Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

САМОУПРАВЛЕНИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, Референдумов и т. п.). Основные признаки С. — принадлежность публичной власти населению или избирателям соответствующей территории, членам общественной организации, коллектива; самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни; отсутствие органов, назначаемых извне.
         Один из видов государственного управления на местах — местное С., при котором население административно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленных государством. Впервые система С. была введена в Западной Европе в результате буржуазных революций, окончательно сложилась в условиях домонополистического капитализма. Буржуазное местное С. осуществлялось в весьма узкой сфере и в социально-политическом плане носило фиктивный характер, поскольку формальное признание членов общины субъектами управления сочеталось с фактическим отстранением эксплуатируемых масс от участия в управленческой деятельности. Усиление централизма, растущее вмешательство государства в местные дела по мере перехода капитализма в империалистическую стадию привели к утрате буржуазным местным С. даже прежней ограниченной самостоятельности, его превращению в составную часть административного аппарата государственного управления. Расширение прав органов местного С. — одно из общедемократических требований рабочего класса в современных капиталистических государствах. Однако сама по себе демократизация управления на местах, расширение функций местных выборных органов — Муниципалитетов не могут изменить характер буржуазного государства, капиталистического строя, как это изображается буржуазными и реформистскими идеологами. В. И. Ленин, разоблачая оппортунистическую сущность концепции так называемого муниципального социализма, подчёркивал классово ограниченный характер буржуазного местного С., его узость, бессилие перед лицом центральной власти (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 163).
         Полное, последовательно демократическое местное С. формируется с победой социалистической революции. В социалистических государствах оно строится на качественно иной основе — в такой организации и деятельности местных представительских органов государственной власти, при которой трудящиеся участвуют и в управлении местными делами, и в решении общегосударственных задач (см. Местные органы государственной власти). В социалистическом обществе трудящиеся осуществляют политическую власть через своё государство и через различные массовые общественные организации, органы общественной самодеятельности. Их деятельность по обеспечению интересов и удовлетворению разнообразных материальных и духовных потребностей трудящихся, по выполнению порученных им государственных задач является формой общественного С., которое выступает как одно из проявлений народовластия, социалистической демократии. Массовые общественные организации и органы общественной самодеятельности населения — составная часть системы политической организации социалистического общества, а общественное С. сохраняет при социализме политический характер, играя огромную роль в привлечении трудящихся к активному, постоянному участию в управлении государственными и общественными делами. По мере развития социалистического государства, совершенствования его политической системы возникает общенародное государство как переходная ступень к безгосударственной форме организации коммунистического общества — к утверждению общественного С. Развитие общественного С. — один из основных путей постепенного перехода к общественному коммунистическому С. См. также статьи Государство, Демократия.
         Г. В. Барабашев.
Современная Энциклопедия
САМОУПРАВЛЕНИЕ, самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Самоуправление административно-территориальной единицей - местное самоуправление. Осуществляется через различные формы прямого волеизъявления (например, референдумы, сходы), а также через выборные органы местного самоуправления, решающие самостоятельно вопросы, не отнесенные к компетенции государства.
Русская цивилизация
(см. также: Рабочее самоуправление), решение общественных дел сообща на собрании или посредством совместно избранных представителей. Корни русского самоуправления уходят в глубокую древность. Еще в VI в. имп. Византии Маврикий писал: «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе, их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению... Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, но предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей». «Эти племена... — рассказывает Прокопий Кесарийский, — не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». Эти же черты нашего народа выразились в обычае — вече, которым в Древней Руси называлась сходка жителей одного населенного пункта для решения общих дел. В больших городах вече принимало решения о приглашении или изгнании князя. Поэтому древнерусское вече являлось народной властью, независимой от князя.
Зачатки самоуправления закладываются в родственном коллективе — семье. Как писал историк Н.А. Рожков, род давал территорию семье, свободно ею используемую в ее пределах; племя давало родам племенную территорию, в пределах которой роды могли также свободно передвигаться и временно использовать землю, особенно для охоты, бортничества, а также для скотоводства и отчасти для земледелия. Средний свободный человек того времени пользовался известной степенью обеспеченности, экономической самостоятельности, поскольку он был членом семейного, затем родового и племенного союзов. Это обстоятельство и вольное пользование землей глубоко отложились и прочно залегли в народном сознании.
Постепенно в русской жизни складываются такие формы самоуправления, как община, артель, дружина, губное управление. Одними из древнейших самоуправляющих коллективов были княжеские дружины. Члены княжеской дружины неоднократно заявляли своему князю, что хотят идти в поход или, наоборот, не желают идти. И князь, по обычаю, почти всегда считался с ними.
Дружинники заключали с князем свободный договор, отношения в дружине, включая самого князя, носили товарищеский характер. Вступление в дружину и выход из нее были свободными.
