Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

САТИРА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(лат. satira, от более раннего satura — Сатура, буквально — смесь, всякая всячина)
        вид комического (См. Комическое); беспощадное, уничтожающее переосмысление объекта изображения (и критики), разрешающееся смехом, откровенным или подспудным, «редуцированным»; специфический способ художественного воспроизведения действительности, раскрывающий её как нечто превратное, несообразное, внутренне несостоятельное (содержательный аспект) посредством смеховых, обличительно-осмеивающих образов (формальный аспект).
         В отличие от прямого обличения, художественная С. как бы двусюжетна: комическое развитие событий на первом плане предопределяется некими драматическими или трагическими коллизиями в «подтексте», в сфере подразумеваемого. Двусюжетны и другие виды комического, используемые в сатирическом произведении: Юмор и Ирония; но для собственно С. характерна негативная окрашенность обоих сюжетов — видимого и скрытого, тогда как юмор воспринимает их в позитивных тонах, ирония — комбинация внешнего позитивного сюжета с внутренним негативным.
         С. — насущное средство общественной борьбы; актуальное восприятие С. в этом качестве — переменная величина, зависимая от исторических, национальных и социальных обстоятельств. Но чем всенароднее и универсальнее идеал, во имя которого сатирик творит отрицающий смех, тем «живучей» С., тем выше её способность к возрождению. Эстетическая «сверхзадача» С. — возбуждать и оживлять воспоминание о прекрасном (См. Прекрасное) (добре, истине, красоте), оскорбляемом низостью, глупостью, пороком. Провожая «в царство теней все отжившее» (М. Е. Салтыков-Щедрин), духовно «пристыжая» и очищая смеющегося, С. тем самым защищает положительное, подлинно живое. По классическому определению Ф. Шиллера, впервые рассмотревшего С. как эстетическую категорию, «... в сатире действительность как некое несовершенство противополагается идеалу, как высшей реальности» («О наивной и сентиментальной поэзии», см. Статьи по эстетике, М. — Л., 1935, с. 344). Но идеал сатирика выражен через «антиидеал», т. е. через вопиюще-смехотворное отсутствие его в предмете обличения.
         Бескомпромиссность суждений о предмете осмеяния, откровенная тенденциозность — присущий именно С. способ выражения авторской индивидуальности, стремящейся установить непереходимую границу между собственным миром и предметом обличения, и «... силой субъективных выдумок, молниеносных мыслей, поразительных способов трактовки разложить все то, что хочет сделаться объективным и приобрести прочный образ действительности...» (Гегель, Эстетика, т. 2, М., 1969, с. 312). Субъективная окрашенность С. придаёт ей черты своеобразного негативного романтизма.
         Отчётливо осознавшая себя в древнеримской литературе в качестве обличительно-насмешливого жанра лирики, позже С., сохраняя черты лиризма, утратила жанровую определённость, превратилась в подобие литературного рода, определяющего специфику многих жанров: басни (См. Басня), эпиграммы (См. Эпиграмма), бурлески (См. Бурлеска), Памфлета, Фельетона, сатирического романа.
         Сатирик «моделирует» свой объект, создавая образ, наделённый высокой степенью условности, достигаемой «направленным искажением» реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, Гротеска. «Экспериментирующая» С. формирует произведение на основе фантастического допущения, позволяющего автору вести рационалистическое исследование объекта. Персонаж здесь — как бы олицетворённое логическое понятие (Органчик у Салтыкова-Щедрина), а сюжет — как бы система интеллектуальных выкладок, переведённых на «художественный язык» («Кандид» Вольтера, «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта). Распространённая фигура в рационалистической С. — герой-обозреватель, насмешливо «коллекционирующий» улики.
         Иная разновидность — С., высмеивающая ущербную личность, исследующая в психологическом плане природу зла («Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина, «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея). Типизация здесь всецело опирается на точность и «жизнеподобие» внешних и характерологических деталей.
         «Правдоподобное неправдоподобие» являет собою пародийно-ироническую С., изобилующая мотивами «удвоения жизни»: мистификациями, игровыми и театрализованными ситуациями, элементами композиционной симметрии, «двойничества». Она нередко смыкается с юмором (например, у Ч. Диккенса), а также с другими разновидностями С.
