Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

СЕКСТ ЭМПИРИК

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Sextus Empiricus)
        (конец 2 — начало 3 вв.), древнегреческий философ и учёный, представитель Скептицизма. Автор сочинений «Против математиков» (т. е. учёных вообще) и «Пирроновы положения». Собрал высказывания и аргументы древнегреческих скептиков от Пиррона до Энесидема. Согласно С. Э., скептик ничего не утверждает и ничего не отрицает категорически, равно допуская возможность противоположных мнений, он — «ищущий». Цель философии — достижение душевного спокойствия (Атараксия), чему способствует скептическая позиция. С. Э. — один из первых историков логики, физики, этики и других наук. Его собственную логическую концепцию можно рассматривать как определённый шаг от двухзначной логики к трёхзначной (см. Многозначная логика). Ему принадлежит известный аргумент о бесконечности доказательства: всякое доказательство исходит из каких-либо посылок, которые в свою очередь требуют доказательства и т. д. Сочинения С. Э. содержат цитаты из утерянных произведений Ксенофана, Гераклита, Парменида, Демокрита и других древнегреческих философов и являются важнейшим источником сведений об их учениях. Оказал влияние на М. Монтеня (См. Монтень), П. Бейля (См. Бейль) и других скептиков нового времени.
         Соч.: Opera, with an english transi., by R. G. Bury, v. 1—4, L. — N. Y., 1959—60; Opera, v. 1—3, Lipsiae, 1954—58; в рус. пер. — Соч., в 2 тт., т. 1, М., 1975; Три книги Пирроновых положений, СПБ, 1913.
         Лит.: Рихтер Р., Скептицизм в философии, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1910; Heintz W., Studien zu Sextus Empiricus, Halle (Saale), 1932. См. также лит. при ст. Скептицизм.
Современная Энциклопедия
СЕКСТ ЭМПИРИК (Sextus Empiricus) (конец 2 - начало 3 вв.), древнегреческий философ и ученый, представитель скептицизма. Собрал и систематизировал высказывания древнегреческих скептиков от Пиррона до Энесидема; один из первых историков логики. Основные труды: "Пирроновы основоположения", "Против ученых".
Античные писатели
    Секст Эмпирик, Sekstos Empeirikos, II/III в. н. э., греческий врач и философ. Представитель эмпирической школы в медицине (отсюда его прозвище) и скептической философии. О жизни С.Э. ничего более мы не знаем. Из его произведений сохранились только философские сочинения, которые представляются основным источником знаний об античном скептицизме. Это: Пирронические записки (Pyrroneioi hypotyposeis) в 3 книгах, в которых С.Э. вначале рассуждает о сущности и методе скептицизма (см. <<Пиррон>>), а затем разбивает догматические положения логики, физики и этики; Против ученых (Pros mathematikus) в 6 книгах заключает в себе критику наук (грамматики, риторики, геометрии, арифметики, астрологии и музыки), которые, начиная с эллинистической эпохи, входили в состав общего образования; Против догматиков (Pros dogmatikus) в 5 книгах, которое считается продолжением предыдущего произведения - критика логики (кн. I-II), физики (кн. III-IV) и этики (кн. V), то есть трех разделов ортодоксальной философии (особенно у стоиков и эпикурейцев). Сочинения С.Э. использовали христианские писатели для опровержения языческой философии (например, Ипполит Римский).
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Скептицизм от Энезидема до Секста Эмпирика
    Об истории скептицизма после Энезидема мы знаем не слишком много; знаем о Сексте Эмпирике, жившем двумя веками позже. До него был некий Агриппа (жил во второй пол. I в. н.э.), известный своей более радикальной "таблицей тропов", где он пытался показать не только относительность восприятий, но и рассуждений. Тот, кто пытается доказать нечто, фатально впадает в одну из трех ошибок: 1) либо он теряется в бесконечности, 2) либо впадает в порочный круг, когда для объяснения одного прибегают к тому, что само должно быть объяснено, 3) или же принимаются чисто гипотетические исходные посылки.
