Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СКАЗКА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. С. называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От др. видов художественной эпики С. отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает С. связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов. Во многих С. нашли отражение первобытные общественные отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для С., сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король. В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли; в С. изображается контраст богатства и бедности, всё сильнее звучат мотивы классового антагонизма. В настоящее время одни С. продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В С. народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями их жизни. Вместе с тем С. обладают национальными особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими С. свои индивидуальные черты, поэтому большинство С. известно во многих вариантах.
         Можно выделить наиболее характерные группы С., каждая из которых имеет особую морфологическую структуру. С. о животных занимают видное место в фольклоре народов Севера СССР, Северной Америки и особенно Африки. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь к нравоучительной басне. Некоторые из волшебных С. также первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение. Мировое распространение получили волшебные С. о змееборстве, о мачехе и падчерице, о добывании чудесных предметов и др. Волшебные С. всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. д. Авантюрные С. излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих С. проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и С. об исторических деятелях. Бытовые С. часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки-небылицы, т. н. докучные С. и др.
         Народным сказкам посвящена большая исследовательская литература. Представители мифологической теории в фольклористике (См. Фольклористика) изучали С. как «осколок древнего мифа». Компаративисты (см. Компаративизм) интересовались главным образом совпадением сюжетных схем или отдельных мотивов в С. разных народов и пытались установить пути распространения С. Сторонники антропологической школы создали теорию о единой бытовой и психологической основе самозарождения сказочных сюжетов. Советская фольклористика, изучая С., опирается на теорию марксизма-ленинизма, на работы революционных демократов, М. Горького о народном творчестве. Советскими учёными многое сделано в изучении взаимоотношения индивидуального и коллективного начала в С. Лучшие сборники С. разных народов вошли в сокровищницу мировой литературы. Таковы сборники восточных С. «Тысяча и одна ночь», индийской «Панчатантра», немецких С. братьев В. и Я. Гримм, сборник русских С., составленный А. Н. Афанасьевым. В сов. время опубликованы многочисленные сборники С. народов СССР. С. постоянно привлекают внимание писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих литературные С. Таковы сказки А. С. Пушкина, Х. К. Андерсена, В. Хауфа, Ш. Перро, в сов. литературе — А. Н. Толстого, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, пьесы-сказки Е. Л. Шварца и др. Примером сатирического использования возможностей С. являются сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. К образам и сюжетам С. обращаются художники и композиторы.
         Справочники: Андреев Н. П., Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне, Л.,1929; Motif-index of folkliterature by Stith Thompson, v. 1—6, Bloomington (Ind.), [1955—58]; Boltc J. und Polivka G., Anmerkungcn zu den Kinder-und Hausmarchcn der Bruder Grimm, Bd 1—5, Lpz., 1913—32; The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarnc's Verzeichnis der Marchentypen, translated and enlarged by Stith Thompson, 2 ed. rev., Hels., 1961.
         Лит.: Азадовский М. К., Русская сказка. Избр. мастера, т. 1—2, М. — Л., [1932]; Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 16, М. — Л., 1938; Мелетинский Е. М., Герой волшебной сказки. Происхождение образа, М., 1958; Померанцева Э. В., Судьбы русской сказки, М., 1965; Пропп В. Я., Морфология сказки, 2 изд., М., 1969; его же. Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946; Новиков Н. В., Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974; Luthi Max, Marchen, 2 Aufl., Stuttg., 1964; Thompson S., The folktale, N. Y., 1946.
         Э. В. Померанцева.
        Сказка. И. Я. Билибин. «Баба-яга в ступе». Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Акварель, тушь, серебро, золото. 1900. Музей Гознака. Москва.
