения первого опыта социалистического строительства в СССР. Это учение постоянно обогащается, конкретизируется и развивается в процессе деятельности КПСС и др. марксистско-ленинских партий, в документах международного коммунистического и рабочего движения, в исследованиях учёных-марксистов.
         С. — первая фаза коммунизма. С. приходит на смену капитализму в силу объективных законов общественного развития путём революционного устранения капиталистического способа производства. Материальные предпосылки С. в виде развития производительных сил и гигантского обобществления производства складываются при капитализме. Социалистическая революция разрешает основное противоречие капитализма — между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения — и обеспечивает соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
         Построение С. является результатом созидательной деятельности рабочего класса и всех трудящихся под руководством марксистско-ленинской партии, оно завершает Переходный период от капитализма к социализму.
         В отличие от всех др. общественных систем, С. возникает и утверждается не в результате стихийных процессов, протекающих в недрах предшествующего способа производства, а сознательно строится народными массами на основе познания и использования объективных законов его развития. Впервые в истории С. был в основном построен в СССР в середине 30-х гг. 20 в. При жизни одного поколения было покончено с вековой отсталостью. Страна сделала крупный шаг в области технического, экономического и социального прогресса, заняв второе место (во 2-й половине 30-х гг.) в мире по объёму промышленного производства. Заново были созданы важнейшие отрасли промышленности (см. Индустриализация), проведено Социалистическое преобразование сельского хозяйства, Культурная революция приобщила народные массы к достижениям передовой культуры и науки.
         После победы социалистической революции и построения С. в СССР социализм стал не только теорией и широким общественным движением, но и реально существующей социальной системой, которая утвердилась ныне в целом ряде стран. После 2-й мировой войны 1939—45 на путь С. стала большая группа стран Европы и Азии. С образованием мировой системы социализма (См. Мировая система социализма) дальнейшее развитие С. происходит на интернациональной основе, усиливается политический союз социалистических стран, углубляется их экономическое и научно-техническое сотрудничество. В мировую систему С. входят 14 стран, на долю которых приходится 25,9% территории земного шара и 32% населения. Эти страны производят более 40% мировой промышленной продукции. Страны — члены СЭВ — наиболее динамично развивающийся регион современного мира. Они объединены общностью экономического и социально-политического строя, едиными целями и идеологией. Социалистические страны активно выступают за разрядку международной напряжённости, они — инициаторы важнейших акций, направленных на сохранение всеобщего мира и разоружение.
         С. устраняет частную собственность и эксплуатацию человека человеком, ликвидирует антагонизмы в общественной развитии, коренным образом изменяет характер и цель экономического прогресса. «Цель социализма — все более полное удовлетворение растущих материальных и культурных потребностей народа путем непрерывного развития и совершенствования общественного производства» (Программа КПСС, 1976, с. 15). С. коренным образом отличается от капитализма и имеет огромные преимущества перед ним. Социалистический строй устраняет общественные барьеры на пути научно-технического, экономического и социального прогресса, ликвидирует экономические кризисы и безработицу, национальную рознь, открывает широкий простор развитию науки и культуры, приобщает к их достижениям широчайшие народные массы, создает условия для всестороннего гармоничного развития личности. Решающие преимущества С. проявляются в более высоких темпах роста производства и производительности труда, в использовании достижений экономики для систематического улучшения жизни народа.
         Экономический строй С. характеризуется адекватной ему материально-технической базой и системой производственных отношений, основанных на общественной собственности на средства производства (см. Социалистическая собственность). В. И. Ленин писал, что «единственной материальной основой социализма может быть крупная машинная промышленность, способная реорганизовать и земледелие» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 9). Материально-техническую базу С. образует крупное Машинное производство, опирающееся на использование электрической энергии и охватывающее все отрасли народного хозяйства (см. Материально-техническая база коммунизма). На базе крупного машинного производства формируются и развиваются социалистические производственные отношения, укрепляется роль рабочего класса как руководящей силы социалистического общества, складывается Социалистическая система хозяйства.
         Социалистические производственные отношения, которые полностью господствуют в общественном производстве, обеспечивают быстрый и планомерный рост производительных сил. Соответствие производственных отношений характеру производительных сил — отличительная особенность экономического строя С. Утверждение общественной собственности коренным образом изменяет цель развития производства и способ его функционирования; стихийные силы анархии и конкуренции заменяются планомерной организацией экономических процессов; непосредственные производители соединяются со средствами производства, обеспечивается всеобщая занятость трудоспособного населения, каждому предоставляется работа в соответствии с его способностями, открывается широкий простор для развития личности.
         Безраздельное господство общественной собственности на средства производства во всех сферах и отраслях народного хозяйства — характерная черта социалистического общества. Уже в середине 30-х гг. в СССР социалистический сектор вытеснил все другие; в начале 70-х гг. удельный вес социалистического хозяйства в основных производственных фондах, в национальном доходе, в продукции промышленности и сельского хозяйства составлял 100% (см. табл. 1).
         Табл. 1.—Удельный вес социалистического хозяйства в СССР, в %
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                                                                                  | 1924       | 1928       | 1937       | 1975      |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | В производственных основных фондах*                                                    | 35,0       | 35,1       | 99,0       | 100        |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | В национальном доходе*                                                                           | 35,0       | 44,0       | 99,1       | 100        |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | В продукции промышленности                                                                   | 76,3       | 82,4       | 99,8       | 100        |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | В валовой продукции сельского хозяйства*                                               | 1,5         | 3,3         | 98,5       | 100        |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | В розничном товарообороте торговых предприятий                                   | 47,3       | 76,4       | 100        | 100        |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
        * Включая личное подсобное сельское хозяйство колхозников, рабочих и служащих.
         Наряду с общественной собственностью на средства производства и на основные фонды непроизводственной сферы (жилые дома, театры, музеи, стадионы и т.д.) при С. существует также Личная собственность граждан на предметы потребления и домашнего обихода. Разновидность личной собственности — собственность колхозного двора (См. Колхозный двор), которая распространяется также на некоторые простейшие средства производства (с.-х. инвентарь, домашний скот).
         Производственные отношения С. образуют единую целостную систему, в которой все элементы, в том числе присущие коммунистической формации в целом, а также свойственные в той или иной степени ряду общественно-экономических формаций, имеют своё, характерное для этой ступени развития общества социально-экономическое содержание. Так, общенародная собственность на средства производства как характерная особенность обеих фаз коммунизма выступает при С. как специфически социалистическая государственная собственность, а товарно-денежные отношения, свойственные ряду общественных формаций, имеют свойственное им именно при С. содержание.
         Единой системе социалистических производственных отношений соответствует система экономических категорий и законов С. Ведущее место в ней занимает Основной экономический закон социализма, выражающий господство общественной собственности на средства производства и характеризующий направленность развития производства: его подчинение интересам роста благосостояния народа и всестороннего развития личности каждого члена общества. Способ функционирования экономики С. характеризует Планомерного, пропорционального развития народного хозяйства закон.
         При С. экономические законы теряют роль стихийных регуляторов общественного производства. Они сознательно применяются обществом в интересах неуклонного роста производства и использования преимуществ экономического строя С. Успешное овладение экономическими законами через систему планового управления народным хозяйством придаёт экономике С. динамизм, ускоряет темпы роста. Быстрый и неуклонный рост народного хозяйства — закономерность развития С. В этом состоит одно из важнейших преимуществ С. перед капитализмом. За 1950—75 среднегодовой прирост промышленной продукции социалистических стран вдвое превышал соответствующий показатель по капиталистическим странам, а по СССР — в два с лишним раза соответствующий показатель по США (см. табл. 2).
         Утверждение общественной собственности создаёт решающие предпосылки для социально-экономического равенства членов общества. Равенство при С. означает уничтожение эксплуататорских классов, равное отношение членов общества к средствам производства, равные возможности применять свои способности. Однако оно не ведёт к уравнительности, к нивелировке вкусов и потребностей и устранению стимулов к труду. При С. утверждается принцип: «От каждого — по способностям, каждому — по труду» (см. Распределения по труду закон). Распределение по труду лежит в основе материальной заинтересованности работников в результатах своего труда. Социалистическое государство, используя в плановом управлении принцип материальной заинтересованности, осуществляет на практике единство экономических интересов общества, коллективов и отдельных работников (см. Интересы экономические).