    Менодот из Никомедии, живший, возможно, в первой половине II в. н.э., прославился тем, что соединил скептицизм с эмпирической медициной. Возможно, именно он ввел различие между "знаками указывающими" и "знаками напоминающими" (как следствие, имеем признание законности последних), чего не было у Энезидема. Говоря современным языком, "напоминающий знак" - это мнемотическая комбинация между двумя или более феноменами, достигнутая в опыте путем повторения, которая позволяет при наличии одного из них (например, дыма), выводить существование других (огонь, свет, тепло). Ясно, что наряду с негативным моментом пирроновского толка Менодот внедрил и позитивный, связанный с использованием эмпирического метода.
    Секст Эмпирик (жил во второй половине II в. н.э.) написал немало сочинений, среди которых "Три книги Пирроновых положений" "Против математиков" в 6 книгах, "Против ученых" в 5 книгах, и еще около 12 книг. Феноменализм Секста формулируется уже в отчетливо дуалистических терминах: феномен становится впечатлением, или аффектом субъекта, и как таковой он противопоставлен объекту, как чему-то внешнему, это становится причиной чувственного аффекта самого субъекта. Мы можем утверждать, что, если феноменализм Пиррона и Энезидема имел форму абсолютного и метафизического (вспомним, как Пиррон выразительно говорил о "божественной природе и благе", в соответствии с вечной природой которой человеку даруется жизнь равная; Энезидем же приближался к гераклитову видению реального), то феноменализм Секста Эмпирика имеет характер исключительно эмпирический и антиметафизический: феномен как чистый аффект субъекта не впускает в себя всю реальность, но оставляет вне себя "внешний объект", непознаваемый если не в принципе, то фактически, как минимум.
    Секст допускает возможность согласия для скептика с некоторыми вещами, т.е. если аффекты связаны с сенсорными представлениями. И это будет согласие и принятие чисто эмпирическое, а потому не догматическое. "Те, кто говорят, что скептики выхолащивают феномены, не слышали того, что мы не оспариваем. То, что ведет к принятию, в соответствии с аффектом, без участия воли, влечет к чувственному представлению".
    Секст создает нечто вроде этики здравого смысла, элементарной и даже примитивной. "Мы не только не противоречим жизни, - говорит он, - но защищаем ее, соглашаясь с тем, что ею подтверждено, но возражая изобретениям догматиков, их измышлениям".
    Жить в соответствии с опытом и общими привычками возможно, по Сексту, придерживаясь четырех регулярных правил: 1) следовать указаниям природы, 2) следовать импульсам наших аффектов, которые требуют, например, есть - при ощущении голода, пить - в состоянии жажды, 3) уважать законы и обычаи собственной страны, как практически необходимые, принимать снисхождение как благо, а жестокость как зло; 4) не оставаться инертным, но упражняться в умениях.
    Эмпирический скептицизм предписывает не апатию, но "метриопатию", т.е. модерацию, соразмерность аффектов. И скептик страдает от глада и хлада, но не судит о них как о зле по природе, а потому сдерживает возмущение по их поводу. То, что скептик должен быть абсолютно невозмутим, Секст уже берет в расчет, ибо опыт реабилитирован. Восстановленная в правах категория здравого смысла влечет за собой признание полезного. Цель, согласно с которой культивируются искусства (четвертое предписание этики), указана ясно - жизненная польза.
    Наконец, необходимо отметить, что достижение атараксии, невозмутимости, Секст представляет как результат отказа от суждений по поводу истины. Вот как он иллюстрирует этот эффект: "Тот, кто сомневается, благо или зло та или иная вещь, тот ничего не преследует с жаром и нетерпением, потому он бесстрастен". Со скептиком случается то, что случилось, как рассказывают, с художником Апеллесом. Говорят, рисуя коня, ему взбрело в голову писать его взмыленным. Однако, не справившись с задачей, он в отчаянии швырнул в картину губку, окрашенную разными цветами, которая оставила за собой след, похожий на пену. Также и скептики, преследуя бесстрастность и невозмутимость, игнорируя разницу между данными чувств и данными разума, не умея остановить рациональный дискурс в его движении, потерпели неудачу, и эта неудача потянула за хвост бесстрастие, как тень их преследовала раздраженность.
