Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СИМОНОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Симонов
        Евгений Рубенович (р. 21.6.1925, Москва), советский режиссёр, народный артист СССР (1975). Сын Р. Н. Симонова. В 1947 окончил Театральное училище им. Щукина. С 1947 режиссёр-ассистент, затем режиссёр, с 1968 — главный режиссёр Театра им. Вахтангова (в 1962—68 главный режиссёр Малого театра). Поставил спектакли: «Филумена Мартурано» Де Филиппе (1956), «Иркутская история» Арбузова (1959), «Память сердца» Корнейчука, «Человек с ружьем» Погодина (оба в 1970), «Антоний и Клеопатра» Шекспира (1971), «День-деньской» Вейцлера и Мишарина (1974), «Фронт» Корнейчука (1975) — в театре им. Вахтангова; «Горе от ума» Грибоедова (1963), «Умные вещи» Маршака (1968) — в Малом театре. С 1947 преподаёт в Театральном училище им. Щукина. Автор пьес «Алексей Бережной» (1962, Театр им. Вахтангова) и «Джон Рид» (1967, Малый театр). Награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью.
II
Симонов
        Иван Михайлович [20.6(1.7).1794, Гороховец, ныне Владимирской области, — 10(22).1.1855], русский астроном, член-корреспондент Петербургской АН (с 1829). Профессор (с 1816) и ректор (с 1846) Казанского университета. В 1819—21 участвовал в кругосветной экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, открывшей Антарктиду, оставил подробное описание этого путешествия. Ему принадлежит, помимо многочисленных астрономических наблюдений и разработки их методики, конструкция отражательного прибора. С. одним из первых в России изучал земной магнетизм. По его инициативе в Казани были основаны две обсерватории — астрономическая (1833) и магнитная (1843). В честь С. назван остров (о. Тувана-Итоло) в южной части Тихого океана и северо-восточный мыс на о. Петра I.
         Соч.: Астрономические и физические наблюдения, сделанные во время путешествия около света, ч. 1, СПБ, 1828; Опыт математической теории земного магнетизма, «Ученые записки Казанского университета», 1835, кн. 3.
III
Симонов
        Константин (Кирилл) Михайлович [р. 15(28).11.1915, Петроград], русский советский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1974). Член КПСС с 1942. Окончил Литературный институт им. М. Горького (1938). Печатается с 1934. Ощущение надвигающейся войны реализовалось в поэмах «Победитель» (1937) о Н. Островском, «Ледовое побоище» (1938), «Суворов» (1939). В предвоенные годы формируется основная тема С. — тема мужества и героизма, носителями которого являются люди, душевно причастные к бурным событиям своей эпохи (пьесы «История одной любви», 1940, «Парень из нашего города», 1941, Государственная премия СССР, 1942, одноименный фильм 1942). В годы Великой Отечественной войны на фронте (корреспондент газеты «Красная Звезда»). Одним из первых обратился к теме русского человека на войне (пьеса «Русские люди», 1942, Государственная премия СССР, 1943; повесть «Дни и ночи», 1943—44, Государственная премия СССР, 1946, одноименный фильм, 1945). Широкую популярность приобрела в годы войны лирика С. («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня», «Убей его!» и другие, стихи из сборников «С тобой и без тебя», 1942, «Война», 1944, и др.), где мотивы патриотизма, мужества и героики соединены с мотивами фронтовой дружбы, любви, верности. Период «холодной войны» отразился в творчестве С. созданием идеологически актуальных произведений (пьесы «Русский вопрос», 1946, Государственная премия СССР, 1947; «Чужая тень», 1949, Государственная премия СССР, 1950; книга стихов «Друзья и враги», 1948, Государственная премия СССР, 1949). С середины 50-х гг. (вслед за романом «Товарищи по оружию», 1952, новая редакция 1971) С. создаёт трилогию «Живые и мёртвые» (Ленинская премия, 1974): романы «Живые и мёртвые» (1954—59, одноименный фильм, 1964), «Солдатами не рождаются» (1963—64, фильм –«Возмездие», 1969) и «Последнее лето» (1970—71) — эпически широкое художественное исследование пути сов. народа к победе в Великой Отечественной войне, в котором автор стремился соединить два плана — достоверную «летопись» основных событий войны, увиденных глазами их свидетеля и участника (Серпилин, Синцов), и анализ этих событий с точки зрения их современного понимания и оценки. К трилогии по материалу примыкают «Южные повести» (1956—61), повести «Из записок Лопатина» (1965), «Двадцать дней без войны» (1972), ряд публикаций дневников С. военных лет с современными авторскими комментариями и др. Опубликовал также повесть «Дым отечества» (1947), пьесу «Четвёртый» (1961) и много других пьес, сценариев художественных и документальных фильмов, поэм, книг, путевых очерков, статей и выступлений на литературные и общественные темы. Многие произведения С. переведены на языки народов СССР и иностранные языки. Общественная деятельность С. активна и многогранна: редактор «Литературной газеты» (1938, 1950—54), журнала «Новый Мир» (1946—50, 1954—58), заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР (1946—54). Кандидат в члены ЦК КПСС (1952—56), член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1956—61 и с 1976). Депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. Член президиума Сов. комитета защиты мира (с 1949). Секретарь правления Союза писателей СССР (1954—59 и с 1967). Награжден 3 орденами Ленина, 5 др. орденами, а также медалями.
