Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СКРЯБИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Скрябин
        Александр Николаевич [25.12.1871 (6.1.1872), Москва, — 14(27).4.1915, там же], русский композитор и пианист. Родился в семье дипломата, мать была пианисткой. Учился в Кадетском корпусе (1882—89). С 1882 брал уроки фортепиано. игры у Г. Э. Конюса, затем у Н. С. Зверева, теории композиции — у С. И. Танеева. С 1888 занимался в Московской консерватории (у В. И. Сафонова, Танеева, А. С. Аренского), которую окончил в 1892 по классу фортепиано. Выступал с концертами в ряде городов России (особенно славился исполнением собственных фортепианных произведений); в 1895—96 издатель М. П. Беляев организовал поездку С. по странам Европы. В 1898—1903 профессор Московской консерватории (класс фортепиано.). В 1904—09 жил в Швейцарии, а также во Франции и Италии, совмещая интенсивную творческую работу с гастролями по Европе и Америке. С 1910 поселился в Москве, выезжал с авторскими концертами в Нидерланды (1912), Великобританию (1914). Игра С. отличалась нервной возбуждённостью и вместе с тем исключительной одухотворённостью, гибкой нюансировкой, неуловимой изменчивостью темпа и ритма, тончайшей градацией звучаний, богатством и разнообразием тембровых красок, достигавшимся виртуозной техникой педализации.
         С. — один из крупнейших представителей художественной культуры конца 19 — начала 20 вв. Смелый новатор, он создал свой звуковой мир, свою систему образов и выразительных средств. Его музыка воспевает мощь человеческого духа, пафос борьбы и ликование победы, героическое дерзание и лучезарный свет. Вместе с тем на творчество С. оказали воздействие идеалистические философские и эстетические течения. В ярких контрастах музыки С., с её мятежными порывами и созерцательной отрешённостью, чувственным томлением и повелительными возгласами, нашли отражение противоречия сложной предреволюционной эпохи.
         Основная область творчества С. — фортепианная и симфоническая музыка. В наследии 80—90-х гг. преобладает жанр романтического фортепиано. миниатюры: прелюдии, этюды, ноктюрны, мазурки, экспромты. В этих лирических пьесах запечатлен широкий круг настроений и душевных состояний от мягкой мечтательности до страстной патетики. Характерная для С. утончённость, нервная обострённость эмоционального выражения сочетается в них с заметным воздействием Ф. Шопена, отчасти А. К. Лядова. Те же образы преобладают и в крупных циклических сочинениях этих лет: фортепианном концерте (1897), 3 сонатах (1893, 1892—97, 1897).
         В 1900-е гг. выкристаллизовалась философская концепция композитора, замыслы приобрели грандиозный размах, требующий симфонических форм выражения. От идей преобразования мира посредством искусства (1-я симфония с хоровым финалом-апофеозом на собственный текст, 1900) С. пришёл к утопическому, но величественному замыслу «Мистерии» — некоего вселенского художественно-литургического действа, объединяющего все виды искусства. Идея обновления, становления творческого духа, гордого самоутверждения лежит в основе 3-й симфонии («Божественной поэмы», 1904) и получает законченное художественное выражение в одночастных симфонических поэмах — «Поэма экстаза» (1907) и «Прометей» («Поэма огня», 1910). Стремясь к высшей «грандиозности» в кульминациях, С. увеличил состав оркестра, введя орган, колокола, а в «Прометее» — хор без слов и специальную партию света (первая попытка синтеза художественных средств, см. Синестезия).