         Экономическому строю С. присущ определённый хозяйственный механизм, который образуют
        Табл. 2. — Темпы роста промышленной продукции в странах социализма и развитых капиталистических странах в % к 1950
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                                            | 1950                | 1965              | 1974                | Среднегодовые  |
        |                                                                            |                        |                      |                        | темпы прироста |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Страны социализма                                             | 100                 | 501                | 998                 | 10,1                   |
        | в том числе СССР                                               | 100                 | 458                | 918                 | 9,7                     |
        | Развитые капиталистические страны                   | 100                 | 218                | 340                 | 5,2                     |
        | в том числе США                                                 | 100                 | 199                | 278                 | 4,4                     |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
        плановая система управления народным хозяйством и соответствующие ей формы и методы хозяйствования. Основа этой системы — единый общегосударственный хозяйственный план (см. Планирование народного хозяйства). В управлении экономикой органически сочетаются директивные задания и экономические рычаги воздействия на производство (прибыль, кредит, цена, хозрасчёт и др.). Хозяйственный механизм социалистического общества функционирует на основе применения и творческого развития ленинских принципов социалистического хозяйствования. Управление социалистической экономикой и всеми общественными делами строится на основе широкого вовлечения в этот процесс трудящихся масс. Управление в интересах народа и самим народом — отличительная особенность социалистического общества. Одна из действенных форм участия масс в управлении — Социалистическое соревнование, которое всё более направляется на мобилизацию внутренних резервов производства, использование интенсивных факторов экономического роста, овладение достижениями научно-технической революции (См. Научно-техническая революция).
         Социально-политический строй С. характеризуется наличием двух дружественных классов — рабочего класса и кооперированного (колхозного) крестьянства и народной интеллигенции при руководящей роли рабочего класса и его авангарда — марксистско-ленинской партии, утверждением и развитием социалистического государства (См. Государство). На основе глубоких преобразований в экономике при С. окончательно ликвидированы эксплуататорские классы и слои, всё общество состоит из трудящихся. Систематически растет удельный вес рабочего класса, о чём свидетельствуют данные о классовом составе советского общества (см. табл. 3).
         Важнейшие изменения в социально-политическом строе С. связаны с развитием социалистического государства. Победа социалистической революции ведёт к установлению диктатуры пролетариата (См. Диктатура пролетариата), являющейся необходимым условием построения С. Диктатура пролетариата направлена не только на подавление и ликвидацию эксплуататорских классов, но главным образом на организацию социалистического строительства, создание социалистического общества, обеспечение полной и окончательной победы С. В течение переходного периода от капитализма к С. происходит окончательная ликвидация эксплуататорских классов в городе и деревне. По мере укрепления социалистических форм хозяйства и социально-политического союза рабочего класса, кооперированного (колхозного) крестьянства и интеллигенции диктатура пролетариата во внутренней жизни страны исчерпывает свои функции и постепенно пролетарское государство
         Табл. 3. — Классовый состав населения СССР, в %
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                            | 1913           | 1924           | 1928           | 1939           | 1959          | 1975         |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Рабочие и служащие                           | 17,0            | 14,8            | 17,6            | 50,2            | 68,3          | 82,9          |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | в том числе рабочие                            | 14,6            | 10,4            | 12,4            | 33,5            | 49,5          | 60,9          |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Колхозное крестьянство и                   | —               | 1,3              | 2,9              | 47,2            | 31,4          | 17,1          |
        | кооперированные кустари                    |                   |                   |                   |                   |                  |                 |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Крестьяне-единоличники и                  | 66,7            | 75,4            | 74,9            | 2,6              | 0,3            | 0,0           |
        | некооперированные кустари                |                   |                   |                   |                   |                  |                 |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Буржуазия, помещики, торговцы и       | 16,3            | 8,5              | 4,6              | —               | —             | —             |
        | кулаки                                                 |                   |                   |                   |                   |                  |                 |
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
        превращается в общенародное социалистическое государство. Этот процесс завершается с переходом к этапу развитого С.
         Во всех социалистических странах государство имеет единую природу и функции, оно является политической организацией союза рабочего класса и крестьянства. Однако формы социалистического государства (диктатуры пролетариата) могут быть разнообразными в зависимости от исторических условий, конкретного соотношения классовых сил в той или иной стране, национальных традиций и т.д. Различными могут быть формы народного представительства, государственного устройства (например, федеративное устройство в ряде стран), в системе политических сил может существовать однопартийная или многопартийная система на основе единого народного фронта и т.д. В Советском Союзе форма государства — Советы депутатов трудящихся, в большинстве др. социалистических стран — Народная демократия.
         Руководящую роль в социально-политической системе С. играет Рабочий класс. Это определяется не только его численностью, которая может меняться в зависимости от развития экономики, от темпов научно-технической революции. Рабочий класс был и остаётся основной производительной силой общества. Его революционность, дисциплинированность, организованность и коллективизм определяют ведущее положение рабочего класса в системе социалистических общественных отношений. Основу политической структуры социалистического общества образует союз рабочего класса и кооперированного (колхозного) крестьянства. Рост производительных сил сельского хозяйства, подъём культуры деревни и перестройка сельского быта ведут к изменению социального облика и психологии крестьянства (См. Крестьянство), у него появляется всё больше черт, общих с рабочим классом. Быстро растет в условиях С. численность интеллигенции (См. Интеллигенция), которая постоянно пополняется выходцами из среды рабочих и крестьян. Социалистическая интеллигенция — общественная прослойка, по своей социальной природе образующая органическую часть социалистического общества. Объективной закономерностью развития С. является неуклонный процесс стирания различий между рабочим классом, крестьянством и интеллигенцией.
         Важное место в социально-политической жизни социалистического общества занимает утверждение равноправия наций и народностей, процесс их постоянного сближения на основе общности экономической жизни, взаимного обогащения культур, укрепления единой марксистско-ленинской идеологии, последовательного проведения в жизнь ленинской национальной политики. В социалистическом обществе не только обеспечено политическое равноправие наций, но и ликвидировано унаследованное от старого строя их экономическое и культурное неравенство (см. Национальный вопрос). В Советском Союзе за годы социалистического строительства сложилась новая историческая общность — Советский народ, родились новые, гармоничные отношения между классами и социальными группами, нациями и народностями.
         В основе развития политической структуры социалистического общества лежат демократические принципы. Социалистическая Демократия включает в себя: политические свободы (свободу слова, печати, митингов и собраний, право избирать полномочных представителей и быть избранным в их число); социальные права (право на труд, на отдых, бесплатное образование и медицинское обслуживание, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни или потери трудоспособности); равноправие всех наций и народностей; равные права женщин с мужчинами во всех областях государственной, хозяйственной и культурной жизни. Социалистическая демократия имеет решающие преимущества перед демократией буржуазной, она не только провозглашает права трудящегося народа, но и обеспечивает их реальное осуществление. При С. обеспечена свобода личности, прежде всего — свобода от эксплуатации.
         Направляющая и руководящая сила социалистического общества — марксистско-ленинская партия. Марксистско-ленинские партии объединяют передовую, наиболее сознательную часть рабочего класса, кооперированного (колхозного) крестьянства и интеллигенции, руководят всей созидательной деятельностью народа, придают организованный, планомерный, научно обоснованный характер борьбе народа за построение С. и коммунизма. Свою руководящую роль партия осуществляет через государственные органы, профсоюзы, молодёжные и др. массовые общественные организации.
         Идеология, мораль и культура социалистического общества характеризуются укреплением марксистско-ленинской идеологии, утверждением принципов коммунистической морали, ростом культуры и образования членов общества, всесторонним расцветом литературы и искусства. С построением С. глубокие преобразования происходят не только в экономической и социально-политической жизни, но и во всей многообразной сфере духовной деятельности. С. как общественный строй характеризуется утверждением нового социалистического образа жизни (См. Образ жизни), неотъемлемые черты которого — равноправие и сотрудничество членов общества, свободный доступ каждого к труду и образованию, сознательная дисциплина и высокое чувство общественного долга. Формирование нового человека и социалистического образа жизни, высоких морально-политических качеств происходит в процессе активной деятельности по переустройству общества, определяется содержанием и направлением идейно-политической работы партии.
         В условиях С. марксистско-ленинская идеология авангарда рабочего класса становится господствующей идеологией социалистического общества. Вместе с тем растущие и усложняющиеся задачи общественного развития, непрерывная смена поколений и обострение идеологической борьбы двух противоположных социально экономических систем делают формирование коммунистического мировоззрения у широких народных масс, воспитание их на идеях марксизма-ленинизма основой всей идейно-воспитательной работы партии.
         Борьба за утверждение социалистической морали, морального кодекса (См. Моральный кодекс) строителей коммунизма — одно из важнейших направлений идеологической деятельности партии, государственных и общественных организаций в условиях С. Составной частью этой работы является воспитание нового, коммунистического отношения к труду, бережливого, хозяйского отношения к общественной собственности, созданным трудом народа ценностям, воспитание коллективизма, товарищества, патриотизма и пролетарского интернационализма. Новый облик людей социалистического общества, их мораль и мировоззрение утверждаются в постоянной бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого.