         Соч.: Собр. соч., т. 1—6, М., 1966—70.
         Лит.: Вишневская И. Л., Константин Симонов. Очерк творчества, М., 1966; Фрадкина С., Творчество Константина Симонова, М., 1968; Лазарев Л. И., Военная проза Константина Симонова, М., 1975; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 4, М., 1966.
         Г. А. Белая.
        К. М. Симонов.
        К. М. Симонов. «Живые и мёртвые» (Москва, 1964). Илл. А. Васина.
IV
Симонов
        Николай Константинович [21.11(4.12). 1901, Самара, ныне Куйбышев, — 20.4.1973, Ленинград], советский актёр, народный артист СССР (1950), Герой Социалистического Труда (1971). Учился в петербургской АХ (1919—22). С 1924 актёр Ленинградского театра драмы им. Пушкина (в 1932—33 работал в Куйбышевском театре). Искусство С. отличала высокая, героико-романтическая одухотворённость. Он создал яркие образы передовых советских людей, отмеченные большой нравственной силой, идейной убеждённостью, духом воинствующего гуманизма: Мехоношев («Конец Криворыльска» Ромашова), Вершинин («Бронепоезд 14-69» Иванова), Семен («Ярость» Яновского), Берест («Платон Кречет» Корнейчука), генерал Муравьёв («Победители» Чирскова), Хлебников («Персональное дело» Штейна). Важное место в творчестве актёра занимали роли классического репертуара: Протасов («Живой труп» Л. Н. Толстого), Сатин («На дне» Горького), Сальери («Моцарт и Сальери» Пушкина), Маттиас Клаузен («Перед заходом солнца» Гауптмана). Лучшие роли в кино (снимался с 1924): Артем («Каин и Артем», 1929), Жихарев («Чапаев», 1934), Чуйков («Сталинградская битва», 1949), Монтанелли («Овод», 1955) и др. Крупнейшая работа в кино — Петр I («Петр 1», 1937—39). Государственная премия СССР (1941, 1947, 1950). Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского (1973). Награжден 3 орденами Ленина, а также медалями.
         Лит.: Остроухов С., Народный артист СССР Н. К. Симонов, Л., 1951; Цимбал С., Николай Симонов, М., 1973.
        Н. К. Симонов.
        Н. К. Симонов в роли Петра I в фильме «Пётр I».
V
Симонов
        Рубен Николаевич [20.3(1.4).1899, Москва, — 5.12.1968, там же], советский актёр и режиссёр, народный артист СССР (1946). Учился на юридическом факультете Московского университета. В 1919 поступил в драматическую студию им. Ф. И. Шаляпина, в 1920 перешёл в 3-ю студию МХАТа (с 1926 — Театр им. Вахтангова). Сначала актёр, с 1924 режиссёр, с 1939 главный режиссёр Театра им. Вахтангова. В творчестве С. многогранно и ярко проявилось связанное с традицией Вахтангова восприятие сценического искусства как праздника, что отразилось в артистизме и изяществе его актёрских работ, в их поэтической одухотворённости. Для ранних ролей С. — Дымба («Свадьба» Чехова), Труффальдино и Панталоне («Принцесса Турандот» Гоцци) — характерны гротесковая манера, подчёркнутая театрализация образов. Впоследствии С., значительно углубив психологическую разработку ролей, сохранил остроту сценического рисунка, отточенность внешней формы. Комедийное начало таланта С. блестяще раскрылось в ролях Вице-короля («Карета святых даров» Мериме), Бенедикта («Много шума из ничего» Шекспира), Доменико Сориано («Филумена Мартурано» Де Филиппо). Трагический колорит приобрела в его исполнении роль Кости-капитана («Аристократы» Погодина); образам Сирано («Сирано де Бержерак» Ростана) и Олеко Дундича («Олеко Дундич» Ржешевского и Каца) актёр при давал героико-романтическую окраску. Глубокой гражданственностью, целостностью раскрытия идейного содержания, выразительностью режиссёрского построения отличались его постановки: «Интервенция» Славина (1933), «Фронт» Корнейчука (1942), «Фома Гордеев» по Горькому (1956), «Живой труп» Л. Н. Толстого (1962), «Правда и кривда» Стельмаха (1964) и др. Значительной вехой в развитии сов. театра стал спектакль «Человек с ружьем» Погодина (1937). Ставил комедии: «Мадемуазель Нитуш» Эрве (1944), «Стряпуха» Софронова (1959) и др. В 1928—37 возглавлял студию (Театр-студия под руководством Р. Н. Симонова). В Большом театре поставил оперы «Абессалом и Этери» Палиашвили (1938), «Кармен» Бизе (1945) и др. Руководил 1-й, 2-й и 3-й Армянской студиями и Узбекской студией в Москве. Преподавал в Театральном училище им. Щукина (с 1946 профессор). Ленинская премия (1967). Государственная премия СССР (1943, 1947, 1950). Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
         Соч.: С Вахтанговым, М., 1959.