         В симфониях С. ещё заметна связь с традициями драматического симфонизма П. И. Чайковского, с творчеством Р. Вагнера и Ф. Листа. Симфонические поэмы — самобытные произведения как по замыслу, так и по воплощению. Темы приобретают афористическую краткость символов, обозначающих то или иное состояние духа (темы «томления», «мечты», «полёта», «воли», «самоутверждения»). В ладо-гармонической сфере преобладают неустойчивость, диссонантность, изысканная пряность звучания. Усложняется фактура, приобретая многослойную полифоничность. В 1900-е гг. параллельно симфоническому развивалось также фортепиано. творчество С., воплощающее в камерном жанре те же идеи, тот же круг образов. Например, 4-я и 5-я сонаты (1903, 1907) являются своего рода «спутниками» 3-й симфонии и «Поэмы экстаза». Аналогична и тенденция к концентрированности выражения, сжатию цикла. Отсюда одночастные сонаты и фортепианные поэмы — жанр, имевший в поздний период творчества С. важнейшее значение. Среди фортепианных произведений последних лет центральное место занимают 6—10-я сонаты (1911—13) — своего рода «подступы» к «Мистерии», частичное, эскизное её воплощение. Их язык и образный строй отличаются большой сложностью, некоторой зашифрованностью. С. словно стремится проникнуть в область подсознания, зафиксировать в звуках внезапно возникающие ощущения, их причудливую смену. Такие «запечатленные мгновения» рождают короткие темы-символы, из которых и состоит ткань произведения. Зачастую один аккорд, двух-трёхзвучная интонация или мимолётный пассаж приобретают самостоятельное образно-смысловое значение. Творчество С. оказало значит. воздействие на развитие фортепианной и симфонической музыки 20 в.
         В 1922 квартира С. в Москве превращена в музей.
         Соч.: Автобиографическая записка, «Русская музыкальная газета», 1915, № 17—18; Письма, [М.], 1923; Письма, М., 1965.
         Лит.: Игорь Глебов [Асафьев Б. В.], Скрябин. Опыт характеристики, П., 1921; Сабанеев Л., Скрябин, 2 изд., М. — П., 1923; его же, Воспоминания о Скрябине, М., 1925; Альшванг А. А., А. Н. Скрябин, М. — Л., 1940; его же, А. Н. Скрябин, М. — Л., 1945; А. Н. Скрябин, [сб. ст.], М. — Л., 1940; Данилевич Л. В., А. Н. Скрябин, М., 1953; Дельсон В. Ю., Скрябин, М., 1971.
         О. Б. Степанов.
        А. Н. Скрябин.
II
        Георгий Константинович [р. 4(17).9.1917, Ленинград], советский микробиолог и биохимик, член-корреспондент АН СССР (1968). Член КПСС с 1947. Сын К. И. Скрябина. Окончил Казанский ветеринарный институт (1942). В 1943—46 в Советской Армии. С 1949 в институте микробиологии АН СССР (с 1960 заведующий лабораторией). С 1962 заместитель директора, с 1967 директор института биохимии и физиологии микроорганизмов АН СССР в г. Пущино. В 1967—74 директор Научного центра биологических исследований АН СССР в г. Пущино. С 1971 исполняет обязанности Главного учёного секретаря Президиума АН СССР. Основные работы в области общей и технической микробиологии и биохимии микроорганизмов. Государственная премия СССР (1971) за участие в разработке научных основ микробиологического получения белков из углеводородов нефти. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды и медалями.
III
Скрябин
        Константин Иванович [25.11 (7.12).1878, Петербург, — 17.10.1972, Москва], советский гельминтолог, основатель гельминтологической науки в СССР, академик АНСССР (1939), ВАСХНИЛ (1935), АМН СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1958). Окончив в 1905 Юрьевский (Тартуский) ветеринарный институт, до 1911 работал ветеринарным врачом в Средней Азии. В 1917—20 профессор Донского ветеринарного института в г. Новочеркасске, с 1920 — Московского ветеринарного института (ныне Московская ветеринарная академия). Одновременно с 1920 заведующий гельминтологическим отделом Государственного института экспериментальной ветеринарии (с 1931 Всесоюзный институт гельминтологии). С 1921 по 1949 заведующий гельминтологическим отделом Тропического института (ныне институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского), с 1942 руководитель гельминтологической лаборатории АН СССР. В 1943—52 председатель Президиума Киргизского филиала АН СССР, в 1956—61 вице-президент ВАСХНИЛ.
         Исследования С. посвящены морфологии, биологии, филогении, систематике, экологии, эпизоотологии и эпидемиологии гельминтов. Под руководством С. (с 1919) проведено (частью с его непосредственным участием) свыше 300 экспедиций, имевших большое значение в изучении гельминтофауны человека, домашних и диких животных СССР и разработке комплекса плановых оздоровительных мероприятий в медицине и ветеринарии. С. открыл и описал свыше 200 новых видов и дал обоснование 120 новым родам гельминтов, ввёл в науку и практику новые понятия о дополнительных и резервуарных хозяевах, о транзитном паразитизме и симбиопаразитизме, о био- и геогельминтозах. Разработанные С. принципы дегельминтизации и девастации служат основой борьбы с гельминтозами человека, с.-х. животных и растений.
