Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(«Слово о полку Игореве»,)
        памятник древнерусской литературы конца 12 в. Написан неизвестным автором вскоре после похода Игоря Святославича (См. Игорь Святославич), князя новгород-северского, на половцев в 1185 под свежим впечатлением событий. В походе приняли участие двоюродные братья киевского князя Святослава Всеволодовича — Игорь Святославич с сыном и племянником, князь трубчевский и курский Всеволод Святославич («Буй Тур»). Тяжёлое поражение, которым закончился поход, послужило автору поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли и для страстного призыва к князьям прекратить раздоры и объединиться для отпора кочевникам. О патриотической идее «Слова» писал К. Маркс: «Суть поэмы — призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 29, с. 16).
         «Слово» — произведение лирическое и эпическое одновременно. Многие его образы (картины битвы, бегство Игоря из плена) восходят к фольклорной символике; плач Ярославны — к народный причитаниям. Стихийная связь человека с природой, упоминание языческих богов — свидетельство поэтических воззрений народа той эпохи. Вместе с произведениями Кирилла Туровского, «Словом о погибели Русской Земли», «Киево-печерским патериком» и многими страницами Ипатьевской летописи «Слово» свидетельствует о высокой литературной культуре Руси 11—12 вв. Художественная высота «Слова» соответствует уровню русской живописи того же времени (иконы, фрески в храмах Киева, Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской Руси и пр.). «Слово» в сильнейшей степени повлияло на памятник начала 15 в. — «Задонщину», а через неё и на некоторые другие памятники 15—17 вв.
         Произведение сохранилось только в одном списке, который находился в древнерусском сборнике, приобретённом в начале 90-х гг. 18 в. собирателем русских древностей графом А. И. Мусиным-Пушкиным у бывшего архимандрита упразднённого к тому времени Спасо-Ярославского монастыря Иоиля. В 1800 вышло 1-е издание «Слова», выполненное Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с лучшими археографами того времени Н. Н. Бантыш-Каменским и А. Ф. Малиновским. Список «Слова», находившийся в доме Мусина-Пушкина в Москве, погиб при пожаре 1812 вместе с другими ценнейшими древнерусскими рукописями. Попытки поставить под сомнение подлинность памятника, предпринимавшиеся в 19—20 вв., были опровергнуты советскими и иностранными учёными.
         Создание «Слова» относится к тому историческому периоду, когда древнерусская литература ещё не разделилась на литературу русскую, украинскую и белорусскую; оно в равной мере принадлежит всем трём братским народам и оказало влияние на все три литературы. Мотивы и образы «Слова» отразились в творчестве А. Н. Радищева, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, К. Ф. Рылеева, Н. М. Языкова, А. Н. Островского, А. А. Блока, в поэзии Т. Шевченко, И. Франко, П. Тычины, М. Рыльского, Я. Коласа, живописцев, композиторов (опера А. П. Бородина «Князь Игорь»). Поэтические переложения «Слова» принадлежат Жуковскому, А. Н. Майкову, К. Д. Бальмонту, Н. А. Заболоцкому, Л. И. Тимофееву, В. И. Стеллецкому, А. Г. Степанову и др. «Слово» переведено на многие языки народов СССР и ряд иностранных языков.
         Издания: Слово о полку Игореве, изд. Н. Тихонравовым, 2 изд., М., 1868; Слово о полку Игореве, под ред. В. П. Адриановой-Перетц, М. — Л., 1950; Слово о полку Игореве. Сост. и подгот. текстов Л. А. Дмитриева и Д. С, Лихачева, 2 изд., Л., 1967.