         Лит.: Марков П. А., Театральные портреты, М. — Л., 1939; его же, Р. Н. Симонов в «Аристократах» Погодина, в его кн.: Правда театра, М., 1965.
         Б. И. Ростоцкий.
        Р. Н. Симонов.
        Р. Н. Симонов в роли Бенедикта («Много шума из ничего» У. Шекспира).
VI
Симонов
        Сергей Гаврилович [р. 22. 9(4.10). 1894, деревня Федотове, ныне Владимирской области], советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда (1954), заслуженный изобретатель РСФСР (1964). Член КПСС с 1927. С 1910 работал слесарем на различных заводах. С 1922 мастер, старший мастер. С 1929 С. — начальник сборочного цеха, конструктор, руководитель экспериментальной мастерской. Изобретательская деятельность С. началась в 1922—23 с проектирования ручного пулемёта и автоматической винтовки. В 1926 была представлена, а в 1936 была принята на вооружение Красной Армии автоматическая винтовка С. В 1941 разработал 14,5-мм противотанковое самозарядное ружье, применявшееся в Великой Отечественной войне 1941—45. В 1945 на вооружение Сов. Армии был принят самозарядный карабин С. За создание противотанкового ружья и самозарядного карабина С. удостоен Государственной премии СССР (1942, 1949). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 другими орденами, а также медалями.
         Лит.: Болотин Д. Н., Советское стрелковое оружие за 50 лет, Л., 1967.
Современная Энциклопедия
СИМОНОВ Сергей Гаврилович (1894 - 1986), конструктор стрелкового оружия. Создал в СССР автоматическую винтовку (на вооружении с 1936), противотанковое самозарядное ружье (1941), самозарядный карабин (1945). СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович (1915 - 79), русский писатель, общественный деятель. Поэмы, интимная и гражданская лирика (стихотворения "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." и "Жди меня", 1941; сборник "С тобой и без тебя", 1942). Эпическое изображение Великой Отечественной войны, социально-нравственные конфликты в повести "Дни и ночи" (1943 - 44), романе-трилогии "Живые и мертвые" (1959 - 71), цикле повестей "Из записок Лопатина" (1957 - 78). Дневники военных лет. В "размышлениях о Сталине" - "Глазами человека моего поколения" (опубликованы в 1988) - попытка оправдать свое активное участие в идеологической жизни 1940 - 50-х гг. (кандидат в члены ЦК КПСС, 1952 - 56; главный редактор "Литературной газеты" и журнала "Новый мир"). Пьесы, в том числе "Четвертый" (1961). Публицистика. СИМОНОВ Евгений Рубенович (1925 - 1994), режиссер, педагог. Сын Р.Н. Симонова. С 1947 режиссер, в 1968 - 1987 главный режиссер Театра имени Евг. Вахтангова. В 1962 - 68 главный режиссер Малого театра. С 1987 главный режиссер Театра Дружбы народов (ныне Театр Наций). Продолжал традиции вахтанговской школы; стремился к сочетанию психологизма с яркой театральностью: "Иркутская история" А.Н. Арбузова (1959), "Антоний и Клеопатра" У. Шекспира (1971) и др. В 1989 организовал Московский театр-студию имени Р.Н. Симонова.
Ономастикон
см. СЕМАНИН
Энциклопедия Отечеcтво
1.
СИМОНОВ Валерий Петрович (род. 1953), журналист, главный редактор газеты "Россия" (с 1997). С 1988 в "Комсомольской правде" (главный редактор в 1994-97).
2.
