Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СЕНГОР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Senghor)
        Леопольд Седар (р. 9.10.1906, Жоаль, Сенегал), государственный деятель Сенегала, философ, поэт. Окончил филологический факультет Сорбонны (1933). В 1935—58 (с перерывом в 1939—42) преподавал в учебных заведениях Франции. В 1939—40 служил во французской армии; в 1940—42 был в нем. плену, затем участвовал во французском Движении Сопротивления. В 1936—48 член Французской социалистической партии (СФИО). Основатель (1948) партии Демократический блок Сенегала (в 1959 преобразован в Прогрессивный союз Сенегала, ПСС). С 1959 генеральный секретарь ПСС. В 1945—60 занимал ряд министерских постов во Франции. С 4 апреля 1959 по 20 августа 1960 председатель Федеральной ассамблеи Федерации Мали. С сентября 1960 президент Республики Сенегал; в декабря 1962 — февраля 1970 одновременно глава правительства. С. — один из создателей концепции т. н. «негритюда», утверждающей исключительность исторических судеб Африки и психического склада «африканской личности».
         Участие С. в Движении Сопротивления нашло отражение в поэтическом цикле «Чёрные жертвы» (1948). Автор сборника стихов «Песни в, сумраке» (1945) и «Песни для Наэтт» (1949), драматической поэмы «Чака» (1949) о героическом прошлом африканских народов и др.
         С. — почётный доктор наук Парижского, Страсбурского и других университетов; иностранный член французской Академии моральных и политических наук (1969).
         Соч.: Nation et voie africaine du socialisme. P., 1961; On African socialisme, N. Y. — L., [1964]; La negritude est un humanisme du XX siecle, Dakar, 1971; Poemes. P., 1974; в рус. пер. — Песнь ночи и солнца, [послесловие М. Малышева], М., 1965; Избранная лирика, [предисл. М. Ваксмахера], М., 1969.
         Лит.: Потехина Г. И., Очерки современной литературы Западной Африки, М., 1968; Современные литературы Африки, М., 1973—74; Guibert A., L. S. Senghor, P., 1962 («Poetes d'aujourd'hui»); Leusse Н. de, L. S. Senghor, l'Africain, [P., 1967]; Mezu S. O., L. S. Sengbor..., P., [1968] (лит. с. 207—29).
Философский энциклопедический словарь 2
        (Senghor) Леопольд Седар (р. 9.10.1906, Жоаль, Сенегал), гос. деятель Сенегала, философ, поэт. С.— один из создателей негритюда. По С., негроафр. личности (в отличие от эллинско-европейской) присущи особые чувства интуиции, сопереживания, образности и ритмики (формула: «эмоция принадлежит негру, а разум — эллину»), и потому негро-афр. и эллино-европ. культуры принципиально различны. Позднее С. отошёл от субъективистских крайностей не-гритюда, рассматривая «африканизм» как культуру, основанную на ценностях солидаризма и гармонии в отношениях между человеком и миром. В утверждении культурной независимости Африки С. видит основу её самоопределения и в др. сферах, но при этом выступает и за синтез афр. культурных ценностей с научно-технич. ценностями зап. цивилизации. Эти взгляды подвергались критике за преувеличение роли субъективных и ценностных факторов, за несостоятельность расового распределения ценностей, за ограниченность «культурной критики» неоколониализма.
        С. подчёркивает также специфику социального развития Африки, пытается обосновать возможность особого реформистского «афр. социализма». По С., формы распределения и труда, присущие традиционной общине, носят солидаристский характер и тем самым, исключив классовые конфликты и эксплуатацию, могут стать основой для создания гармонич. отношений в масштабах всего общества. С. пытается показать также особый солидаристский характер афр. демократии, государства и партии.
        Не принимая марксизма в целом — материалистич. понимания истории, учения о классовой борьбе, С. пытается эклектически соединить некоторые его принципы (гуманизм, всестороннее развитие личности) с теорией «афр. социализма».
        Nation et voie africaine du socialisme, P., E1961]; Nigritude et humanisme, P., 1964; On African socialism, N. ?.— L., 1964; Prose and poetry, L., 1965; в рус. пер.— Песнь ночи и солнца, М., 1965.
        Ерасов Б. С., Тропич. Африка: идеология и проблемы культуры, М., 1972; Mapтышин О. В., Социализм и национализм в Африке, М., 1972; Мосейко А. Н., «Негритюд» и совр. философско-эстетич. и теоретико-лит. борьба в странах Тропич. Африки, в кн.: Теории, школы, концепции. Художеств. процесс и идеологич. борьба, М., 1975.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СЕНГОР


будет выглядеть так: Что такое СЕНГОР