Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СМИТ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Смит (Smith) Адам (05.06.1723, Керколди, графство Файфшир,- 17.07. 1790, Эдинбург) - шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической буржуазной политической экономии. Смит оказал значительное влияние на развитие социологии. Ему принадлежит одно из первых углубленных исследований психологии человека, живущего в общине (The theory of moral sentiments).
Он предпринял попытку раскрыть природу человеческих страстей, объяснить социальными факторами стремление человека оценивать себя и других. Сама способность человека к нравственному переживанию, утверждал он, ниспослана человеку свыше, однако формы и интенсивность ее проявления целиком и полностью определяются социальным окружением индивида. Человеку присущи два желания: (1) оценивать поступки окружающих людей и (2) завоевывать их одобрение. Весь комплекс чувств взаимодействующих между собой индивидов Смит называет "сочувствованием". Оно становится возможным в силу того, что каждый человек является одновременно "внешним" и "внутренним" наблюдателем. С одной стороны, он наблюдает и оценивает поступки др. людей, с др.- глядит на себя глазами окружающих и с этой позиции судит себя и свое поведение.
Согласно Смиту, ключевую роль среди всех человеческих эмоций играет чувство справедливости, понимаемое как воздержание от причинения зла другому. Именно справедливость, с точки зрения Смита, позволяет сдерживать порывы пагубных страстей, использовать свою энергию во благо других. Огромный импульс развитию социологии, как и др. общественных наук, дал осуществленный Смитом всеобъемлющий анализ капитализма как экономической системы. Смит близко подошел к раскрытию сущности таких понятий, как "капитал", "труд", "стоимость", "прибыль" и др.
Основным источником обществ. богатства, по Смиту, является индивидуальное стремление к благополучию, а также присущее каждому индивиду желание добиться более высокого положения в обществе. Главным условием процветания государства Смит считал: (1) господство частной собственности; (2) невмешательство государства в экономику; (3) отсутствие препятствии для развития личной инициативы. Согласно Смиту, важным фактором, способствующим экономическому росту, является разделение труда, позволяющее расширить применение машин. Признавая, что разделение труда обедняет его, Смит предлагал компенсировать эти негативные последствия путем введения всеобщего образования. Смит делил общество на три класса: (1) наемных рабочих; (2) капиталистов и (3) крупных землевладельцев; отмечал, что в условиях капитализма интересы рабочих противоположны интересам имущих классов, однако считал такое положение неизбежным и естеств. Работы Смита стали одним из теоретических источников политической экономии марксизма.
Соч.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Smith)
        Адам (5.6.1723, Керколди, Шотландия, — 17.7.1790, Эдинбург), шотландский экономист и философ, видный представитель классической буржуазной политической экономии (См. Классическая буржуазная политическая экономия). Сын таможенного чиновника. Получил образование в университетах Глазго и Оксфорда. Профессор университета в Глазго (1751—63). В 1764—66 находился во Франции, где познакомился с физиократами (См. Физиократы) Ф. Кенэ и А. Р. Ж. Тюрго, философами и учёными Ж. Л. Д'Аламбером, К. А. Гельвецием и др., оказавшими большое влияние на формирование его экономически и философских взглядов. С 1778 таможенный комиссар в Эдинбурге, с 1787 ректор университета в Глазго. В 1759 была издана книга С. «Теория нравственных чувств» (рус. пер., 1895). В 1776 опубликовано его основное произведение «Исследование о природе и причинах богатства народов» (рус. пер., т. 1—4, 1802—06, новый пер., 1962).
         С. выступал идеологом промышленной буржуазии 18 в., когда она играла прогрессивную роль. К. Маркс характеризовал его как «,.. обобщающего экономиста мануфактурного периода...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 361, прим.), В. И. Ленин — как «... великого идеолога передовой буржуазии» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 2, с. 521). Благодаря исследованиям С. политическая экономия превратилась в сравнительно разработанную систему экономических знаний. С. подверг критике теорию и практику Меркантилизма, феодальные институты и пережитки, тормозящие развитие капитализма. Признавая своекорыстный интерес основным мотивом хозяйственной деятельности, «естественным порядком» в области экономической жизни считал свободную конкуренцию, господство частной собственности, ограничение всякого рода монополий, свободу торговли, невмешательство государства в экономику. Антиисторизм теоретических представлений С. выражал практические интересы промышленной буржуазии.
         Противоречие в методологии С. между анализом внутренних сущности явлений и некритическим фиксированием их эмпирической видимости находит отражение в том, что в его экономической системе наряду с научными положениями содержатся вульгарные взгляды. Заслуга С. — разработка важнейших категорий трудовой теории стоимости. Он признавал труд субстанцией стоимости, отстаивал товарную природу денет, различал меновую и потребительскую стоимость, приблизился к пониманию двойственного характера труда, воплощённого в товаре. Непоследовательность С. проявилась в том, что стоимость он определял не только трудом, затраченным на производство товара, но и т. н. покупаемым трудом.