         С. создаёт наиболее благоприятные условия для расцвета науки, подчиняет сё развитие интересам трудящихся масс, обеспечивает последовательное внедрение достижений науки и техники в производство. Отличительная особенность С. — высокий и постоянно растущий уровень образования населения (см. табл. 4).
        Табл. 4. — Уровень образования населения, занятого в народном хозяйстве СССР (на 1000 человек имеют высшее и среднее — полное и неполное — образование)
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                                                                                  | 1939           | 1959           | 1975            |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Всё население, занятое в народном хозяйстве                                          | 123             | 433             | 751              |
        | Рабочие                                                                                                    | 84               | 396             | 697              |
        | Колхозники                                                                                                | 18               | 226             | 512              |
        | Специалисты и служащие                                                                          | 542             | 907             | 968              |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         В Советском Союзе и большинстве др. социалистических стран ликвидирована неграмотность населения и осуществляется переход ко всеобщему среднему образованию. Получили широкое развитие различные формы приобщения трудящихся к достижениям культуры: театры, клубы, музеи, многочисленные коллективы самодеятельного искусства и т.д.
         С. открывает простор для подлинного расцвета культуры и искусства, делая их достоянием народных масс. Происходит прогрессивный процесс сближения национальных культур, всё более заметными становятся их общие интернациональные черты. В СССР сформировалась культура — социалистическая по содержанию, по главному направлению своего развития, многообразная по своим национальным формам и интернационалистская по своему духу и характеру.
         Этапы развития С. образуют последовательные ступени повышения зрелости социалистического общества. Практический опыт развития социалистического общества в большой группе стран показал, что С. — это не кратковременное состояние, а относительно длительный период в развитии коммунистической общественно-экономической формации. С. как первая фаза коммунизма образует целую историческую эпоху в развитии человеческого общества, отличающуюся рядом существенных особенностей и признаков. Вместе с тем в рамках этой фазы различаются этапы, обладающие рядом специфических особенностей. С. характеризуется исключительным динамизмом изменений в производительных силах, в экономических отношениях, в формах и методах организации общественной жизни. Качественные преобразования различных сторон общественного строя предопределяют переходы от одного этапа к другому.
         Фундамент экономики С. создаётся на заключительном этапе переходного периода от капитализма к С., когда формируется в основных чертах материально-техническая база С. и преобладающее место занимает общественная собственность на средства производства во всех отраслях народного хозяйства. В СССР фундамент экономики С. был создан в итоге выполнения первого пятилетнего плана (1929—32). Создана материально-техническая база С.; утвердилось безраздельное господство социалистических производственных отношений; сформировался плановый хозяйственный механизм; осуществлена культурная революция. Все эти завоевания были закреплены в соответствующей политической надстройке. Построение С. означает, что переходный период от капитализма к С. завершился. Окончательная победа С. достигается с обеспечением гарантии его завоеваний от возможностей реставрации капитализма, т. е. характеризует необратимость процесса социалистических преобразований. Вывод о полной и окончательной победе С. в СССР был зафиксирован в решениях 21-го съезда КПСС (1959).
         Исторический опыт социалистических стран позволяет говорить о неизбежности двух этапов в развитии С. после завершения переходного периода: начальном, первом этапе социалистического общества и этапе развитого С. Первый этап начинается с создания С. в основном и завершается этапом построения зрелого, развитого социалистического общества. Впервые развитой С. был построен в СССР в результате глубоких изменений в экономике и всей системе общественных отношений, осуществленных самоотверженным трудом народа под руководством партии. Переход к этому этапу произошёл в Советской стране в начале 60-х гг. В середине 70-х гг. ряд европейских стран социалистического содружества поставил задачу построения развитого С. Зрелое, развитое социалистическое общество позволяет более полно использовать преимущества нового общественного строя. На этом этапе экономического и научно-технического соревнования С. с капитализмом вступает в решающую фазу.
         Переход от одного этапа социалистического общества к другому связан с крупными изменениями в развитии материального производства, системе экономических, социально-политических и духовных отношений. Поэтому критерий, характеризующий построение развитого С., носит комплексный характер. Этап развитого С. охватывает относительно продолжительный период времени, когда обеспечивается всестороннее совершенствование социалистического общества, развёртывается процесс создания материально-технической базы коммунизма. Развитое социалистическое общество — это общество, характеризующееся всесторонним раскрытием преимуществ С., последовательным соединением достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства. Отдельные признаки и характерные черты развитого С. полностью проявляются вначале, другие раскрываются постепенно.
         Построение развитого С. означает: — в области экономической: многократное увеличение масштабов общественного производства, освоение достижений научно-технической революции и переход к интенсивному типу расширенного воспроизводства, более высокую зрелость общественной собственности и всей системы производственных отношений, последовательную ориентацию народного хозяйства на улучшение жизни народа и всестороннее развитие личности;
         — в области социально-политической: усиление социальной однородности общества, возрастание руководящей роли рабочего класса, перерастание диктатуры пролетариата в общенародное государство, достижение полного равенства наций и народностей, развитие социалистической демократии и широкое вовлечение трудящихся масс в управление производством и всеми общественными делами;
         — в области духовной жизни: безраздельное господство марксистско-ленинской идеологии, высокий уровень образования всех слоев населения страны, расцвет культуры и искусства, широкое приобщение к их достижениям всех социальных групп.
         По мере развития С. и повышения степени его зрелости происходит постепенное формирование предпосылок и условий перехода к высшей фазе коммунизма. Особенно интенсивно этот процесс происходит в период развитого социалистического общества.
         Перерастание С. в коммунизм — объективная закономерность развития коммунистического способа производства. Поскольку С. и коммунизм имеют единую социальную природу, базируются на общественной собственности на средства производства, между ними нет и не может быть какого-то особого переходного периода; движение от С. к коммунизму представляет собой процесс перерастания первого во второе. В равной степени неправильно как искусственно замедлять строительство коммунистического общества, тормозя развитие его ростков, так и форсировать темпы коммунистических преобразований, перепрыгивая через необходимые этапы развития и игнорируя объективные законы.
         В процессе перерастания С. в коммунизм решаются три взаимосвязанные задачи: создание материально-технической базы коммунизма, преобразование социалистических общественных отношений в коммунистические и формирование нового человека. По мере развития производительных сил и совершенствования производственных отношений происходит преодоление существенных различий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом: достигается полная социальная однородность общества. Социалистическое общенародное государство сменится органами коммунистического самоуправления. Труд перестаёт быть только средством к жизни, а всё более становится осознанной потребностью трудиться на общую пользу, раскрываются все богатства и потенции человеческой личности. Создание изобилия материальных и духовных благ одновременно с формированием всесторонне развитого человека позволит осуществить на практике принцип: «От каждого — по способностям, каждому — по потребностям ».
         В процессе закономерного перерастания С. в коммунизм происходит дальнейшее возрастание руководящей роли марксистско-ленинской партии, что обусловлено ростом масштабов и сложностью задач коммунистического строительства, требующих более высокого уровня политического и организационного руководства; подъёмом творческой активности масс, вовлечением новых миллионов трудящихся в управление государственными делами и производством; дальнейшим развитием социалистической демократии, повышением роли общественных организаций; возрастанием значения теории научного коммунизма, её творческого развития и пропаганды, необходимостью усиления коммунистического воспитания трудящихся и борьбы за преодоление пережитков прошлого в сознании людей.
         Строительство С. и его перерастание в коммунизм опирается на творческое развитие КПСС и братскими марксистско-ленинскими партиями теории научного коммунизма. Это развитие происходит в решительной борьбе с буржуазными «теориями» С., с попытками правых и «левых» оппортунистов противопоставить научному коммунизму различные «модели» С.
         Кризис буржуазных и оппортунистических «теорий» С. Правооппортунистическое искажение С., получившее отражение в теориях анархо-синдикализма и «рыночного» С., основано на отрицании необходимости революционного перехода от капитализма к С. и диктатуры пролетариата. В этих теориях отрицается общественная государственная собственность на средства производства как основа С., содержится отказ от планового ведения хозяйства и проповедуются свобода рынка и конкуренции, отказ от государственного регулирования общественной жизни, внеклассовая «демократия» и «свобода».
         К концепциям правого оппортунизма примыкает и теория «демократического» С., являющаяся одной из разновидностей современных буржуазных теорий, выступающих против научного С. и революционной борьбы рабочего класса.