         Зарождение сатирической образности в античности относится ко времени, когда искусство носило синкретический характер, выкристаллизовываясь из народных игр и культовых действ. На фольклорной основе формируется сатировская драма, древняя аттическая комедия и пародия на героический эпос («Война мышей и лягушек»); позже появляется жанр, название впоследствии «менипповой сатирой» (См. Мениппова сатира). Как конкретный литературный жанр С. возникает в Древнем Риме (обличения Луцилия Гая, моралистические сатиры Горация и гражданские — Ювенала). Осмеяние нравов получает яркое выражение в романе-мениппее («Сатирикон» Петрония, «Золотой осёл» Апулея) и комедии (Плавт, Теренций). С подъёмом средневековых городов связано развитие Анекдота и Фаблио, комического животного эпоса (См. Животный эпос), площадного Фарса. Возрождению сопутствует сатирический пересмотр идеологических норм средневековья (анонимная политическая С. во Франции — «Мениппова сатира», 2-я часть «Похвалы Глупости» Эразма Роттердамского). Сатирические эпизоды присутствуют в вершинных произведениях эпохи, воплотивших многоликую стихию комического («Декамерон» Дж. Боккаччо, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле, «Дон Кихот» М. Сервантеса, комедии У. Шекспира); они способствуют ниспровержению идей, враждебных гуманизму. Для классицизма характерна сатирическая комедия строго очерченных типов (Мольер), а также стихотворные сатирические жанры (сатира, басня, максима, травестия). В 17—18 вв. набирает обличительную силу комический плутовской роман (особенно барочный — Ф. Кеведо-и-Вильегас, Х. Гриммельсхаузен и просветительский — А. Р. Лесаж, Т. Смоллетт). Социально-сатирический смех Мольера и испанские комедии развивали комедии П. Бомарше и Р. Б. Шеридана. Идеологи Просвещения создали классические образцы С., философски осмысливающие губительное несовершенство существующего миропорядка (Д. Дидро, Вольтер, Монтескье и особенно Дж. Свифт). Ярким выразителям романтической иронии (Дж. Байрону, Э. Т. А. Гофману, Г. Гейне) свойственно восприятие жизни как в универсально-юмористическом «ключе», так и в социально-сатирическом. С развитием критического реализма чистая С. убывает, проникая во все прозаические жанры (Ч. Диккенс, У. Теккерей). В конце 19—20 вв. С. совершенствуется в творчестве М. Твена, А. Франса, Г. Уэллса, К. Чапека, Я. Гашека, Г. К. Честертона, Б. Шоу, Г. Манна, Б. Брехта, которые обличают пороки современной, переживающей кризис, цивилизации, сохраняя веру в объективный идеал. В отличие от их С., С. Модернизма, разрабатывая проблему «отчуждения» человека в буржуазном и тоталитарном обществе, пронизана ощущением безысходности или абсурда (Э. Ионеско). В последние полвека С. вторгается в научную фантастику (См. Научная фантастика) (О. Хаксли, А. Азимов, К. Воннегут и др.).
         На Востоке сатирическое обличение (социальной несправедливости, власть имущих) присуще многим фольклорным произведениям далёкого прошлого («Тысяча и одна ночь», «Панчатантра», анекдоты о Насреддине, притча разных народов). Издревле существует книжная сатира (Дандин, Бхартрихари, Харибхадра Сури — индийская литература; Ван Вэй, Пу Сунлин — китайская литература; Сузани, Гургани, Убейд Закани — персидская литература). Типологически многие явления восточной С. соотносимы с европейской (например, обеим в ранний период присущ аллегорический схематизм).
         В русской литературе С. впервые отчётливо проявилась в сатирической повести конца 17 в. (см. Повести древнерусские). Общественную обличительную С. развивают классицисты и просветители (А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Басни И. А. Крылова, сатирические стихи Г. Р. Державина, романы В. Т. Нарежного явились в художественном отношении прелюдией к расцвету С. 19 в. Сатирические типы, ставшие нарицательными, навечно-русскими, создаёт А. С. Грибоедов. Богато по эстетической тональности и национально по форме комическое наследие Гоголя, сатирически обозревшего «с одного боку» русский социальный миропорядок («Ревизор» и «Мёртвые души»). Беспощадным обличителем общественных пороков «сверху донизу» с позиций революционной демократии выступил Салтыков-Щедрин («Господа Головлёвы», «История одного города» и др.).
         В преддверии советской С. стоит дореволюционное творчество М. Горького (например, сатирические сказки) и В. В. Маяковского (например, саркастические «гимны»). В советской литературе сатирическое начало в чистом виде выразилось в разных жанрах: политические стихи (В. Маяковский), рассказы и повести (М. Зощенко, А. Платонов), комедия («Клоп» и «Баня» Маяковского, «Тень» и «Голый король» Е. Шварца), роман (И. Эренбург, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков, научно-фантастический — братья А. и Б. Стругацкие), пародия и эпиграмма (А. Архангельский). Становление советской С. сопровождалось острыми дискуссиями о её природе и функциях.
         С. в зрелищных искусствах отражает развитие сатирической литературы. Наиболее значительные явления сатирической драматургии становятся общественным событием после их театральной постановки; это относится в равной мере к комедиям Аристофана, Мольера, Бомарше, А. В. Сухово-Кобылина, Маяковского. Жанр кинокомедии, сформировавшейся к началу 20-х гг., породил наряду с развлекательными произведениями и подлинно сатирические: «Новые времена» и «Диктатор» Ч. Чаплина, советские киноленты «Праздник святого Иоргена», «Добро пожаловать» и др.
         В изобразительном искусстве наиболее развитый сатирический жанр — Карикатура (в узком смысле), в которой важную роль играет текст. Сатирическая графика представлена также и книжной иллюстрацией (рисунки П. М. Боклевского к «Мёртвым душам», К. П. Ротова и Кукрыниксов (См. Кукрыниксы) — к «Золотому телёнку»). Сатирические мотивы проникают и в живопись («Сатурн» Ф. Гойи); однако здесь они обычно носят характер прямого (несмешного) обличения («Сватовство майора» П. А. Федотова). Новые возможности открывает перед С. телевидение как искусство, обладающее безграничными репортажными потенциями.