Еще более широким самоуправляющимся началом обладали торговые дружины, имевшие свои транспортные средства (лодки, лошадей), забиравшиеся в очень отдаленные места.
История сохраняет свидетельства и о земледельческих самоуправляющихся организациях, которые чаще всего смыкались с общиной, но отнюдь не всегда были идентичны ей. Как правило, это была группа крестьян, объединившихся для совместной подготовки земельных участков для сельскохозяйственных работ. Такая артель рубила лес, корчевала пни, выжигала поросли, расчищала, ровняла, рыхлила почву, а впоследствии устанавливала порядок пользования расчищенными участками. Кстати говоря, эти артели под названием «обчих» встречались в отдаленных лесных местностях вплоть до н. XX в.
Самоуправление было широко распространено и в духовной жизни народа. Церковные общины и братства, совместные братчины много значили в развитии народной психологии в Древней Руси.
Среди духовных артелей в России получили распространение так называемые молодежные «складки», устраиваемые в православные праздники, чтобы за общий счет в складчину повеселиться, попировать, поплясать.
Традиция земского самоуправления, оформленная юридически в сер. XVI в., пронизывает общественную жизнь Древней Руси. Земские соборы — съезды всех сословий государства — проходили в то время, когда по всей Западной Европе царил холод абсолютизма.
Русская монархия вплоть до XVIII в. носила сословно-представительный характер. Царское правление осуществлялось по обычаям и традициям страны, согласно которым царь был обязан править совместно с боярами (боярская дума) и советуясь с народом на земских соборах. Попытки царя узурпировать всю власть в своих руках, попирание «синклита» и «Совета чинов», по мнению Авраамия Палицына, приводит к беспорядкам и в конечном результате к «самовластию рабов». Как явствует из исторических материалов, Россия в XV — XVI вв. обладала единственной в то время среди других стран мира системой управления, основой которой было самоуправление на всесословной основе.
Изложим ее по данным, приводимым историками Л.А. Тихомировым и В.О. Ключевским. Царь обладал самодержавной властью и следил за соблюдением общественного блага и жизнью всех сословий. К нему мог обратиться с челобитной любой человек. На места царь назначал своих воевод, которые ведали всеми областями жизни вверенной им территории. Власть воеводы была велика, но возможность поборов была ограничена специальным доходным списком, определявшим доходы, кормы и пошлины. Если воевода или другое должностное лицо, назначенное царем, превышали этот список, то население имело право выставить ему по суду иск и потребовать возмещения за неправедные поборы.
Свою власть воевода осуществлял с представителями общественного самоуправления. Вторым лицом после воеводы был губной староста, ведший уголовные дела и следивший за общественной безопасностью. Губной староста выбирался всем населением из профессионального служилого населения.
После губного старосты важным лицом местного самоуправления был земский староста, выбираемый городским и уездным населением. При земском старосте состояли выборные от уездных крестьян советники. Они составляли земскую избу. Дело земского старосты и состоящих при нем советников заключалось в раскладе податей, в выборе окладчиков и целовальников. Воевода в дела земского старосты вмешиваться не имел права, не позволялось ему влиять на выборы или смещать выборных лиц и вообще пытаться воздействовать на мирские дела.
Земская изба заведовала городским хозяйством, разверсткой земли, обсуждала нужды посадских и уездных людей, сообщая о них, если не могла помочь им сама, воеводе или в Москву. Свои власти, кроме общей с городом земской избы, были и у уездных крестьян. Крестьяне выбирали своих общинных старост, «посыльщиков» (для сношения с воеводой и его приказными людьми), выбирали земского пристава «для государева дела и денежных сборов». Приходы выбирали священников и церковных дьячков, которые имели значение сельских писарей. По грамотам Ивана Грозного, монастырские крестьяне избирали у себя приказчиков, старост, целовальников, сотских, пятидесятских, десятников. Все представители центральной власти, назначенные в городе и волости, не могли решать дела без общественных представителей.
Согласно Судебнику 1550, представитель центральной государственной власти (воевода и т.п.) не имел права арестовать человека, не предъявив доказательств его вины представителям местного самоуправления — старосте и целовальнику. Если этого не происходило, то староста и целовальник, по требованию родственников арестованного, могли освободить его и взыскать с представителя администрации штраф за «бесчестье».
Таким образом, первый закон о неприкосновенности личности впервые был принят в Древней Руси, а не в Западной Европе, где он появился только 120 лет спустя.
Местное самоуправление получило свое развитие в системе земских учреждений XIX — н. XX в. И даже для того времени это была одна из самых передовых в мире форм самоуправления.
«Мы со смелостью, беспримерной в летописях мира, — писал кн. А.И. Васильчиков о развитии в России учреждения земского самоуправления, — выступили на поприще общественной жизни... ни одному современному народу Европейского континента не предоставлено такого широкого участия во внутреннем управлении, как русскому».