         Концепции «левого» оппортунизма получили концентрированное выражение в Маоизме, в теории «казарменного коммунизма» (См. Казарменный коммунизм), которая извращает марксистское учение о С., проповедует отказ от роста благосостояния народа как цели развития общественного производства при С., игнорирует объективную необходимость хозрасчёта и материальной заинтересованности, изображает С. как общество всеобщей бедности и уравнительности. Теория «казарменного коммунизма» выступает против развития демократических институтов и широкого участия масс в управлении общественными делами. Теории «национального» С. отрицают общие закономерности перехода от капитализма к С., преувеличивают значение национальных особенностей и дезориентируют народные массы в борьбе за построение С. Среди буржуазных теорий, искажающих перспективы развития С., широкое распространение получила Конвергенции теория, пытающаяся доказать происходящее якобы сближение С. и капитализма на основе общности материально-технической базы производства, элементов программирования капиталистической экономики и использования в плановом социалистическом хозяйстве стоимостных рычагов. Эта теория извращает происходящие при С. и капитализме процессы и игнорирует их коренную социально-экономическую противоположность.
         Опыт всемирной истории, и в особенности опыт, накопленный странами мировой системы С., убедительно доказал несостоятельность всех этих разновидностей немарксистских теорий С. Только научный С., развивающийся как составная часть марксизма-ленинизма, доказал своё право на глубокое и всестороннее объяснение объективных процессов и определение путей строительства С. и коммунизма.
         В современных условиях С. — это реально существующее общество, утвердившееся в большой группе стран, мировая система. В экономическом, и научно-техническом соревновании с капитализмом он всё более убедительно раскрывает свои возможности, демонстрируя преимущества общественной собственности и планового ведения хозяйства. С. оказывает всё более могущественное влияние на ход мирового общественного развития.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Критика Готской программы, там же, т. 19; Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; Программа КПСС, М., 1974; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Брежнев Л. И., Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 1—4, М., 1970—74; Косыгин А. Н., Избр. речи и статьи, М., 1974; Суслов М. А., Избранное. Речи и статьи, М., 1972: Основы научного коммунизма, 2 изд., М., 1967; Развитие В. И. Лениным экономической теории социализма и коммунизма, М., 1969; Гатовский Л. М., Экономические законы и строительство коммунизма. (Очерки политической экономии), М., 1970; Проблемы развития социализма. Международные дискуссии марксистов, Прага, 1971; Развитое социалистическое общество: сущность, критерии зрелости, критика ревизионистских концепций, 2 изд., М., 1975.
         Л. И. Абалкин.
Современная Энциклопедия
СОЦИАЛИЗМ, обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также создание общественного строя, воплощающего эти принципы. Термин "социализм" появился во 2-й половине 19 в. (П. Леру), однако представления о строе социальной справедливости восходят к древним идеям о "золотом веке", они развиваются в различных религиях, а затем во многих разновидностях утопического социализма. Так называемая теория научного социализма, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, рассматривала социализм как низшую фазу (ступень) коммунизма, приходящего на смену капитализму в результате пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. После Октябрьской революции социализм развивался в двух руслах, на которые раскололось международное социалистическое движение, - коммунистическом и социал-демократическом. В социал-демократическом течении утвердилась ориентация на реформирование капитализма, опиравшаяся на идеи Э. Бернштейна (смотри Реформизм). Претерпев значительную эволюцию, отказавшись от марксизма как единственной идейной основы, социал-демократия выработала современную концепцию демократического социализма, по которой социализм может быть осуществлен в длительном процессе реформирования капитализма, утверждения политической, экономической и социальной демократии и ценностей свободы, справедливости, солидарности и равенства. В коммунистическом движении получили распространение представления о социализме, связанные с утверждением с конца 1920-х - начале 30-х гг. тоталитарного строя в СССР, а после 2-й мировой войны и в других странах (мировая социалистическая система). Характерные черты такого строя, который был объявлен социалистическим (реальный социализм, зрелый, развитой социализм), - монополия государственной собственности, директивное централизованное планирование, диктатура верхнего партийно-государственного слоя, опиравшегося на аппарат насилия и массовые репрессии, насаждавшего произвол, беззаконие, нетерпимость к инакомыслию. Господство тоталитарной системы привело к экономическому, политическому и духовному кризису, значительному отставанию от развитых стран мира, изоляции от мировой культуры.
Идеографический словарь
^ идеология
^ общественный, собственность
социализм - идеология диктатуры рабочего класса; разновидность тоталитарной системы.
<--> персонализм - признание личности высшей духовной ценнотью.
социалист. социалистический.
коммунизм. коммунист. коммунистический.
компартия.
антикоммунизм.
комчванство.
маоизм.
хунвейбин. цзаофань.
Ў большевизм
см. деспотия, пролетариат
Орфографический словарь Лопатина
социал`изм, социал`изм, -а
Словарь Ожегова
СОЦИАЛ’ИЗМ, -а, муж. Социальный строй, в к-ром основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства и провозглашаются принципы социальной справедливости, свободы и равенства. Утопический с. (восходящее к «Утопии» Т. Мора учение об идеальном переустройстве общества на основе общности имущества, равенства всех людей, обязательности труда, стирания различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом). Христианский с. (в 19 в.: направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску и частично смыкающееся с социальными доктринами современного католицизма).
прил. социалистический, -ая, -ое. С. реализм (провозглашённый в 30-ые годы 20 в. как единственно отвечающий интересам социализма метод в литературе и искусстве, требующий оптимистического изображения действительности в духе коммунистической идеологии).
Словарь Ушакова
СОЦИАЛ’ИЗМ, социализма, мн. нет, ·муж. (от ·лат. socialis - общественный).
1. Первая фаза коммунизма, общественный строй, основой производственных отношений которого является общественная собственность на средства производства в условиях диктатуры пролетариата и уничтожения эксплоататорских классов и при котором осуществляется распределение по труду. «- ...Социализм есть то общество, которое вырастает из капитализма непосредственно, есть первый вид нового общества. Коммунизм же есть более высокий вид общества, и он может развиваться лишь тогда, когда вполне упрочится социализм.» Ленин (1919 ·г. ). «Социализм - Это есть первая стадия коммунизма...» Ленин. «От капитализма человечество может перейти непосредственно только к социализму, то-есть общему владению средствами производства и распределению продуктов по мере работы каждого.» История ·ВКП(б). «Победа социализма во всех областях народного хозяйства уничтожила эксплуатацию человека человеком.» История ·ВКП(б). «- ...Советское общество добилось того, что оно уже осуществило в основном социализм, создало социалистический строй, ·т.е. осуществило то, что у марксистов называется иначе первой или низшей фазой коммунизма. Значит, у нас уже осуществлена в основном первая фаза коммунизма, социализм.» Сталин. «В ·СССР осуществляется принцип социализма: "от каждого по его способности, каждому - по его труду".» Конституция ·СССР. - На наших фабриках и заводах работают без капиталистов. Руководят работой люди из народа. Это и называется у нас социализмом на деле. На наших полях работают труженики земли без помещиков, без кулаков. Руководят работой люди из народа. «Это и называется у нас социализмом в быту...» Сталин. «Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм.» Маяковский.
2. Учение о построении такого общественного строя, идущего на смену капиталистическому. «...Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс - говорили: равенство есть пустая фраза, если под равенством не понимать уничтожения классов.» Ленин. «Под руководством Ленина петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса" впервые в России стал осуществлять соединение социализма с рабочим движением.» История ·ВКП(б). «...Социализм из мечты о лучшем будущем человечества превращается в науку.» История ·ВКП(б).
3. Название различных буржуазных и мелкобуржуазных учений о реформе капиталистического общественного строя. «Еще в "Манифесте коммунистической партии" бичевали Маркс и Энгельс примитивный утопический социализм, называя его реакционным за его проповедь "всеобщего аскетизма и грубой уравнительности".» Сталин. Народнический социализм. Катедер-социализм (ирон. название направления в буржуазной политэкономии, выдвигавшего требование "социальных" реформ с целью развала революционного движения; ·нем. Katheder-sozialismus, ·букв. социализм с профессорской кафедры; полит.). Полицейский социализм (см. зубатовщина и полицейский). Конструктивный социализм (реакционное буржуазное учение, проповедующее идею "классового мира"). Муниципальный социализм.
Толковый словарь Ефремовой
[социализм]
м.
1) Общественно-политический строй, в котором основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства и провозглашаются принципы социальной справедливости, свободы, равенства.
2) Учение о построении такого общественно-политического строя.
Этимологический словарь Крылова
Заимствование из французского, где socialisme восходит к socialis, образованному от socius – "товарищ, компаньон".
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
СОЦИАЛИЗМ - англ. socialism; нем. Sozialismus. 1. Учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в к-ром отсутствуют эксплуатация человека человеком и соц. угнетение, утверждается соц. равенство и справедливость. 2. По К. Марксу - первая фаза коммунизма; обществ, строй, к-рый приходит на смену капитализму и основан на обществ, собственности на орудия и средства производства, власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с коммунистической партией.
