Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от греч. syllabe — слог и tonos — ударение)
        одна из форм тонического стихосложения (См. Тоническое стихосложение), основанное на регулярном чередовании сильных слогов, по которым распределяются ударения, и слабых, на которые ударения не падают. Основные размеры: двусложные, в которых между сильными слогами находится один слабый, — Хорей — — — ... (знаком — обозначается сильный слог, знаком слабый; пример: Буря мглою небо кроет) и Ямб — — —... (Пора, пора, рога трубят), и трёхсложные, в которых между сильными слогами располагается по два слабых, — Дактиль — — — ... (Вырыта заступом яма глубокая), Амфибрахий — — — ... (Идёт вдохновенный кудесник) и Анапест — — —... (За великое дело любви). Названия размеров заимствованы из античного метрического стихосложения, в котором в том же порядке чередовались долгие и краткие слоги. Внутренняя структура двусложных размеров, с одной стороны, трёхсложных — с другой, одинакова; отличаются они анакрусой (См. Анакруса) — ритмическим зачином, который измеряется количеством слабых слогов до первого сильного. В хорее и дактиле анакруса нулевая, в ямбе и амфибрахии односложная, в анапесте двусложная. Русские теоретики 18—19 вв. делили силлабо-тонический стих на единообразные стопы, например хорей — | — | — |... Однако стопная теория натолкнулась на одну особенность русского стиха: в хорее и ямбе ударения падают не на все сильные слоги и только последний слог всегда ударен. Например, в стихе «Возлюбленная тишина» пропущено метрическое ударение на 2-й и 3-й стопах: —'| —| —| —'|. Объясняется это тем, что в русском языке одно ударение падает в среднем приблизительно на три слога, а стопа ямба и хорея состоит из двух. Изредка ударение может падать на слабый слог (сверхсхемное ударение). В этих случаях стиховеды нередко пользовались понятием вспомогательных стоп: пиррихия (См. Пиррихий) и спондея (См. Спондей) — —, способных замещать основные. Так, в стихе «Здесь в мире расширять науки» — — | | — | — | первая стопа — спондей, вторая — пиррихий, остальные — ямбы. Большинство современных русских стиховедов отказались от стопной теории, продолжая; однако, пользоваться для удобства её терминологией. Пиррихии придают русским ямбам и хореям ритмическое разнообразие. В трёхсложных размерах среднее количество ударений приблизительно совпадает с количеством сильных мест, поэтому пропуски метрических ударений в них редки, зато сверхсхемные встречаются чаще.
         В русской поэзии С.-т. с. было введено в поэтическую практику и теоретически обосновано в 30-е гг. 18 в. В. К. Тредиаковским и М. В. Ломоносовым, вытеснив существовавшее с середины 17 в. Силлабическое стихосложение. Русские поэты употребляли стихи, содержащие от 2 до 6 сильных мест (стоп). Обычно все стихи одного стихотворения или равны по количеству стоп, или же регулярно чередуются. Особая форма силлабо-тонического стиха — Вольный стих, преимущественно ямб, в котором неупорядоченно чередуются стихи от одностопных до шестистопных (басни И. А. Крылова; «Горе от ума» А. С. Грибоедова); в вольных ямбах и хореях В. В. Маяковского можно встретить даже десятистопные стихи.
         С.-т. с. в каждом языке, где оно существует, своеобразно. Так, в немецком языке в многосложных словах может быть несколько ударений, одно ударение приходится в среднем на два слога, поэтому пиррихии редки, ритмическое разнообразие создаётся чередованием ударений разной силы. В английском языке много односложных слов, поэтому в двусложных размерах многочисленны сверхсхемные ударения. В языках с постоянным ударением С.-т. с. встречается реже и менее упорядочено. Например, в чешских ямбах не обязательно ударение на последнем сильном слоге; в польском стихе часто встречается сдвиг ударения с сильного слога на слабый; такой силлабо-тонический стих можно считать переходной формой, сближающейся с силлабическим стихом.
         Лит.: Белый А., Символизм, М., 1910; Жирмунский В. М., Введение в метрику, Л., 1925; Томашевский Б. В., О стихе, Л., 1929; его же, Стих и язык, М. — Л., 1959; Шенгели Г. А., Техника стиха, М., 1960; Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории русского стиха, М., 1958; Холшевников В. Е., Основы стиховедения, Л., 1972; Гаспаров М. Л., Современный русский стих, М., 1974.
         В. Е. Холшевников.
Современная Энциклопедия
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, разновидность тонического стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе. На сильных местах метра располагаются (исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых - безударные слоги. Основные метры силабо-тонического стихосложения - ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ


будет выглядеть так: Что такое СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