         Лит.: Белинский В. Г., «Горе от ума», Полное собрание соч., т. 3, М., 1953; его же, «Похождения Чичикова, или Мертвые души», там же, т. 6, М., 1955; Бергсон А., Смех в жизни и на сцене, пер. с франц., СПБ, 1900; Бахтин М. М., Творчество Франсуа Рабле, М., 1965; Пинский Л. Е., Юмор, в кн.: Краткая литературная энциклопедия, т. 8, М., 1975; Aubouin Е., Les genres du risible, Marseille, 1948; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960; Himmel Н., Satire, в кн.: Lexikon der Weltliteratur im 20 Jahrhundert, Bd 2, W., 1961. см. также лит. при ст. Комическое.
         А. З. Вулис.
         0288483227.tif
        «Древо российской свободы». Рис. Л. Евреинова. 1906.
         0288237976.tif
        В. В. Маяковский. «Прозаседавшиеся». Илл. А. М. Каневского.
         0257974562.tif
        Дж. Свифт. «Гулливер в стране великанов». Илл. Ж. Гранвилля.
         0236625622.tif
        Козьма Прутков. «Усердие всё превозмогает!». Илл. Н. В. Кузьмина.
Современная Энциклопедия
САТИРА (латинское satira), 1) способ проявления комического в искусстве: уничтожающее осмеяние явлений, которые представляются автору порочными. Сила сатиры зависит от социально-нравственной значимости позиции сатирика, от тональности комических средств (ирония, сарказм, гипербола, гротеск, алогизм, пародия и др.). Сатира возникает в народной "смеховой" культуре, а затем проникает в театр и литературу (комедия,"мениппова сатира"), публицистику (памфлет, фельетон), изобразительное искусство (карикатура, шарж), эстраду, кино, телевидение и др. Сатирическими могут быть и целое произведение, и отдельные образы, ситуации, эпизоды. Классики сатиры: Мольер, Дж. Свифт, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф. Гойя, О. Домье. 2) В древнеримской литературе и связанных с ней традициях особый жанр лирики, осмеивающий политические, общественные и литературные нравы (Ювенал).
Идеографический словарь
^ ирония
^ для (чего), разоблачать
сатира - обличающая ирония. сатирический.
памфлет.
фельетон.
эпиграмма - короткое сатирическое стихотворение. эпиграмматический.
басня. побасенка.
Орфографический словарь Лопатина
сат`ира, сат`ира, -ы
Словарь Даля
жен. сочиненье насмешливое, осмеяние слабости и порока. Сатирическое сочиненье. Сатирик, такой писатель.
Словарь Ожегова
САТ’ИРА, -ы, жен.
1. Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.
2. Обличающее, бичующее осмеяние.
прил. сатирический, -ая, -ое. С. жанр. С. стиль.
Словарь синонимов Абрамова
см. насмешка
Словарь Ушакова
САТ’ИРА, сатиры, ·жен. (·лат. satira).
1. Обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, уродливом виде (лит.). Сатиры Кантемира. Шутливая сатира. Горация. Гневная сатира Ювенала. Бич сатиры. Заклеймить сатирой общественные пороки. Сатира на взяточников. «Сатира - плеть, ударом обожжет.» Гончаров. «Не любит узнавать никто себя в сатире.» Крылов. «Там (в театре) в стары годы, сатиры смелый властелин, блистал Фонвизин, друг свободы.» Пушкин.
2. перен., только ед. Насмешка, обличение. «Сатира и мораль смысл этого всего?» Грибоедов.
Толковый словарь Ефремовой
[сатира]
ж.
1) Произведение, осмеивающее какой-л. порок, недостаток (в литературе классицизма).
2) Произведение искусства, в котором резко, шаржированно изображаются, обличаются отрицательные явления действительности.
3)
а) Злая насмешка, резкое обличение.
б) Смешное подобие чего-л.; карикатура, пародия.
Этимологический словарь Крылова
Заимствование из французского, куда попало из латыни, где satira – "закуска, всякая всячина" (от satur – "сытый").
Энциклопедия афоризмов

см.также КОМЕДИЯ, КОМИКИ, КОНФЕРАНСЬЕ, ЮМОР
Сатира - самое острое оружие, когда под рукой нет другого.
•Данил Рудый
Иногда сатире приходится восстанавливать то, что разрушил пафос.
•Станислав Ежи Лец
Что сделалось смешным, то уже не может быть опасным.
•Вольтер
Сатира имеет право преувеличивать, но давно уже этим правом не пользуется.
•Данил Рудый
Шутовские колокольчики сбивают с толку собак Павлова.
•Станислав Ежи Лец
Много ли стоит бич сатиры в руках мазохиста?
•Влодзимеж Счисловский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: САТИРА


будет выглядеть так: Что такое САТИРА