Новый философский словарь
1) одна из версий общественного идеала в европейской социально-философской и политической традиции 19 в.; 2) одна из моделей - тенденций организации жизни общества индустриального типа, предполагающая значимое вмешательство государства во все сферы жизни социума в целях осуществления глобальных программ "догоняющего развития" - О. Бисмарк, Сталин и др. (антипод либерализма); 3) самообозначение общественно-экономического устройства ряда государств в 20 в. ("национал-С." в Германии при Гитлере, "С." сталинского СССР, "развитой С." в СССР при Брежневе и т.п.). Выступив реакцией прогрессивных мыслителей Европы на стихийные катаклизмы буржуазного общества конца 18 - первой половины 19 вв., теория и идеология С. претерпела в ходе своей эволюции ряд кардинальных трансформаций. Истоки С. как специфической модели идеального общественного устройства принято усматривать в утопических концепциях, постулирующих позитивную необходимость активного вмешательства государства и его органов в экономическую, социальную и культурную жизнь людей. (И. Шафаревич в работе "Социализм как явление мировой истории" усматривает социалистический идеал уже в схеме организации государства у Платона). Оставаясь не более чем амбициозным и претенциозным утопическим идеалом вплоть до середины 19 в., С. приобрел иное общественное звучание после его синтеза с марксовой идеей социально-обновленческого революционизма. В дальнейшем все ортодоксальные марксистские сценарии социалистического общественного переустройства оказывались неразрывно связаны с постулатом позитивности насилия в целях его осуществления. Насильственная экспроприация собственности у имущих классов на ранних фазах построения С, насильственное "раскулачивание", "разбуржуазивание", "раздворяни-вание" и вертикальная ротация маргинальных общественных слоев и групп, перманентная насильственная нивелировка населения по имущественным, культурным, мировоззренческим и идеологическим измерениям на всем протяжении его существования - основа существования С. как общественной системы. С. как система в исторической перспективе жизнеспособен исключительно в ходе постоянной геополитической экспансии (создание "социалистического лагеря" Сталиным, "доктрина Брежнева" и т.д.). Мирное экономическое соревнование наглядно продемонстрировало исторически ограниченный потенциал С. к конструктивному многомерному самообновлению.
А.А. Грицанов
Философский словарь
(от лат. socialis — общественный) — различные учения, теории, ставящие целью обоснование социалистического идеала и путей его достижения; политические движения, выступающие за реализацию С. на практике; об-во, организованное в соответствии с определенным пониманием социалистического идеала. Социалистическая идеология получила распространение в виде широкого спектра теоретических идей, включающих: научный С. как систему взглядов Маркса, Энгельса, Ленина, обосновывающую историческую необходимость установления коммунистической общественно-экономической формации, пути ее созидания и принципы организации; с.-д. . концепции С., генетически тесно связанные с марксизмом, но ныне развивающиеся на основе такой системы представлений о природе С. и методах социалистического переустройства об-ва, в к-рых марксизм является лишь одной из составных частей (Демократический социализм. Этический социализм); леворадикальные концепции С. (неомарксизм, “новые левые”, экосо-циализм. Франкфуртская школа и др.); различные социалистические учения, возникшие на базе национально-освободительного движения (“исламский С.”, “африканский С.” и др.); многообразные концепции, сложившиеся в истории общественной мысли прошлого, но сохранившие влияние и в совр. мире (Утопический социализм. Христианский социализм). В рамках каждой из этих концепций развивались собственные представления о социалистическом идеале и путях его достижения. Однако при всем различии их взглядов относительно сущности С. общим для всех выдающихся мыслителей-социалистов прошлого было то, что под С. они имели в виду об-во, в к-ром осуществлены социальное равенство и социальная справедливость, где средства производства находятся под контролем или во владении об-ва, вся жизнь организована на коллективистских началах, отсутствует эксплуатация человека человеком. Нек-рые из этих элементов присутствуют уже в воззрениях мыслителей древности (напр., у Платона) и ранних христиан. В значительно более глубоком и систематизированном виде они представлены в трудах со-циалистов-утопистев 16 — 18 вв. — Мо-ра, Кампанеллы, Мюнцера, Мелье, Ба-бефа и др. и в особенности в произв. великих мыслителей 19 в. — Сен-Симо-на, Фурье, Оуэна, Герцена, Чернышевского. От этих идей отталкивались Маркс и Энгельс, создавая и развивая научный С. как учение об освобождении человечества от всех видов социального угнетения. Опираясь на обоснованное ими материалистическое понимание истории и диалектическую методологию, Маркс и Энгельс стремились освободить социалистическую идеологию от утопических иллюзий, представить С. как закономерный результат прогресса цивилизации и исторического творчества рабочего класса, трудящихся масс. Одновременно они четко отделили научный С. от грубого, уравнительного, “казарменного” С., связав становление нового об-ва с высшим уровнем развития материального производства, демократии и личности. Объективный исторический смысл С. основатели научного С. видели в том, что новый строй вслед за правовым и политическим равенством, к-рое было достигнуто в определенной степени в ходе буржуазных революций 17 — 19 вв., обеспечил бы равенство в сфере экономической и социальной, открыл простор для универсального развития человека. Для достижения этого, полагали они, необходимо уничтожить частную собственность, порождающую эксплуатацию и отчуждение, утвердить приоритет общественной собственности на средства производства. В отличие от социалистов-утопистов Маркс и Энгельс не пытались дать детальную картину будущего общественного устройства, полагая, что это задача людей, партий, к-рым выпадет практическая работа по созиданию нового строя. Вместе с тем они в самой общей форме очертили его контуры и осн. принципы. Согласно их представлениям, это будет планово-регулируемое, самоуправленческое и бестоварное об-во, где нет паразитических слоев, трудящиеся объединены на основе совместного владения, распоряжения и пользования средствами производства, а государство постепенно перерастет в самоуправление народа. Эти представления о С. в новых исторических условиях развил Ленин, обогатив их анализом изменении, происшедших в мировом капитализме, опытом Великого Октября, последующей практики социалистических преобразований. Кризис политики “военного коммунизма”, основывавшейся на свертывании товарно-денежных отношении, тотальном огосударствлении и внеэкономических методах управления, побудил его к отказу от догматического истолкования идей основоположников научного С., выдвижению положений, в совокупности означавших “коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм” (Т. 45. С. 376). В работах Ленина 1921 — 1923 гг. сформулированы черты нового подхода к теории и практике С.: восстановление товарно-денежных отношений; признание того факта, что отмирание государства есть длительный исторический процесс, в течение к-рого необходимо сохранение сильного, компетентного и гибкого аппарата управления, выполняющего в т. ч. экономико-коммерческие функции и находящегося под контролем народа; признание возможности при С. многообразия форм собственности, в частности кооперации как социалистической формы собственности и хозяйствования; утверждение принципа оплаты по количеству и качеству труда. Ленин подчеркивал, что действительное присвоение средств производства людьми начинается не там, где средства производства превращаются в государственную собственность, а там, где трудящиеся ставятся в такое положение, при к-ром они не только совладеют, но и распоряжаются этими средствами. Им была выдвинута идея хозрасчета как метода строительства С. не на энтузиазме только, а при помощи энтузиазма, рожденного революцией, и материальной заинтересованности труженика. Практическая реализация ленинской концепции С. в СССР отмечена как историческими достижениями, так и негативными явлениями, драматическими ошибками. Разрыв с гуманистическим и демократическим содержанием социалистического идеала. произвол и репрессии периода сталинизма, деформации С. в годы застоя привели к формированию в стране авторитарно-бюрократической системы, чуждой С. Выход из кризисной ситуации, возникшей на рубеже 70 — 80-х гг., реальное движение к такому экономическому, социальному, политическому и духовному устройству, в центре к-рого находится человек, развертывается в русле начатой в стране по инициативе КПСС перестройки — процесса революционного обновления всех сторон жизни об-ва на принципах демократического, гуманного С. Партия выступает, говорится в программном заявлении XXVIII съезда КПСС “К гуманному, демократическому социализму”. за творческий подход к теории и практике С., их развитие на путях конструктивного осмысления исторического опыта 20 в., наследия Маркса. Энгельса. Ленина, освобождается от застойного их толкования, за использование мирового опыта эффективного хозяйствования и решения социальных проблем, за развитие институтов демократии. Гуманный, демократический С. может реально возникнуть и развиваться только путем усвоения всего лучшего в мировой цивилизации. Он призван выступить именно как новый общественный строй, создающий наилучшие условия для материального и духовного благосостояния всего народа.