         Лит.: Миллер В с., Взгляд на Слово о полку Игореве, М., 1877; Барсов Е. В., Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси, ч. 1—3, М., 1887—89; Потебня А., Слово о полку Игореве, 2 изд., Хар., 1914; Лихачев Д. С., Слово о полку Игореве, 2 изд., М. — Л., 1955; Дмитриев Л. А., История первого издания «Слова о полку Игореве», М. — Л., 1960; «Слово о полку Игореве» — памятник XII в. Сб. статей. М. — Л., 1962; «Слово о полку Игореве» и памятники Куликовского цикла. К вопросу о времени написания «Слова». Сб. статей, М. — Л., 1966; «Слово о полку Игореве». Библиография изданий, переводов и исследований, сост. В. П. Адрианова-Перетц, М. — Л., 1940; «Слово о полку Игореве». Библиография изданий, переводов и исследований. 1938—1954, сост. Л. А. Дмитриев, М. — Л., 1955; Словарь-справочник «Слова о полку Игореве», в. 1—4, М. — Л., 1965—73.
         Д. С. Лихачев.
        «Слово о полку Игореве». Илл. И. И. Голикова. 1934.
Современная Энциклопедия
"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" (конец 12 в.), древнерусское лироэпическое произведение (в ритмизованной прозе). Повествуя и размышляя о трагическом Половецком походе Игоря Святославича 1185, автор-современник, скорбя о погибших и полоненных, осуждая междоусобицы и "честь" лишь для себя и славя ратные подвиги во имя отчизны, страстно ратует за согласие и единение всех князей и всех людей русской земли. Государственно-историческому, национально-патриотическому пафосу "Слова" сопутствует лирическая стихия простых чувств - сострадания, любви (братской, материнской, супружеской) и особенно жалости. Героически-христианское мировосприятие автора не аскетично и не чуждается опоэтизированных мотивов и образов язычества; поэтика "Слова" ("песни", "сказания") свободно сплавляет книжную (преимущественно ораторскую и летописную) стилистику, жанровые особенности фольклорного "плача" и "славы" и языковое многообразие устной речи (торжественной, деловой, застольной). Стиль монументального историзма (в том числе панорамность исторического и географического видения, человек - соучастник вселенского бытия, церемониальность поведения героев, лаконизм и афористичность слога) сочетается с эпическим началом (плач Ярославны, одушевление природы, фантастические образы). Породило десятки поэтических переложений (в том числе В.А. Жуковского, А.Н. Майкова, Н.А. Заболоцкого, И.И. Шкляревского), изобразительных (В.М. Васнецов, В.А. Фаворский) и музыкальных (А.П. Бородин) интерпретаций.
Русская цивилизация
выдающееся произведение древнерусской поэзии (XII в.), свидетельствующее о высоком уровне культуры, национального сознания и патриотизма русского народа той эпохи.
Открыто в 1795 графом А. И. Мусиным-Пушкиным и в 1800 опубликовано. Оригинал «Слова» сгорел в 1812.
В «Слове» рассказывается о походе северских князей, с Игорем во главе, на половцев в 1185. Изложение «Слова» сжатое и образное. Собственно, это поэтические картины и лирические места, относящиеся к походу, подробности которого узнаются и уясняются из летописей Ипатьевской (1185) и Лаврентьсвской (1186). Эти летописи свидетельствуют, что автор «Слова» передает исторические обстоятельства очень точно. Игорь, князь Новгорода Северского, брат его Всеволод из Трубежа, Святослав Ольгович из Рыльска, сын Игоря Владимир из Путивля — сговорились собрать войска и отправиться в поход против половцев. На пути войско Игоря было напугано затмением солнца, но князь не обратил внимания на дурное предзнаменование. Сошедшись вместе, участники похода углубились в центр Половецкой земли, где, приблизительно в мае 1185, в течение трех дней произошли три битвы. В первой были разбиты передовые отряды половцев, русское войско овладело богатой добычей в их стане, но было уже так утомлено, что не преследовало врагов. На второй день половцы «аки борове» (как лес) окружили русских; русские были потеснены, кн. Игорь получил рану в руку. На третий — русское войско, сильно утомленное и не имевшее доступа к воде, потерпело решительное поражение, а князья были захвачены в плен. Немногие спасшиеся воины принесли домой печальную весть о поражении. Вел. кн. Святослав