Конец античного скептицизма
    Скептицизм в лице Секста Эмпирика переходит из триумфальной фазы в декадентскую. По этому поводу сам Секст пишет: "Если верно понимать скептические выражения, необходимо отдавать себе отчет в том, что, если нечто, как мы говорим, отрицает само себя, то, отрицает и то, о чем говорится; так в медицине слабительное, изгоняя жидкости, гонит вместе с ним и себя как действующее средство".
    В главной своей задаче, показывая невозможность доказательства, скептицизм разрушает сам себя. "Даже если это (показ невозможности доказательства), - подтверждает Секст, - компрометирует самое себя, из этого не следует обратное, что доказательство существует. Как часто нечто делает с собой то же, что с другими. Огонь, пожирая дерево, разрушает сам себя и затухает; слабительное вместе с гонимым из плоти, гонит прочь себя, так и аргументация против доказательства сама за компанию выброшена за борт как любая другая аргументация".
    В этом ярком образе мы видим главную историческую функцию античного скептицизма - катарсическую, или освобождающую. Это философское течение не разрушает философию вообще, но атакует определенную догматическую ментальносгь, которая была порождена великими эллинистическими системами, в особенности, стоицизмом, синхронно с которым скептицизм расцветал и умирал.
История философии. Энциклопедия
СЕКСТ ЭМПИРИК, (200-250) - древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С.Э.: "Пирроновы основоположения", "Против ученых" (состоит из разделов "Против логиков", "Против физиков", "Против этиков", "Против грамматиков", "Против риторов", "Против геометров", "Против арифметиков", "Против астрологов", "Против музыкантов") являются основными источниками античного скептицизма. Согласно С.Э., "скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золото ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее". Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, С.Э. утверждал: "Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения. Следовательно, не существует и никакой науки...". В отличие от других философских школ, постулирующих принципиальную недостижимость истины, а также претендующих, согласно С.Э., на обладание истиной, С.Э. утверждал, что скептики все же ищут истину, хотя "ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности". С.Э. систематизировал предшествующие аргументы в пользу воздержания от суждений с целью обретения душевного равновесия и блаженства, осуществление которых и выступает целью философии.
A. A. Грицанов
История философии. Грицианов
(200—250) — древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С.Э.: ‘Пирроновы основоположения’, ‘Против ученых’ (состоит из разделов ‘Против логиков’, ‘Против физиков’, ‘Против этиков’, ‘Против грамматиков’, ‘Против риторов’, ‘Против геометров’, ‘Против арифметиков’, ‘Против астрологов’, ‘Против музыкантов’) являются основными источниками античного скептицизма. Согласно С.Э., ‘скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золото ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее’. Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, С.Э. утверждал: ‘Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения. Следовательно, не существует и никакой науки...’. В отличие от других философских школ, постулирующих принципиальную недостижимость истины, а также претендующих, согласно С.Э., на обладание истиной, С.Э. утверждал, что скептики все же ищут истину, хотя ‘ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности’. С.Э. систематизировал предшествующие аргументы в пользу воздержания от суждений с целью обретения душевного равновесия и блаженства, осуществление которых и выступает целью философии.