Философский энциклопедический словарь
СОЦИАЛИЗМ – термин, первоначально употребленный в политическом лексиконе в 30-х годах 19 в. во Франции для обозначения идеала и действительности с таким социальным устройством, при котором благо определяется превращением частной собственности в общую (общественную). Под влиянием марксизма и возникших из него и поэтому родственных ему политико-мировоззренческих направлений понятие «социализм» приобрело содержание, враждебное содержанию понятия «индивидуально-капиталистический, буржуазный общественный и экономический порядок». Впервые нечто подобное социализму набросал еще Платон в книгах «Политика», «Государство», «Законы», особенно во второй из них. Исходя из логики совокупности трех принципов – равенства, коллективной собственности и единства, – он пришел к схеме иерархического общества: «золотой» класс правителей-философов вместе с «серебряной» военной кастой, коллективно владеющие и управляющие государством, но лишенные частной собственности; ниже «железный» класс производителей, кормящий правящую элиту; еще ниже – армия непослушных и недостойных, превращенных в рабов. Эта схема настолько точно предвосхитила реальный социализм, что в 1920 англ. философ Бертран Рассел после поездки в Советскую Россию отметил «поразительное сходство» между этой страной и Республикой Платона. Социалистические утопии плодили Томас Мор, Томазо Кампанелла, Г.Б.Мабли, Морелли, Н.Г.Чернышевский, А.Бебель и многие другие, их пытались осуществить на практике мирным путем, напр. Э.Кабе, Р.Оуэн, Ш.Фурье, и вооруженным – Г.Бабеф, якобинцы, Л.О.Бланки, П.Л.Лавров, С.Г.Нечаев, М.А.Бакунин, К.Маркс, Парижская коммуна, Р.Люксембург, К.Либкнехт, В.И.Ленин, Мао Цзэдун, Пол Пот и пр. Но уже Аристотель, изучив коллективистский проект Платона, выступил в книге «Политика» в 323 до Р. X. с утверждением о гибельности пути развития общества, основанного на принципах единства, обобществления, ликвидации собственности. Поскольку общество, писал Аристотель, по своей природе состоит из разнородных элементов, то их слияние, чрезмерное единение ведут к упадку, как замена симфонии одной нотой кладет конец музыке. По натуре человек меньше заботится об общем достоянии, чем о своем, к тому же, рассчитывая, что другой займется общим делом, каждый прикладывает к нему меньше усилий. Осн. мотивы человека – собственность и личный интерес – не приняты во внимание в сообществе Платона, и образ жизни в нем будет для людей нестерпимым. Если в своем трактате о неравенстве Ж. Ж. Руссо назвал вором первого человека, оградившего участок земли забором и сказавшего: «Это мое», то Вольтер определил первого собственника как человека не ленивого, не нищего, а человека честного, мудрого и делового. Среди мыслителей прошлого, изучавших доктрины социалистических утопий, давших им точный диагноз и предупредивших об их тягчайших последствиях в случае их осуществления (поглощение индивида в массе, уничтожение человека, деспотизм и насилие, казарма или монастырь), – Алексис Токвиль, Фредерик Бастиа, Фридрих Ницше, Виктор Гюго, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, П. Ж. Прудон. Опыт строительства социализма в России показал, что никакого послеродового его извращения не было – он был чудовищен еще при зарождении, с его борьбой за превращение частной собственности в общественную, с его экспроприацией всех классов, собственников – не только капиталистов, но и всей массы собственников-тружеников: крестьян, ремесленников, торговцев, представителей свободных профессий и независимых работников, – к которым можно отнести подавляющее большинство населения. Организованное насилие одного класса над всеми иными, крайний централизм, террор, принудительный труд, тотальная власть государства, единственной партии, железная дисциплина, контроль за инакомыслием – таков далеко не полный набор средств, взятых социализмом на вооружение для достижения своих целей. А цели эти не продолжение старой истории, традиций, а весьма грубый и варварский разрыв с ними, с самой человеческой цивилизацией, с ее закономерностями эволюции и развития. Обанкротившаяся идея социализма, стоившая миллионов жертв в различных странах, все еще не совсем отброшена; идеал полного равенства еще живет в сознании некоторых людей, хотя очевидно, что справедливо лишь положение, при котором существует только равенство прав и возможностей. Ибо уравнение людей, неравных по достоинствам, по способностям, по энергии, по инициативе, по бережливости и т. д., было и есть вопиющей несправедливостью, концом совершенствования людей и общества, смертью прогресса и свободы, началом деспотизма и нищеты.
Философский энциклопедический словарь 2
        (франц. socialisme, от лат. socialis- общественный), 1) первая (низшая) фаза коммунистической общественно-экономической формации. 2) С. научный — марксистско-ленинская теория, обосновывающая историч. необходимость установления комму-нистич. формации, пути её созидания и принципы её организации. 3) Различные учения, в которых в качестве цели и идеала выдвигается установление С., но в которых представления о С. и способах его достижения отличаются от научного С.
        Ещё в «Манифесте Коммунистич. партии» (1848) К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали существование различных теорий С., противостоящих научному. За прошедшее с тех пор время неизмеримо возросло влияние марксизма. Давно ушли в прошлое многие из тех форм С., с которыми боролись авторы «Манифеста». Но борьба между различными теориями С. продолжается. После Октябрьской революции 1917 социалистич. воззрения развивались в русле двух взаимосвязанных, хотя и неравнозначных процессов. С одной стороны, на основе практики социалистич. строительства сначала в Сов. Союзе, а затем и в др. странах, углублялась и совершенствовалась науч. марксистсколенинская теория С. С другой — по мере того, как идеи С. охватывали всё более широкие и разнообразные слои населения, стали интенсивно разрабатываться концепции С., связанные с интересами и настроениями крестьянства, мелкой буржуазии, средних слоев и др. непролет. социальных групп. Такие концепции, хотя они в той или иной форме отразили влияние марксизма, в своём развитии привели к созданию схем социалистич. общества, значительно отличающихся от марксистской теории и практики, сложившейся в странах С. Развитие науч. С. оказывает воздействие на содержание социалистич. теорий непролет. типа. Вместе с тем такие теории могут оказывать воздействие и на науч. учение о С., искажая и деформируя его.
        В своё время, имея в виду существование правого оппортунизма, центризма и большевизма, В. И. Ленин писал о «трех направлениях в всемирном социализме» (см. ПСС, т. 37, с. 458). Ленинский подход применим и сегодня. Как ни различны по своему содержанию представления о С., как ни остры столкновения между ними, вдохновляемые ими обществ. движения (правда, в разной степени) объективно — зачастую против воли тех или иных лидеров этих движений — противоположны капитализму. Это позволяет нам, анализируя мировой революц. процесс, говорить о «всемирном социализме» как о специфическом, внутренне противоречивом феномене, развитие крого, если иметь в виду идеологическую плоскость, включает в себя взаимодействие и борьбу трёх больших групп теорий, трактующих о С.
        1) Научная, марксистско-ленинская теория, которая разрабатывается в социалистич. странах, а также коммунистич. и рабочими партиями всего мира.
        2) Социал-демократич. воззрения; многие из них генетически связаны с марксизмом, однако ныне эти воззрения развиваются на основе иных филос. и политич. предпосылок и находят практич. выражение в политике правосоциалистич. партий.
        3) Различные социалистич. учения мелкобурж. типа, возникшие в основном на базе нац.-освободит. движения и, как правило, теснейшим образом переплетённые с националистич. и религ. представлениями.
        С., как научная теория, был создан в сер. 19 в. Марксом и Энгельсом, которые опирались на предшествующие достижения философии, политэкономии и утопического социализма. На основе открытого ими материалистич. понимания истории Маркс и Энгельс рассматривали С. как закономерный результат естественноисторич. развития. Основоположники марксизма в общей форме обозначили контуры и осн. принципиальные особенности будущего общества. Вместе с тем они, в отличие от социалистов-утопистов, никогда не пытались создать детально разработанный проект социалистич. обществ. организма, полагая, что это должны сделать люди, на чью долю выпадает практич. работа по строительству социалистич. общества. На таких же методологич. позициях стоял и В. И. Ленин. В 1918 он говорил: «Дать характеристику социализма мы не можем; каков социализм будет, когда достигнет готовых форм,— мы этого не знаем, это сказать не можем. Сказать, что эра социальной революции началась, что мы то-то сделали и то-то сделать хотим,— это мы знаем, мы скажем, и это покажет европейским рабочим, что мы, так сказать, не преувеличиваем свои силы нисколько: вот что мы начали делать, что собираемся сделать. Но чтобы мы сейчас знали, как будет выглядеть законченный социализм,— мы этого не знаем» (там же, т. 36, с. 65).
