Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Cyrano de Bergerac)
        Савиньен (6.3.1619, Париж, — 28.7.1655, Саннуа), французский писатель, мыслитель-вольнодумец. Учился в иезуитском коллеже, служил солдатом королевской гвардии. Испытал влияние идей Дж. Ф. Бруно, Т. Кампанеллы (См. Кампанелла) и П. Гассенди. В 1654 опубликовал «Различные произведения», куда включил: «Письма», комедию «Проученный педант» и трагедию «Смерть Агриппины». В них проявился талант С. де Б.-сатирика, выразились атеистические и материалистические идеи вольнодумца. Трагедия была запрещена.
         Главным произведением С. де Б. является близкий жанру философского романа «Иной свет, или Государства и империи луны», опубликованный в 1657. Издатель крайне обеднил текст; лишь в 20 в. он был восстановлен по обнаруженной рукописи. Повествуя о жизни на Луне, С. де Б. раскрывает свою концепцию Вселенной и человека. Он смеется над системой Птолемея. Отрицает бессмертие души и издевается над верой в чудеса. Вечной он признаёт лишь материю. Последнее незаконченное сочинение С. де Б. «Государства и империи солнца» (опубликовано 1662) в том виде, как оно дошло до нас, менее значительно. К образу С. де Б. обратился в одноименной пьесе Э. Ростан (1898).
         Соч.: Les oeuvres libertines, v. 1—2, P., 1921; в рус. пер.— Иной свет, или Государства и империи Луны, М. — Л., 1931.
         Лит.: История французской литературы, Т.1., М. — Л., 1946, с. 365—68; Mongredien G., Cyrano de Bergerac, P., 1964; AIcover M., La pensee philosophique et scientifique de Cyrano de Bergerac, Gen., 1970 (лит.).
         Т. Г. Хатисова.
        Сирано де Бержерак.
Орфографический словарь Лопатина
Сиран`о де Бержер`ак, Сиран`о де Бержер`ак, -а
Энциклопедия литературных героев
СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК (фр. Сугапо de Bergerac) - центральный персонаж героической комедии Э. Ростана «Сирано де Берже-рак». Во французской драматической литературе, до появления на рубеже XIX и XX вв. «новой драмы», историки театра нередко отмечают три имени, дающих представление об эволюции понятия героя: Сид, Лоренцаччо и Сирано. Последний к тому же подводит итог поискам романтического героя, которому французская драматургия отдавала столь щедрую дань на протяжении всего XIX столетия. Закрепляя сближение романтической драмы с мелодрамой, начатое Гюго и Дюма-отцом, Ро-стан вводит в историю печальной и возвышенной любви С. к своей кузине Роксане мелодраматический мотив, слышимый особенно отчетливо в финальном акте.
Грубиян и бретер, острослов и поэт, храбрый воин и страстный влюбленный, человек слова и действия, постоянно ищущий приключений, С. Ростана на протяжении ста лет является воплощением национального характера в не меньшей степени, чем д'Артаньян, которого он напоминает больше, нежели свой реальный прототип, - французского писателя, философа, эссеиста, ученого и воина Сирано де Бержерака (1619-1655). Ростан заимствовал у реального С. лишь несколько эпизодов из его биографии (например, участие в осаде Арраса, смерть от случайно упавшей ему на голову балки), но углубил его вольнодумство и независимый нрав, заставив своего героя словом или шпагой вступать в сражение при виде любой несправедливости. Придумана автором и любовная интрига, лежащая в основе «героической комедии». Судя по сохранившимся изображениям реального С., в его лице не было ничего аномального. У Ростана «нос Сирано», заставляющий героя постоянно хвататься за шпагу, чтобы отомстить обидчику, и лишающий его смелости признаться в любви из страха увидеть в глазах Роксаны насмешку, становится не только «персонажем» блистательно написанного моноло га С., посвященного собственному носу, но и пружиной задуманной С. акции: свой поэтический дар он предоставляет в распоряжение счастливого соперника, юного Кристиана де Невилетта, обладающего привлекательной внешностью, но не способного самостоятельно завоевать любовь требовательной Роксаны. И в этой придуманной им интриге Ростан оказывается необычайно точен и верен времени, в которое жил реальный С. Его Роксана принадлежит к тому кругу французской знати, который высмеял в своей комедии «Смешные жеманницы» (16S9) Мольер и который формировался под влиянием идей «изысканности», «прециоз-ности» (неточно переведено на русский как «жеманство»), кои стали необычайно модны в Париже в первой половине XVI в. благодаря маркизе де Рамбуйе. «Прециозница» Роксана скорее могла бы полюбить талантливого урода С., чем бесталанного красавца Кристиана, о чем она и говорит С. перед его смертью в столь мелодраматичном, а в чем-то и трагикомичном финале. Безгранично храброго, бесстрашного С. лишил счастья разделенной любви страх перед собственной внешностью.
«Нос Сирано» давно уже стал нарицательным выражением. Всем исполнителям этой роли приходится пользоваться накладками, делающими «сей предмет» действительно устрашающим. Сыграли эту чрезвычайно популярную роль за сто лет немало прекрасных актеров - от первого исполнителя, блистательного Коклена-старшего, до знаменитых актеров второй половины XX в. Д.Сорано, Ж.Марэ, Ж.Вебера и Ж.Депардье. Знаменитый балетмейстер Ролан Пети создал балет, а Франко Альфано поставил в Ла Скала оперу о С.
Лит.: Дюшен И. Ростан
//История западноевропейского театра. М., 1970. Т.5. С.121-131; Наркирьер Ф. Эдмон Ростан
//Ростан Э. Пьесы. М., 1958; Ripert Е. Edmond Rostand. P., 1968.
Т.Б.Проскурникова
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК


будет выглядеть так: Что такое СИРАНО ДЕ БЕРЖЕРАК