         В 1922 С. основал постоянную комиссию по изучению гельминтофауны России (в 1940 преобразована во Всесоюзное общество гельминтологов АН СССР). С. — член ряда зарубежных академий (Франции, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, Югославии и др.); почётный член многих иностранных научных обществ (США, Великобритании, Бельгии, Индии и др.). Депутат Верховного Совета СССР 2—3-го созывов. Имя С. присвоено Всесоюзному институту гельминтологии, Московской ветеринарной академии, Киргизскому сельскохозяйственному институту. В 1973 учреждена золотая медаль имени К. И. Скрябина, присуждаемая ВАСХНИЛ за выдающиеся научные работы и открытия в области ветеринарии. Государственная премия СССР (1941, 1950), Ленинская премия (1957). Награжден 6 орденами Ленина, 4 другими орденами, а также медалями.
         Соч.: Основы общей гельминтологии, М., 1940 (совместно с Р. С. Шульцем); Трематодозы животных и человека, т. 1—23, М. — Л., 1947—70; Строительство гельминтологической науки и практики в СССР, т. 1—5, М., 1962—69 (совместно с др.): Моя жизнь в науке, М., 1969.
         Лит.: Антипин Д. Н., Шихобалова Н. П., Академик Константин Иванович Скрябин, М., 1949; Гильденблат А. А., Заянчковский И. Ф., Академик К. И. Скрябин и советская гельминтология, [М., 1963].
         В. П. Шишков.
        К. И. Скрябин.
Современная Энциклопедия
СКРЯБИН Константин Иванович (1878 - 1972), российский гельминтолог, основатель отечественной гельминтологической школы. Фундаментальные труды по морфологии, систематике, экологии гельминтов сельскохозяйственных животных и человека. Описал свыше 200 новых видов гельминтов. Разработал теоретические основы борьбы с гельминтозами (болезни, вызываемые гельминтами).
Ономастикон
• В основе фамилии - прозвище Скряба из глагола скрябать (вышедший из употребления) - "скрести, скоблить, царапать". Более 500 Скрябиных было в Вохминском уезде Костромской губернии. В селе Русская Бектяшка (на Волге ниже Ульяновска) в 1910 г. эту фамилию носили почти 300 человек (Ульянов. обл. архив), кроме того, она была записана и в юго-восточном Заволжье (Куйбышев. обл. архив). • см. СКРЕБНЕВ
Энциклопедия Отечеcтво
1.
СКРЯБИН Александр Николаевич (1871/72-1915), композитор, пианист. Оказал большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры 20 в. Музыке Скрябина присущи эмоциональная напряжённость, диапазон образов от одухотворённо-идеальных, утончённых до экспрессивно-героических. Яркий новатор в области выразительных средств, гл. образом гармонии; развивал идею светомузыки, впервые в музыкальной практике ввёл в симфоническую поэму "Прометей" ("Поэма огня", с фортепиано и хором, 1910) специальную "партию света". "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма экстаза" (1907) для оркестра; 10 сонат, 29 поэм, прелюдии для фортепиано и др. Профессор Московской консерватории (1898-1904).
2.
СКРЯБИН Георгий Константинович (1917-89), микробиолог и биохимик, академик АН СССР (1979), академик ВАСХНИЛ (1985), Герой Социалистического Труда (1981). Сын К. И. Скрябина. Осн. труды по общей и технической микробиологии и биохимии микроорганизмов. Государственная премия СССР (1971).
3.
СКРЯБИН Константин Иванович (1878-1972), гельминтолог, основатель научной школы, академик АН СССР (1939), ВАСХНИЛ (1935), АМН СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1958). Фундаментальные труды по морфологии, систематике, экологии гельминтов сельскохозяйственных животных и человека. Описал св. 200 новых видов гельминтов. Первым поставил вопрос об их патогенной роли и девастации (ликвидации). Ленинская премия (1957), Государственные премии СССР (1941, 1950).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СКРЯБИН


будет выглядеть так: Что такое СКРЯБИН