        Борясь против самодовольных доктринёров, которые считают себя счастливыми обладателями совершенных «чертежей» нового общества и видят секрет успеха в том, чтобы действовать в строгом соответствии с ними, Ленин не уставал повторять, что дорога к социализму «...никогда прямой не будет, она будет невероятно сложной...» (там же, с. 47), что строительство социализма — это творчество миллионов, непрерывный поиск. «Мы с самого начала говорили,— заявлял Ленин в 1922 на 11-м съезде РКП(б),— что нам приходится делать непомерно новое дело и что если нам быстро не помогут товарищи рабочие стран более развитых в капиталистическом отношении, то дело наше будет невероятно трудным, в котором будет, несомненно, ряд ошибок. Главное: надо трезво уметь смотреть, где такие ошибки допущены, и переделывать все сначала. Если не два, а даже много раз придется переделывать все сначала, то это покажет, что мы без предрассудков, трезвыми глазами подходим к нашей величайшей в мире задаче» (там же, т. 45, с. 75—76).
        Принципиальные установки марксизма давали надёжные общие ориентиры, указывали верное направление строительства социализма. Но — и об этом не уставал напоминать Ленин — реализация этих установок, наполнение их конкретным содержанием, словом, переход от социальной теории к социальной практике — это творческий процесс, требующий новых подходов и решений.
        В работах Маркса и Энгельса, а также в дореволюц. произведениях Ленина победа С. связывалась с ликвидацией товарно-денежных отношений и соответственно введением прямого продуктообмена. В политич. плане, исходя из опыта Парижской Коммуны, предполагалось заменить постоянную армию, полицию, чиновничество «...государственной машиной в виде вооруженных рабочих масс, переходящих к поголовному участию народа в милиции» (там же, т. 33, с. 100). В целом низшая фаза коммунизма (социализм) рассматривалась как относительно кратковременная и по существу переходная стадия развития нового общества.
        Жизнь, подтвердив главное, основное в научной теории С., вместе с тем оказалась сложнее представлений, которые были развиты до победы социалистич, революции. Поэтому уже в первые годы Сов. власти Ленин, опираясь на общие принципы науч. С., развивает и конкретизирует прежние представления об особенностях социалистич. общества. В острых спорах и дискуссиях постепенно формируется ленинский план строительства социалистич. общества.
        С тех пор, как был разработан этот план, прошло более шести десятилетий. «В результате самоотверженного труда советского народа, теоретической и практической деятельности Коммунистической партии Советского Союза,— говорится в Программе КПСС,— человечество получило реально существующее социалистическое общество и проверенную на опыте науку о построении социализма. Столбовая дорога к социализму проложена» (1976, с. 19). Выйдя за рамки одной страны, С. превратился ныне в мировую систему.
        В результате обобщения практики развития С. более зрелыми и глубокими стали теоретич. представления о С., об его конкретно-историч. формах и месте в истории коммунистич. обществ. формации. Реальная история С. выступает как историч. наполненная неожиданными и крутыми поворотами, которых, говоря словами Ленина, «никакой Маркс и никакие марксисты» предвидеть не могли и не могут, самокритичным пересмотром устаревших воззрений, поисками таких социальных форм и политич. институтов, которые в наибольшей степени соответствовали бы идеалам С.
        Опыт социалистич. преобразований, накопленный в СССР и других странах, полностью подтвердил принципиальные положения марксизма-ленинизма о характере социалистич. общества. С.— это общество, основывающееся на обществ. собственности на средства производства при планомерном развитии всего народного хозяйства. При С. отсутствуют эксплуататорские классы и эксплуатация человека человеком. Политич. власть (диктатура пролетариата в переходный к социализму период и общенародное государство в условиях победившего социализма и перехода к коммунизму) принадлежит трудящимся, при руководящей роли рабочего класса. Социализм — это общество, возникновение и развитие которого неразрывно связано с руководящей, направляющей деятельностью марксистско-ленинских, коммунистич. партий, идущих в авангарде социального прогресса.
        Практика Сов. Союза и др. социалистич. государств показала, что, наряду с общими фундаментальными закономерностями строительства и функционирования С., существуют различия в методах его строительства, а также в тех конкретных формах, которые принимает социалистич. общество. В общем виде такие различия были предсказаны ещё классиками марксизма-ленинизма. Новое общество, писал Ленин, имея в виду С., есть «...абстракция, которая воплотиться в жизнь не может иначе, как через ряд разнообразных, несовершенных конкретных попыток создать то или иное социалистическое государство» (там же, т. 36, с. 302). Строительство С. в различных условиях, при наличии общих закономерностей, неизбежно ведёт к сопоставлению опыта, к взаимному обсуждению и оценке различных форм организации экономич., политич. и духовной жизни общества. Все это обогащает теорию науч. С.
        К числу достижений коллективной марксистско-ленинской мысли, обобщившей опыт братских стран, относится положение о развитом (зрелом) С. В общей форме понятие «развитый» С. встречается у Ленина (см. ПСС, т. 36, с. 139). В 50-х гг. это понятии было конкретизировано на основе практич. опыта, накопленного рядом социалистич. государств. К этому времени в большинстве европ. социалистич. стран в основном закончился переходный период от капитализма к С. и начался собственно социалистич. этан развития.
        Вместе с тем выявилось противоречие между научно констатированным фактом победы С. (господство социалистич. обществ. отношений) и относительной неразвитостью материально-технич. базы, не достаточно высокими (по сравнению с развитыми капиталистич. странами) производительностью труда, эффективностью обществ. производства, уровнем материальной жизни трудящихся. Теоретич. осознание этого противоречия привело к выводу о необходимости выявить все возможности, заложенные в социалистич. обществе.
        Развитое социалистич. общество представляет собою закономерную ступень социально-экономич. зрелости нового строя в рамках первой фазы коммунистич. формации, когда вполне упрочившийся С. развивается на своей собств. основе. Для развитого С. в СССР характерны: высокоразвитые производительные силы, обеспечивающие заметный поворот экономики ко всё более полному удовлетворению многообразных материальных и культурных потребностей людей; органическая целостность и динамизм социальной системы, которая опирается на перерастание союза рабочего класса и крестьянства в союз всех работников физич. и умств. труда, образование исторически новой социальной и интернациональной общности — советского народа; всестороннее совершенствование социалистич. демократии, общенародного государства; последовательно научный характер политич. руководства, управления обществ. процессами; утверждение социалистич. образа жизни с присущими ему высокой культурой, материалистич. мировоззрением, социальным оптимизмом. Переход к развитому С. означает завершение перестройки всей совокупности обществ. отношений на внутренне присущих С. коллективистских началах. Познание и использование всех возможностей развитого С. есть одновременно и переход к строительству коммунизма. Этап зрелого, развитого С.— независимо от специфич. условий отд. стран — можно рассматривать как необходимое звено социальных преобразований, относительно длительную полосу развития на пути от капитализма к полному коммунизму.
        Многообразие методов строительства С., форм организации социалистич. общества может иметь позитивный характер лишь в том случае, если оно базируется на едином понимании осн. принципиальных особенностей социалистич. общества. Когда эта единая марксистсколенинская основа начинает игнорироваться, когда в ущерб общим принципам преувеличиваются, абсолютизируются частные особенности социалистич. развития той или иной страны или же когда опыт одной страны возводится во всеобщую истину, обязательную для всех, тогда речь идёт уже не о многообразии социалистич. опыта, а о серьёзных нарушениях принципов С. — нарушениях, которые в своём развитии могут уводить всё дальше от науч. понимания С.
        Это обстоятельство подтверждается практич. опытом, накопленным в мировой системе С., внутри крой выявились две крайности, два односторонних, а потому и ошибочных, подхода к пониманию С. В одном случае, полностью игнорируя объективные закономерности историч. развития, руководящие группы пытаются форсировать социальный прогресс путём применения прежде всего адм., насильств. средств. Подмена естест-венноисторич. развития в сторону С. серией принудительно организуемых мер ведёт к дезорганизации обществ. жизни.
        Другая крайность связана с неоправданным сужением сферы деятельности и принижением роли партии, государства и др. центр. учреждений, с подменой социалистич. демократии политич. либерализмом бурж. толка. В таких условиях развитие общества начинает приобретать всё более ярко выраженные черты стихийности, которые при известном стечении обстоятельств могут привести к росту антисоциалистич. сил и тенденций и поставить под угрозу завоевания С.
        Коммунистич. и рабочие партии стран социалистич. содружества ведут решит. борьбу со всякими — «левыми» и правыми — уклонами от подлинного марксистско-ленинского понимания социалистич. общества. Такая борьба не означает стремления к унификации форм и методов организации обществ. жизни на социалистич. началах. Разнообразие путей, ведущих к коммунизму,— это закон обществ. развития. Можно утверждать, что в дальнейшем, по мере перехода человечества к коммунизму, различия в организации обществ. жизни, характерные для отд. государств и районов мира, будут становиться всё менее заметными. Однако в нашу эпоху, когда в орбиту С, втягивается всё большее число народов, находящихся на разных ступенях развития, многообразие будет возрастать. Речь, следовательно, идёт не о том, чтобы как-то затормозить этот процесс, а о том, чтобы направить его развитие в соответствии с духом творч. марксизма-ленинизма, развивающего и совершенствующего науч. представления о С.