СИМОНОВ Евгений Рубенович (1925-94), режиссёр, народный артист СССР (1975), член-корреспондент РАО (1993). Сын Р. Н. Симонова. С 1947 режиссёр, в 1968-87 главный режиссёр Театра им. Евг. Вахтангова. В 1962-63 главный режиссёр Малого театра. С 1987 художественный руководитель Театра Дружбы народов (с 1992 Театр Наций). В 1988 организовал Московский театр-студию им. Р. Н. Симонова (с 1995 Московский драматический театр им. Р. Н. Симонова). Продолжал традиции вахтанговской школы, сочетая психологизм с яркой театральностью. Постановки: "Филумена Мартурано" Э. Де Филиппо (1956), "Иркутская история" А. Н. Арбузова (1959), "Коронация" Л. Г. Зорина (1960), "Роза и крест" А. А. Блока (1983), "Три возраста Казаковы" М. И. Цветаевой (1985) и др. Профессор Театрального училища им. Б. В. Щукина (с 1976). Государственная премия СССР (1981).
3.
СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович (1915-79), русский писатель, Герой Социалистического Труда (1974). Поэмы, сборники интимной и гражданской лирики ("С тобой и без тебя", 1942; "Друзья и враги", 1948). Проза о Великой Отечественной войне: лирическая повесть "Дни и ночи" (1943-44); роман-трилогия "Живые и мёртвые" (1959-71; Ленинская премия, 1974) - одна из первых в советской литературе попыток показать не только самоотверженность и героизм воинов, но и трагизм военных поражений, окружения 1941; в цикле повестей "Из записок Лопатина" (1957-78) - в значительной степени автобиографичный образ военного репортёра. Дневники военных лет; "Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине" (опубликованы в 1988) - исповедальное произведение с мотивацией своего активного участия в идеологической жизни в 1940-1950-х гг. Пьесы, в т. ч. "Парень из нашего города" (1941), "Четвёртый" (1961). Публицистика. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1952-56. Главный редактор журнала "Новый мир" (1946-50, 1954-58), "Литературной газеты" (1938, 1950-54). Государственные премии СССР (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950).
4.
СИМОНОВ Михаил Петрович (род. 1929), авиаконструктор. Генеральный конструктор (с 1983) ОКБ им. П. О. Сухого. Под руководством Симонова созданы планеры, боевые и спортивные самолёты. Ленинская премия (1976), Государственная премия Российской Федерации (1996).
5.
СИМОНОВ Николай Константинович (1901-73), актёр, народный артист СССР (1950), Герой Социалистического Труда (1971). С 1924 в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина. Актёр мощного трагедийного темперамента; созданные им монументальные образы имели ге-роико-романтическую окраску, отличались благородством актёрской манеры, яркой эмоциональностью. Среди ролей: Сатин ("На дне" М. Горького), Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца" Г. Гауптмана), Протасов ("Живой труп" Л. Н. Толстого). Снимался в фильмах "Пётр I" и др. Государственные премии СССР (1941, 1947, 1950).
6.
СИМОНОВ Павел Васильевич (род. 1926), физиолог, академик РАН (1987). Директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН (с 1982). Осн. работы по экспериментальной нейрофизиологии эмоций, проблемам высшей нервной деятельности. Государственная премия СССР (1987).
7.
СИМОНОВ Рубен Николаевич (1899-1968), актёр и режиссёр, народный артист СССР (1946). Ученик и продолжатель традиций Е. Б. Вахтангова. С 1920 в студии Вахтангова (с 1926 Театр им. Евг. Вахтангова; с 1939 главный режиссёр). Исполнял роли в осн. лирико-комедийного и романтического плана, отмеченные своеобразным элегическим юмором: Бенедикт ("Много шума из ничего" У. Шекспира), Сирано ("Сираноде Бержерак" Э. Ростана), Доменико Сориано ("Филумена Мартурано" Э. Де Филиппе). Режиссёрским работам Симонова присущи острота, лёгкость, изящество и выразительность сценической формы: "Соломенная шляпка" Э. Лабиша (1939), "Фронт" А. Е. Корнейчука (1942), "Мадемуазель Нитуш" Ф. Эрве (1944), "Живой труп" Л.Н. Толстого (1962), "Варшавская мелодия" Л. Г. Зорина (1967) и др. Профессор Театрального училища им. Б. В. Щукина (с 1946). Ленинская премия (1967), Государственные премии СССР (1943, 1947, 1950).
8.
СИМОНОВ Сергей Гаврилович (1894-1986), конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда (1954). Создал автоматическую винтовку, самозарядные противотанковое ружьё и карабин. Государственные премии СССР (1942, 1949).
9.
СИМОНОВ Юрий Иванович (род. 1941), дирижёр, народный артист СССР (1981). С 1969 дирижёр, в 1970-85 главный дирижёр Большого театра. В 1986-89 художественный руководитель и главный дирижёр Государственного Малого симфонического оркестра СССР. 1-я премия на Международном конкурсе дирижёров в Риме (1968). Профессор Московской консерватории (с 1985).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СИМОНОВ


будет выглядеть так: Что такое СИМОНОВ