         С. обрисовал классовое строение буржуазного общества, выделив три его основных класса: наёмных рабочих, капиталистов и земельных собственников, причём наёмных рабочих он противопоставлял остальным двум классам. Признавал, что прибыль, процент и рента представляют собой вычеты из продукта труда рабочего. Вместе с тем считал, что прибыль есть плата предпринимателю за риск и затраты капитала. К заслугам С. относится анализ категорий заработной платы, дифференциальной ренты, производительного труда при капитализме как труда, создающего прибавочную стоимость, и др. Наряду с этим он ошибочно определял заработную плату рабочего как плату за труд, ренту пытался представить результатом «деятельности природы», а производительным трудом считал лишь труд, овеществляющийся в материальном продукте.
         Не различая простое и капиталистическое товарное производство, С. оказался бессильным вскрыть механизм образования прибавочной стоимости при капитализме. Он отождествлял процесс создания и распределения стоимости, не видел модификации стоимости в цену производства. Всё это привело С. к ложному выводу о том, что стоимость товаров слагается и распадается на доходы: прибыль, заработную плату и земельную ренту (см. Догма Смита). С. близко подошёл к правильной трактовке основного и оборотного капитала, пытался обнаружить факторы накопления капитала в сфере производства, однако не мог раскрыть внутреннюю природу и историческую тенденцию капиталистического накопления.
         Экономическое учение С. оказало большое влияние на развитие политической экономии. Научные идеи С. составили фундамент классической буржуазной политической экономии — одного из источников марксизма. На основе вульгарных элементов в системе взглядов С. сложились различные апологетические буржуазные теории.
         Соч.: Essays on philosophical subjects, new ed., L., 1872.
         Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), ч. 1, гл. 3—4, ч. 2, гл. 13—14, там же, т. 26, ч. 1—2; Ленин В. И., К характеристике экономического романтизма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; его же, Три источника и три составные части марксизма, там же, т. 23; Аникин А. В., Адам Смит, М., 1968; его же, Юность науки, М., 1971; Stewart D., Biographical memoirs of Adarn Smith, L., 1811; Stephen L., History of English thought in the 18 century, v. 1—2, L., 1876; Schumpeter J. A., History of economic analysis, N. Y., 1954, p. 181-94.
         А. А. Хандруев.
        А. Смит.
II
(Smith)
        Винсент Артур (3.6.1848, Дублин, Ирландия, — 6.2.1920, Оксфорд), английский историк-индолог, автор исследований по истории, нумизматике, эпиграфике, искусству и культуре древней и средневековой Индии. Особый интерес представляют работы о шаках, кушанах, Вакатаках и др., существенно расширившие знания по истории Индии 1-го тыс. н. э. С. принадлежит заслуга систематизации и обобщения накопленного к началу 20 в. фактического материала по древности и раннему средневековью в «Ранней истории Индии». Большой известностью пользуется также его краткая «Оксфордская история Индии».
         Соч.: The early history of India from 600 В. С. to the Muhammadan conquest, including the invasion of Alexander the Great, 4 ed., Oxf., 1924; The Oxford history of India, 2 ed., Oxf., [1928]; Asoka, the Buddhist emperor of India, 3 cd., Oxf., 1920; Catalogue of the coins in the Indian Museum, Calcutta, including the cabinet of the Asiatic society of Bengal..., v. 1, Oxf., 1906; A history of fine art in India and Ceylon, 2 ed., Oxf., 1930; Akbar, the Great Mogul, 1542—1605, 2 ed., Oxf., 1919.
III
(Smith)
        Джордж (26.3.1840, Лондон, — 19.8.1876, Халеб, Сирия), английский ассириолог и археолог. Работал в Британском музее первоначально гравёром, затем, самостоятельно овладев клинописью, стал научным сотрудником. В 1872 обнаружил среди табличек из библиотеки Ашшурбанипала аккадскую версию легенды о потопе, явившейся прототипом библейского сказания о всемирном потопе (См. Всемирный потоп). Он обнаружил также поэму о Гильгамеше, эпос о сотворении мира и др. В 1873—76 руководил раскопками Ниневии (См. Ниневия). Участвовал в издании ассирийских текстов в серии «The cuneiform inscriptions of Western Asia» [1861—84].
         Соч.: History of Assurbanipal..., L., 1871; The Assyrian Eponym canon, L., [1875]; The Chaldean account of the deluge, L., [1873].
         Лит.: Lloyd S., Foundation in the dust, [Bristol, 1955].