Современная Энциклопедия
СКАЗКА, один из жанров фольклора: эпическое, преимущественно прозаическое произведение о животных или волшебного, авантюрного или бытового характера. Отличается от других видов художественного эпоса и от мифа тем, что и сказочник, и слушатели воспринимают ее прежде всего как вымысел, игру фантазии; у сказки обычно счастливый конец. Лучшие сборники сказок (арабских - "Тысяча и одна ночь", индийских - "Панчатантра", немецких - собранные братьями В. и Я. Гримм, русских - А.Н. Афанасьевым) наряду с классическими литературными сказками Х.К. Андерсена, В. Хауфа, Ш. Перро вошли в сокровищницу мировой культуры.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    СКАЗКА — с эпохи античности до нас дошли различ. виды как нар. («Жили-были...»), так и лит. С.: по худож. уровню наиболее интересной представл. история Амура и Психеи, в к-рой также развив. сюжет о бедной сироте, спасенной полюбивш. ее животными.     Целый ряд архаич. сказоч. сюжетов лег в основу «Одиссеи»; сказоч. мотивы содерж. также в «Истории» Геродота: перстень Поликрата, спасение Ариона дельфином. Не всегда можно отлич. С. от басни, поскольку в дидактич. целях долгое время на перед-ний план выдвиг. басня (содерж. в сказоч. форме к.-л. поуч.) и оставались в тени обыч. сказоч. мотивы. В тогдашней С. еще не нашли отраж. соц.-критич. мотивы — не могло быть и речи о наказании «злых правителей», возможно было только прослав. «добрых людей». Для антич. С. также не хар-рны связь ее осн. образов с представит. определ. обществ. слоев, к-рая могла бы представл. интерес с точки зрения социологич. анализа. В антич. эпоху, очевидно, окончат. сформировались специфич. худож. формы С. как одного из осн. жанров устн. нар. творчества. В сказоч. фольклоре различ. народов встреч. значит. кол-во сказоч. образцов и мотивов, восходящих к антич. периоду. Среди них С. о желаниях — хотениях (выполн. З желаний Тесея) и волшеб. С. Широкое использов. во мн. худож. произв. известных сказоч. мотивов (сюжет о мачехе и падчерице: Фрикс и Гелла; страна с молоч. реками и кисельн. берегами: комедия «Искатели золота» Ферекрата; дар понимать язык животных: Меламп; предоставл. крова и пищи незнак. людям, оказавш. богами: Филемон и Бавкида) выдвигает необход. анализа процесса заимств. сюжетов. В эпоху античности рассказчик С., повествуя о фантастич. мире, использовал худож. приемы, вызывающие у слушателей напряж. внимание.
Орфографический словарь Лопатина
ск`азка, ск`азка, -и, р. мн. -зок
Словарь Ожегова
СК’АЗКА, -и, жен.
1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина.
2. Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пренебр.).
3. сказка. То же, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился с.!
• Ни в сказке сказать, ни пером описать в народной словесности: о ком-чём-н. очень хорошем, красивом.
уменьш. сказочка, -и, жен. (к 1 знач.).
прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои.
II. СК’АЗКА, -и, жен. Список лиц, подлежащих обложению подушной податью. Ревизские сказки (составлявшиеся при ревизии).
Словарь синонимов Абрамова
сказание, предание, басня, легенда, поверье, анекдот, миф, притча, парабола, рассказ, вымысел. "Это присказка; пожди, сказка будет впереди". Ершов. См. выдумка || жизненная сказка, рассказывай сказки!сказки!
Словарь Ушакова
СК’АЗКА, сказки, ·жен.
1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях. Русские народные сказки. Арабские сказки. Сказки о животных. Фантастические сказки. «Стану сказывать я сказки.» Лермонтов. «Не за былью и сказка гоняется.» (посл.) «Сказка - складка, песня - быль.» (посл.).
Литературное произведение того же характера. Сказка о рыбаке и рыбке Пушкина. Сказки Андерсена.
перен. Нечто фантастическое, заманчивое. Не жизнь, а сказка.
2. Неправда, ложь, вымысел, то, чему никто не верит (·разг. ). - Что *****
Толковый словарь Ефремовой
[сказка]
1. ж.
1)
а) Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях.
б) Литературное произведение такого характера.
2) перен. Что-л. фантастическое, заманчивое.
3) разг. Неправда, вымысел, небылица, ложь; то, чему никто не поверит.
2. ж. устар.
Список лиц, подлежавших обложению подушной податью, составлявшийся при ревизии; ревизская ~.
3. ж. устар.
Официальное показание, сообщение, донесение.
Этимологический словарь Крылова
Образовано суффиксальным способом от глагола сказать, давшему также сказ, сказание.
Рус. арго (Елистратов)
СКАЗКА, -и, ж. (или сказки венского леса, сказки пушкина).
Вранье, фантазии.
Словарь пословиц Даля
СКАЗКА - ПЕСНЯ
Сказка - складка, а песня - быль.
Сказка - ложь, а песня - правда.
Сказка складом, песня ладом красна.
Не всяк весел, кто поет. И за песней плачется.
И без песен кадык тесен. Не до песен: кадык тесен.
Не от радости и пташка в клетке поет.
Соловья за песни кормят. Песнею коня не накормишь.
Кто умеет петь, тот умеет и пить.
Поется там, где и воля, и холя, и доля. Где пьется, там и поется.
Бедный песни поет, а богатый только слушает.
Голосу нет - душа поет. Не я пою, душа поет.
Пой песню тот, у кого голос хорош.
Петь было еще, да на животе тощо.
Весело поется, весело и прядется.
Никого не было, а полпесни пропало (когда вдруг умолкнет песенник).
Беседа дорогу коротает, а песня - работу.
Песня (Сказка), вся, больше петь (сказывать) нельзя.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СКАЗКА


будет выглядеть так: Что такое СКАЗКА