Новый философский словарь
(200-250)
древнегреческий врач и философ. Жил в Александрии и Афинах. Основные произведения С.Э.: "Пирроновы основоположения", "Против ученых" (состоит из разделов "Против логиков", "Против физиков", "Против этиков", "Против грамматиков", "Против риторов", "Против геометров", "Против арифметиков", "Против астрологов", "Против музыкантов") являются основными источниками античного скептицизма. Согласно С.Э., "скептическая позиция проста и очевидна. Представьте себе, что в доме, в котором находится много драгоценностей, многие ищут золота ночью; каждый думал бы, что нашел золото, но не знал бы этого наверное, хотя бы и действительно нашел его. Точно так же философы вступают в этот мир, как в большой дом, чтобы искать истину; если бы даже они и нашли ее, то они все же не могли бы знать, достигли ли они ее". Отрицая возможность существования наук, подлинно доступных человеку, С.Э. утверждал: "Предварительно должно существовать согласие по четырем вопросам: о преподаваемом предмете, о преподающем, об учащемся и о способе обучения. Как мы докажем, не существует ни преподаваемого предмета, ни преподающего, ни учащегося, ни способа обучения. Следовательно, не существует и никакой науки...". В отличие от других философских школ, постулирующих принципиальную недостижимость истины, а также претендующих, согласно С.Э., на обладание истиной, С.Э. утверждал, что скептики все же ищут истину, хотя "ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности". С.Э. систематизировал предшествующие аргументы в пользу воздержания от суждений с целью обретения душевного равновесия и блаженства, осуществление которых и выступает целью философии.
А.А. Грицанов
Философский словарь
(ок. 200 — ок. 250) — греч. философ и врач, последователь Энесидема. В сохранившихся соч. С. Э. — “Пирроновы основоположения” и “Против математиков” — содержится сводка всех аргументов, с помощью к-рых античный скептицизм опровергал представление “догматической” философии о возможности доказательного, неоспоримого знания. Доказывая невозможность к.-л. общеобязательных научных, теологических, этических и т. п. истин, С. Э. рекомендовал воздержание от всякого решения, знания, чтобы тем самым достигнуть душевного равновесия и блаженства, осуществление к-рых и есть цель философии. С. Э. предлагал руководствоваться в жизни естественными потребностями, склонностями, привычками, законами, традициями и прежде всего обычным здравым смыслом.
Философский энциклопедический словарь
СЕКСТ ЭМПИРИК (Sextus Empiricus) (род. ок. 200 – ум. 250) – древнегреч. врач и философ, представитель классического античного скептицизма. Жил в Александрии и Афинах. Его произв. «Пирроновы положения» и «Против математиков» (т.е. специалистов} являются для нас осн. источниками античного скептицизма.
Философский энциклопедический словарь 2
        ( 6 ) (2-я пол. 2 в.— нач. 3 в.), др.-греч. философ, систематизировавший идеи скептицизма, врач по профессии. Его «Пирроновы основоположения» и трактат «Против учёных» (в него входят разделы «Против логиков», «Против физиков», «Против этиков», «Против грамматиков», «Против риторов», «Против геометров», «Против арифметиков», «Против астрологов» и «Против музыкантов», т. е. против теории музыки) — гл. источник наших сведений об антич. скептицизме.
        В поисках предшественников скептицизма С. Э. обращается к учениям древних философов, начиная с Ксе-нофана, и ищет у них элементы скептич. взгляда на мир («Против учёных» VII 48—260). По С. Э., «начало и конец скепсиса лежат в надежде на невозмутимость», которая достигается воздержанием от суждений («Пирро-новы основоположения» I 12,8). В отличие от философов Средней и Новой Академии Аркесилая и Карнеада, которым С. Э. приписывает категорич. утверждение о недоступности истины, и в отличие от др. филос. школ, которым С. Э. приписывает претензию на обладание истиной и которые он характеризует как догматические, С. Э. утверждает, что скептики ищут истину. Согласно С. Э., «ни одно из борющихся положений не стоит выше другого, как более достоверное, ибо все они равны в отношении достоверности и недостоверности» («Пирроно-вы основоположения» I 10). С. Э. систематизировал выдвигавшиеся его предшественниками т. н. скептич. тропы, т. е. аргументы в пользу воздержания от суждений. Доводя скептицизм до его логич. завершения, С. Э. не считал бесспорными также и все скептич. аргументы против возможности знания («Пирроновы основоположения» I 206).
        в рус. пер.: Соч., вступ. ст. и пер. А. Ф. Лосева, т. 1—2 М., 1975—76.
        см. к ст. Скептицизм.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: СЕКСТ ЭМПИРИК


будет выглядеть так: Что такое СЕКСТ ЭМПИРИК