IV
(Smith)
        Уильям (23.3.1769, Чёрчилл, Оксфордшир, — 28.8.1839, Нортхемптон), английский геодезист и геолог. Известен трудами по идентификации мезозойских осадочных толщ юго-восточной части Англии, заложившими основы исторической геологии и стратиграфии как самостоятельных геологических наук. С. установил, что слои осадочных пород, обнажающиеся в разных районах и непосредственно не связанные между собой, могут сопоставляться по содержащимся в них остаткам ископаемых организмов (т. н. руководящим ископаемым (См. Руководящие ископаемые)). С. впервые составил геологическую карту Англии (1813—15) с разделением горных пород по их возрасту. Открытие С. создало предпосылки для развития эволюционных идей в палеонтологии.
V
(Smith)
        Ян Дуглас (р. 8.4.1919, Селукве), южнородезийский политический деятель. Учился в университете им. Родса (Грейамстаун, ЮАР). В 1939—46 служил в английских ВВС. Был фермером. В 1948 избран в южнородезийское законодательное собрание, в 1953 вошёл в парламент Федерации Родезии и Ньясаленда. В 1962 основал расистскую партию «Родезийский фронт», которая в том же году пришла к власти в Южной Родезии; с 1965 председатель этой партии. В 1962—64 министр финансов. В апреле 1964 С. стал премьер-минитром Южной Родезии (одновременно был до мая 1965 министром обороны и до августа 1964 министром иностранных дел). В 1965 правительство С., не признанное африканским населением страны и представляющее лишь её господствующее европейское меньшинство, односторонним актом объявило о «независимости» Южной Родезии и отмене контроля со стороны Великобритании. В марте 1970 расистским режимом С. Южная Родезия была провозглашена «республикой» (в соответствии с «конституцией» 1969). Поддерживая бесправие и угнетение африканцев, С. беспощадно подавляет освободительное движение в Южной Родезии.
VI
(Smith)
        пролив между северо-западной частью Гренландии и южной частью Земли Элсмир, крайний южный участок прохода, соединяющего море Баффина с бассейном Кейна и Арктического бассейна Наименьшая ширина 46 км. В пролив спускаются ледники, образующие айсберги. Круглый год покрыт льдом. Открыт английскими полярными исследователями Р. Бейлотом и У. Баффином в 1616 и назван ими в честь английского мореплавателя Дж. Смита.
Современная Энциклопедия
СМИТ Бесси (1894 - 1937), американская певица, одна из лучших исполнительниц блюза. Выступала с 1912. Сотрудничала с Л. Армстронгом, Б. Гудменом и др. Ее называли "императрицей блюза". Снялась в фильме "Сант Луис Блюз" (1930). Погибла в автомобильной катастрофе.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Смит (Smith) Адам (05.06.1723, Керколди, графство Файфшир,- 17.07. 1790, Эдинбург) - шотландский экономист и философ, один из крупнейших представителей классической буржуазной политической экономии. Смит оказал значительное влияние на развитие социологии. Ему принадлежит одно из первых углубленных исследований психологии человека, живущего в общине (The theory of moral sentiments).
Он предпринял попытку раскрыть природу человеческих страстей, объяснить социальными факторами стремление человека оценивать себя и других. Сама способность человека к нравственному переживанию, утверждал он, ниспослана человеку свыше, однако формы и интенсивность ее проявления целиком и полностью определяются социальным окружением индивида. Человеку присущи два желания: (1) оценивать поступки окружающих людей и (2) завоевывать их одобрение. Весь комплекс чувств взаимодействующих между собой индивидов Смит называет "сочувствованием". Оно становится возможным в силу того, что каждый человек является одновременно "внешним" и "внутренним" наблюдателем. С одной стороны, он наблюдает и оценивает поступки др. людей, с др.- глядит на себя глазами окружающих и с этой позиции судит себя и свое поведение.
Согласно Смиту, ключевую роль среди всех человеческих эмоций играет чувство справедливости, понимаемое как воздержание от причинения зла другому. Именно справедливость, с точки зрения Смита, позволяет сдерживать порывы пагубных страстей, использовать свою энергию во благо других. Огромный импульс развитию социологии, как и др. общественных наук, дал осуществленный Смитом всеобъемлющий анализ капитализма как экономической системы. Смит близко подошел к раскрытию сущности таких понятий, как "капитал", "труд", "стоимость", "прибыль" и др.
Основным источником обществ. богатства, по Смиту, является индивидуальное стремление к благополучию, а также присущее каждому индивиду желание добиться более высокого положения в обществе. Главным условием процветания государства Смит считал: (1) господство частной собственности; (2) невмешательство государства в экономику; (3) отсутствие препятствии для развития личной инициативы. Согласно Смиту, важным фактором, способствующим экономическому росту, является разделение труда, позволяющее расширить применение машин. Признавая, что разделение труда обедняет его, Смит предлагал компенсировать эти негативные последствия путем введения всеобщего образования. Смит делил общество на три класса: (1) наемных рабочих; (2) капиталистов и (3) крупных землевладельцев; отмечал, что в условиях капитализма интересы рабочих противоположны интересам имущих классов, однако считал такое положение неизбежным и естеств. Работы Смита стали одним из теоретических источников политической экономии марксизма.
