|
|
|
|
|
СКОПАС |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(Skopas)
древнегреческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э., представитель поздней классики. Родился на острове Парос, работал в Тегес (ныне Пиали), Галикарнасс (ныне Бодрум) и других городах Греции и Малой Азии. Как архитектор принимал участие в сооружении храма Афины Алей в Тегее (350—340 до н. э.) и мавзолея в Галикарнасе (середина 4 в. до н. э.). Среди дошедших до нас подлинных произведений С. важнейшим является фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением амазономахии (середина 4 в. до н. э.; совместно с Бриаксисом, Леохароми Тимофеем; фрагменты — в Британском музее, Лондон; см. илл.). Многочисленные работы С. известны по римским копиям («Потос», «Молодой Геракл», «Мелеагр», «Менада», см. илл.). Отказавшись от свойственного искусству 5 в. гармонического спокойствия образа, С. обратился к передаче сильных душевных переживаний, борьбы страстей. Для воплощения их С. использовал динамическую композицию и новые приёмы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко посаженные глаза, складки на лбу и приоткрытый рот. Насыщенное драматическим пафосом творчество С. оказало большое воздействие на скульпторов эллинистической культуры (См. Эллинистическая культура), в частности на произведения мастеров 3—2 вв., работавших в г. Пергам.
Лит.: Чубова А. П., Скопас, Л. — М., 1959; Arias P. E., Scopas, Roma, 1952.
Скопас. «Менада». 4 в. до н. э. Римская копия. Скульптурное собрание. Дрезден.
Скопас. «Амазономахия». Фрагмент рельефного фриза Галикарнасского мавзолея. Мрамор. Около 350 до н. э.
|
Мультимедийная энциклопедия |
(расцвет деятельности 375-335 до н.э.), греческий скульптор и архитектор,
родился на острове Парос ок. 420 до н.э., возможно, сын и ученик
Аристандра. Первое известное нам произведение Скопаса - храм Афины Алеи в
Тегее, на Пелопоннесе, который надо было возвести заново, поскольку
прежний сгорел в 395 до н.э. Проект имеет интересное решение: необычно
стройные дорические колонны по периметру и коринфские полуколонны внутри
целлы. На восточном фронтоне была изображена охота на Калидонского вепря,
на западном - поединок местного героя Телефа с Ахиллом; на метопах
воспроизводились сцены из мифа о Телефе. Сохранились головы Геракла,
воины, охотники и вепрь, а также фрагменты мужских статуй и женский торс,
вероятно Аталанты.
Скопас входил в группу из четырех скульпторов (и, возможно, был среди них
старшим), которым вдова Мавсола Артемисия поручила создание скульптурной
части Мавзолея (одного из семи чудес света) в Галикарнасе, усыпальницы
своего мужа. Он был завершен ок. 351 до н.э. Скопасу принадлежат
скульптуры восточной стороны, для плит восточного фриза характерен тот же
стиль, что и для статуй из Тегеи. Присущая произведениям Скопаса
страстность достигается прежде всего с помощью новой трактовки глаз: они
глубоко посажены и окружены тяжелыми складками век. Живость движений и
смелые положения тел выражают напряженную энергию и демонстрируют
изобретательность мастера.
Самым знаменитым произведением Скопаса была группа морских божеств в
святилище Нептуна в Риме, которые, быть может, сопровождали Ахилла,
отправлявшегося на Острова блаженных. Возможно, фриз с Посейдоном,
Амфитритой, Тритонами и Нереидами, которые едут на на морских чудовищах
(ныне в Мюнхене), и сцена жертвоприношения (ныне в Лувре) представляли
собой основание, на котором располагалась эта группа в Риме в 1 в. н.э.
Статуя Аполлона с кифарой работы Скопаса стояла в храме на римском
Палатине между Артемидой работы Тимофея и Лето младшего Кефисодота. Все
трое скопированы на пьедестале из Сорренто, а Аполлон - еще и в статуе (в
Мюнхене) и в торсе (в Палаццо Корсини в Риме). Другие работы,
приписываемые Скопасу, - едущая на козле Афродита Пандемос (в Элиде,
существуют изображения на монетах), Афродита и Потос (с острова
Самофракия), Потос с Эротом и Гимером (из Мегары), а также три статуи в
Риме - колоссальная сидящая фигура Ареса, сидящая Гестия и нагая Афродита,
которую некоторые ценители ставили выше знаменитой Афродиты Книдской,
принадлежащей Праксителю.
ЛИТЕРАТУРА
Чубова А.П. Скопас. Л. - М., 1959 |
Современная Энциклопедия |
СКОПАС, древнегреческий скульптор и архитектор (4 в. до нашей эры). Искусство Скопаса отличают драматический пафос борьбы, страстность, выразительность поз и жестов. Сохранился фриз мавзолея в Галикарнасе с изображением битвы греков с амазонками (мрамор, около 350 до нашей эры, совместно с Бриаксисом, Тимофеем и Леохаром). |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
СКОПАС — греч. скульптор и архитектор 4 в. до н.э. с о-ва Парос, соврем. Праксителя. Руководил постр. храма Афины в Тегее (Пелопоннес), а в сер. столетия работал над фризом мавзолея в Галикарнасе (вост. сторона). Среди произв., приписыв. ему, выделяется дрезденская мраморная статуэтка пляшущей менады, уменьш. копия скульптуры, принадлежн. к-рой С. подтвержд. лит-рно. Темперамент, отлич. эту менаду, аналогичен сохранивш. в оригинале изображ. голов с тегейских фронтонов. Подлин. приписыв. С. скульптур Геракла из коллекции лорда Ленсдау-на, Мелеагра, а также Ареса Людовизи оспарив. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: СКОПАС
будет выглядеть так: Что такое СКОПАС
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|