Всеволодович, ожидая нападения половцев, имевших обыкновение после каждого неудачного похода русских вторгаться в Русскую землю, стал просить князей о помощи, но, впрочем, скоро распустил пришедшие дружины. Тогда половцы двумя отрядами совершили нападение на Северскую область, разграбили ее и разорили города Римов (Ромны) и Путивль. Развязкой похода служит бегство Игоря из плена при помощи крещеного половчанина Лавра (в «Слове» — Овлур). Затем бежал на Русь и сын Игоря при помощи дочери хана Кончака. В этой исторической рамке «Слово» дает ряд художественных картин, из которых обращают на себя внимание: затмение солнца и речь Игоря к войску, в которой он убеждает, не боясь знамения, идти в конец поля Половецкого; картины соединения войска, похода по степи и трех битв с половцами; вел. кн. Святослав видит «мутен сон», говорит с боярами об этом сне и о несчастном походе Игоря и приготовляется к защите; рассказ о бегстве Игоря из плена. Другие части «Слова» являются лирическими отступлениями. Таковы в начале и в конце воспоминания о вещем певце Бояне, «соловье старого времени»; воспоминания о княжеских усобицах при Олеге Гориславличе, когда Русь «сеялась и росла усобицами», и о современных крамолах князей, благодаря которым поганые приходили на Русскую землю; обращения к более сильным русским князьям, призывающие к отмщению «за раны Игоревы»; поэтичный плач Ярославны, второй жены Игоря.
Вопрос о времени составления «Слова» решается удачно: в нем есть обращение к князьям, Ярославу Осмомыслу Галицкому и Владимиру Глебовичу Переяславскому, умершим в 1187. Значит, оно составлено по горячим следам событий, не позже 1187. Несомненно, автор был лицом, близким к княжескому двору и дружине, и соединял с редким поэтическим дарованием книжную образованность. Составлено «Слово» в прозаической форме — стихотворный размер и рифмы можно найти в нем только местами — и сохранялось путем письменной передачи, на что указывает замечательно точное сохранение собственных имен князей, которых в «Слове» названо до 30. Поэтический стиль «Слова» имеет сходство с народными песнями и вообще с народной поэзией. В нем такие же эпитеты: стрелы каленые, сизый орел, броз комонь и т.д. Поэтичные сравнения, народная символика, олицетворения — все приближает «Слово» по его стилю к произведениям народного творчества. Поэтические образы «Слова» сильно отражают языческие воспоминания и верования: Боян называется внуком Велеса, ветры — внуками Стрибога, русские князья — внуками Дажъбога; полоцкий князь Всеслав представляется оборотнем и т.п. Некоторые выражения этого рода можно объяснить не как остаток старых верований, а как поэтический оборот, стилистический прием; но необходимо признать, что автор «Слова» не мог быть духовным лицом. Живость действия значительно увеличивается оттого, что вся природа представляется автору «Слова» сочувствующей участникам похода. Во время передвижения по степи она предвещает неудачу: солнце тьмою путь заступает, птицы и звери криком и воем обещают беду. После поражения «никнет трава от жалости, а дерево с печалью к земле преклонилося». «Слово» проникнуто чувством горячей любви к Родине. Автор его скорбит о раздорах князей и бедствиях Русской земли, призывает всех к согласию и единству, указывает на силу князей и прежние славные имена.
С.Ю.
Энциклопедия Отечеcтво
"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ", памятник древнерусской литературы конца 12 в. В основе сюжета - неудачный поход на половцев Игоря Святославича в 1185. Частный эпизод русско-половецких войн претворён в событие общерусского масштаба, основная идея которого - призыв к князьям прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешнего врага. Опубликовано в 1800. Оказало влияние на русскую литературу (переводы В. А. Жуковского, А. Н. Майкова, Н. А. Заболоцкого), искусство (В. М. Васнецов, В. Г. Пе-ров, В. А. Фаворский), музыку (опера "Князь Игорь" А. П. Бородина).
Орфографический словарь Лопатина
Сл`ово о полк`у `Игореве, Сл`ово о полк`у `Игореве
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ


будет выглядеть так: Что такое СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