Соч.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
Новый философский словарь
(Smith)
Адам (1723-1790) - шотландский экономист и философ, классик экономической науки. Создал своеобразную этическую систему, оказал значительное воздействие на развитие гуманитарного знания. Учился в университетах Глазго (1737-1740), где получил степень магистра (1740), и Оксфорда (1740-1746). Профессор логики (1751) и нравственной философии (1752-1763) университета в Глазго. В 1759 опубликовал "Теорию нравственных чувств...", принесшую ему известность как философу. В этике, следуя Шефтсбери, Хат-чесону и Юму, рассматривал нравственное чувство как основу морали. Способность к выработке нравственных понятий объяснял присущим человеку чувством симпатии. Согласно С, представляя себя силой воображения в такой же ситуации, в которой оказываются др. люди, человек способен ощутить то же, что и они, благодаря чему становится возможной нравственная оценка чувств и поступков др. людей. Собственное поведение получает оценку также на основе принципа симпатии - в зависимости от того, одобряем мы или нет свои чувства и поступки, представив себя в качестве стороннего наблюдателя собственных побуждений и действий. Т.обр., создается основа для выработки и закрепления в общественной жизни нравственных норм, получающих затем религиозную санкцию. Ряд принципиальных идей общесоциологического характера был развит С. в "Исследовании о природе и причинах богатства народов" (1776). Фундаментальной характеристикой поведения индивидов считал их стремление улучшить собственное положение, что возможно, согласно С, лишь путем оказания услуг др. людям. Причем характер экономических законов таков, что субъект, руководимый своекорыстными побуждениями, "...невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это". Отсюда, по С, следует необходимость максимально возможного ограничения государственного вмешательства в экономику. Сформулированный С. принцип "невидимой руки" до сих пор остается в различных модификациях одним из ключевых аргументов, используемых для обоснования доктрины либерализма (Хайек). Значительное воздействие на последующее развитие социологии оказал анализ С. разделения труда и классовой структуры общества. С. выделил три класса: 1) земельных собственников; 2) наемных рабочих; 3) капиталистов. Считал, что первые два класса заинтересованы в общественном прогрессе - увеличении богатства, т.к. с ростом последнего растут рента и заработная плата. Однако в силу ряда причин землевладельцы и наемные рабочие не могут осознать этого обстоятельства. Предприниматели, напротив, лучше всех способны осознать свои интересы и отстаивать их, несмотря на то, что они зачастую противоречат интересам общества, т.к. норма прибыли наиболее высока, по С, "... в тех странах, которые быстрее всего идут к разорению и гибели". Поэтому к предложениям предпринимателей С. призывал "относиться с величайшей осторожностью".
А.А. Баканов
Философский энциклопедический словарь
СМИТ (Smith) Адам (род. 5 июня 1723, Керколди, Шотландия – ум. 17 июля 1790, Эдинбург) – шотл. экономист и философ. Основатель классической политической экономии, с 1751 профессор в Глазго, позднее находился на таможенной службе в Эдинбурге. Автор «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776). Превратил политэкономию в сравнительно стройную систему знаний, разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости. Предположил, что стоимость товара слагается из доходов, которые приносят капитал, земля и труд («классическая триада»). Соответственно этой «триаде» впервые провел деление буржуазного общества на классы капиталистов, земельных собственников и наемных рабочих. Экономическую жизнь он выводил, исходя из личных интересов индивида. В нерегламентируемой свободе занятий и свободной конкуренции Смит видел (здесь он выступает как идеологический предшественник современной свободной экономики) осн. условие совершенной хозяйственной жизни. В своих философских взглядах примыкал к Юму и видел источник нравственных оценок в симпатии: «Поступай так, чтобы тебе мог симпатизировать незаинтересованный наблюдатель». Он боролся как против аскетической, религиозной морали, так и против морали эгоизма и был близок к кантовским принципам.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
СМИТ (Smith) Майкл (р. 1932), канадский биохимик, родившийся в Британии. Разработал метод локализованного мутагенеза, позволяющий изменять ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД путем направленного получения МУТАЦИИ в строго заданном месте полинуклеотида, гена или генома. Этот метод дал возможность создавать новые белки с целым рядом разнообразных функций. За свою работу Смит в 1993 г. получил Нобелевскую премию по химии вместе с Кэри Мюллисом.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СМИТ


будет выглядеть так: Что такое СМИТ