        Вторая группа социалистич. теорий — это теории социал-демократич. типа. Для большинства их авторов характерен полный или почти полный отказ от марксистских представлений о С. и методах борьбы за социалистич. переустройство общества. Лидеры и теоретики совр. социалдемократии, несмотря на имеющиеся между ними различия во взглядах, считают ключевой проблемой проблему постепенного «улучшения» капитализма, постепенной его «транс-формации», что, по их мнению, должно вести к гуманизации и демократизации обществ. жизни на всех уровнях и во всех сферах. В «этическом» варианте правосоциалистич. доктрина делает упор на априорность и всеобщность социалистич. идеала (см. «Этический социализм»). В отличие от науч. С., который кладёт в основу анализа всех обществ. явлений, в том числе и положения личности в обществе, прежде всего изучение экономич, отношений и рассматривает С. как результат объективного развития и революц. разрешения социальных антагонизмов, пронизывающих всё капиталистич. общество, социалдемократы «выводят» С. из разного рода моральных, этич. импульсов. Они рассматривают борьбу за С. не как революц. политич. борьбу рабочего класса, идущего во главе всех трудящихся, а как «нравственную задачу», в решении которой должно принимать участие всё общество, т. е. и рабочие и капиталисты. Рисуя заманчивые картины грядущего «освобождения человека», социалдемократич. теоретики факти-чески игнорируют те реальные социальные условия, с учётом которых это освобождение может произойти (см. Реформизм). По существу, когда правые лидеры социалдемократов говорят о С., они имеют в виду не общество, принципиально противоположное капиталистич. строю жизни, а своеобразный социальный гибрид, объединяющий «кусочки» С. и капитализма и пред-ставляющий собой фактически тот же, но «облагороженный» капитализм. Естественно, что при таком подходе прокламированная гуманизация обществ. отношений остаётся утопией. И это доказывается не только теоретически, но и практикой тех государств, где социал-демократы длит. время находились у власти и где, по их собств. признанию, фундамент капитализма остаётся в неприкосновенности, а человек продолжает быть объектом манипуляций со стороны неподконтрольных ему сил и институтов. Это отнюдь не отрицает того, что правые социалдемократы, находясь у власти, под давлением рабочего класса проводят определ. социально-экономич. мероприятия, улучшающие жизненный уровень трудящихся. Однако эти мероприятия осуществляются в рамках капитализма и в конечном счёте направлены на то, чтобы сделать его более гибким, более приспособленным к существованию в совр. историч. условиях.
        Третья крупная группа социалистич. теорий возникла после 2-й мировой войны и связана с успехами антиимпериалистич. нац.-освободит. движения во мн. странах, растущим влиянием мировой системы социализма. Анализ этих теорий и связанной с ними социальной практики показывает, что соединение С. с нац.освободит. движением даёт чрезвычайно своеобразную картину. Это своеобразие связано с тем, что социалистич. идеалы не имеют здесь адекватной экономич. и социально-политич. основы; они как бы «накладываются» извне на действительность, которая характеризуется крайней отсталостью социальноэкономич. и политич. структур, живучестью архаич. форм обществ. жизни, абсолютным преобладанием непролет. слоев населения. Социальной опорой революц. демократии, которая выдвигает социалистич. лозунги, служит не рабочий класс, чьё сознат. влияние на обществ. развитие в рассматриваемых районах мира пока ещё весьма ограничено, а националистически настроенная интеллигенция, мелкобурж. и полупролет. гор. элементы и крестьянские массы. В таких условиях поворот к С. зачастую осуществляется не через классовое отрицание капитализма, а через антиимпериалистич. национализм. С. в рамках таких представлений выступает как обществ. строй, обеспечивающий в первую очередь нац. возрождение, быстрое экономич. развитие и абстрактную социальную справедливость. Такие объективные обстоятельства, а также своего рода «инструментальное» понимание С. определяют специфику рассматриваемых идеологич. концепций. Вопервых, они имеют ярко выраженный эклектич. характер, довольно причудливо соединяя фрагменты, заимствованные из различных источников (науч. С., социал-демократизм, утопич. С.). Во-вторых, непременной частью большинства рассматриваемых идеологий является национализм — и как универсальная доктрина, и как практич. политика, ставящая нац. вопрос выше (впереди) социального. В-третьих, эти социалистич. представления тесно переплетены с религией. В одном случае идеалы С. выводят из этич. максим Корана, в другом — из буддийских источников, в третьем — из примитивных верований афр. племён, но в любом случае соединение С. и религии рассматривается не как эмпирический факт, а как доктринальное, конституирующее свойство соответствующего «социализма». В-четвёртых, для многих из данных типов социалистич. учений характерна идеализация порядков и нравов, связанных с родо-племенными отношениями, и попытка сохранить и укрепить эти отношения как «естественную», самобытную основу того или иного «С.».
        Указанные осн. особенности в каждом конкретном случае выступают в различных сочетаниях. Напр., если более заметно влияние марксизма-ленинизма, социалистич. ориентация связывается с классовой борьбой. Если же превалируют воззрения, идущие от социал-демократии, в центр понимания ставится классовая гармония. Отсюда — и дифференциация в политике, в темпах и методах тех социальных преобразований, которые, по мнению их организаторов, ведут к С.
        Рассуждая в общеисторическом плане, можно утверждать, что по мере укрепления и развития социалистич. отношений в государствах, принадлежащих к мировой системе С., по мере успешного продвижения к коммунизму в Сов. Союзе, науч. С. оказывает и будет оказывать всё большее влияние на характер и содержание немарксистских социалистич. теории, на социальную практику во всём мире. В то же время, экстраполируя на ближайшую перспективу осн. черты нынешней ситуации, нельзя не прийти к выводу, что разнообразие позиций в вопросах о С. может усиливаться. Это делает особенно острой и актуальной проблему политич. союзов, единства действий всех политич. сил, ориентирующихся на развитие в социалистич. направлении. Марксисты-ленинцы являются активными сторонниками таких союзов. Коммунисты, придавая решающее значение единству рабочего класса, высказываются за сотрудничество с социалистами и социал-демократами.
        Коммунисты активно борются за укрепление сотрудничества с теми силами национально-освободит. движения, которые придерживаются социалистич. ориентации. Стремление к сближению всех политич. сил и массовых движений, выступающих, хотя и с разных позиций, против империализма, за преобразование мира на социалистич. началах, отнюдь не означает отказа от принципиального подхода к оценке этих позиций. Коммунисты, сторонники марксистско-ленинского, науч. С., убеждены в своей правоте и отстаивают свои позиции, показывая ограниченность, половинчатость немарксистских социалистич. теорий.
        см. также ст. Коммунизм и лит. к ней.
        А Е Бовин.
Энциклопедия афоризмов
СОЦИАЛИЗМ И КОММУНИЗМ
см.также МАРКСИЗМ, ПАРТИЯ (КОММУНИСТИЧЕСКАЯ)
Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма.
•Карл Маркс и Фридрих Энгельс
Этот призрак... бродит где-то там в Европе, а у нас почему-то останавливается. Хватит нам бродячих.
•Виктор Черномырдин
Социализм - опиум для пролетариата.
•Граффити (Лондон, 1968)
Кто смолоду не был социалистом, в старости будет мерзавцем.
•Жорж Клемансо
Коммунист - это социалист, у которого нет чувства юмора.
•Джордж Каттон
Коммунист: человек, который ничего не имеет и хочет разделить это со всеми.
•Автор неизветен
Коммунизм - как сухой закон: идея хорошая, но не работает.
•Уилл Роджерс
Коммунизм - это скачки, где все получают первое место, но без приза.
•Лорд Инчкейп
Коммунизм строился от конца.
•Александр Генис
Врожденный порок капитализма - неравное распределение благ; врожденное достоинство социализма - равное распределение нищеты.
•Уинстон Черчилль
Социалисты считают пороком получение прибыли, а я - получение убытков.
•Уинстон Черчилль
Социалисту нужно напомнить, что бесплатный сыр никогда не переводится в мышеловке.
•Анонимное изречение из «Словаря недостоверных определений» Л. Л. Левинсона (1966)
Социализм - это общество, в котором бесплатно еще не дают, а за деньги уже ничего не купишь.
•Советский фольклор
Построить социализм - все равно что сварить уху из аквариума с рыбками. Обратный процесс сложнее.
•Автор неизветен
Многие уже согласны на все, даже на коммунизм.
•Александр Перлюк
После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов.
•Сергей Довлатов
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СОЦИАЛИЗМ


будет выглядеть так: Что такое СОЦИАЛИЗМ