Земские учреждения существовали на уровне губерний, уездов и волостей, сами избирали свои руководящие органы, формировали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и обучали специалистов. Земства существовали на началах самофинансирования, имели право для покрытия своих расходов вводить специальные налоги. Источником средств земств служили поступления от сборов на недвижимое имущество: земель, лесов, фабрик, заводов, доходных домов. Главный упор в деятельности земских учреждений был на школы, библиотеки, здравоохранение, ветеринарное дело, статистику.
В Положении о земских учреждениях подчеркивалось, что «заведование земскими делами уездов и губерний предоставлено самому населению уезда и губернии на том же основании, как хозяйство частное предоставляется распоряжению частного лица, хозяйство общественное — распоряжению общества». Идея земского самоуправления была непосредственно связана с идеей общинного самоуправления и была близка и понятна русскому человеку.
Можно было бы еще долго перечислять формы самоуправления, существовавшие в дореволюционной России, — достаточно назвать самоуправление казачьих земель, самоуправление университетов, самоуправление национальных территорий, например Финляндии и Средней Азии.
Был у самоуправления органический недостаток — изолированность, обособленность друг от друга самоуправляющихся обществ и трудовых единиц, делающих их беззащитными от узурпации прав со стороны центральной власти. Пока соотношение прав местного самоуправления и центральной власти определялись традиционными, патриархальными представлениями о роли центра и мест, пока центральная власть носила в известном смысле отеческий характер, противоречия между центром и местами были невелики. Однако по мере усиления центральной власти и вытеснения традиционных правительственных форм заимствованными с Запада бюрократическими учреждениями происходит постепенное лишение прав местного самоуправления в пользу центра. Процесс этот имел характер национальной катастрофы, так как подрывал стержневую основу народного уклада жизни.
О. Платонов
Орфографический словарь Лопатина
самоуправл`ение, самоуправл`ение, -я
Словарь Ожегова
САМОУПРАВЛ’ЕНИЕ, -я, ср.
1. То же, что автономия.
2. Внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-н. организации, коллективе. Студенческое с.
прил. самоуправленческий, -ая, -ое (ко 2 знач.).
Словарь Ушакова
САМОУПРАВЛ’ЕНИЕ, самоуправления, ср. (Право).
1. Узаконенный порядок, по которому какие-нибудь общественные учреждения осуществляют через свои выборные органы некоторые функции центральной власти. Местное самоуправление. Земское самоуправление (·дорев. ). Органы местного самоуправления.
2. Право какой-нибудь государственной единицы, области самостоятельно решать дела внутреннего управления и иметь свои правительственные органы, автономия (см. автономия в 1 ·знач. ).
Толковый словарь Ефремовой
[самоуправление]
ср.
1)
а) Форма организации работы, при которой самостоятельно решаются вопросы внутреннего управления.
б) Выборный орган, осуществляющий такое управление.
2) Право государственной единицы иметь собственные правительственные органы, решать вопросы законодательства и внутреннего управления; автономия.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
САМОУПРАВЛЕНИЕ - англ. selfmanagement; нем. Selbstverwaltung. 1. Автономное функционирование к.-л. организационной системы или подсистемы. 2. Управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами либо через выборные органы, либо непосредственно.
Большой юридический словарь
самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. С. административно-территориальных единиц именуется местным самоуправлением.
Энциклопедический словарь конституционного права
категория ряда общественных наук, включая политологию, философию, а также конституционное право. Может использоваться и в конституционно-правовом регулировании, особенно в таких понятиях, как ''народное самоуправление", "местное самоуправление", "территориальное общественное самоуправление" и др.
С. - это самоорганизация населения территориальной единицы, жителей населенного пункта (его части), членов или участников общественного объединения, членов трудового коллектива и т. д. По большому счету в демократическом обществе самоуправлением можно назвать самоорганизацию всего народа.
Суть С. состоит в том, что граждане совместно управляют общими делами, решают жизненно важные вопросы (одни - непосредственно путем голосования, для решения Других - избирают постоянные органы или должностных лиц).
С. строится на основе правил, принимаемых самими участниками процесса С. либо оформляемых компетентными органами государства на основе сложившихся обычаев и традиций, причем в любом случае повышенное внимание уделяется формам участия граждан в процессе С.
Решения С. или органов С. могут носить общественный характер и исполняться гражданами добровольно. Однако, учитывая, что С. есть выражение власти народа и может принимать государственно-властные формы либо выглядеть как переплетение общественных и государственных начал, возможно обеспечить государственную обязательность решений С. Если С. принимает государственную форму,оно сохраняет свою природу в том случае, если осуществляется выборными представителями народа и опирается на широкие слои населения. Важно также иметь в виду, что С., если оно осуществляется самими гражданами либо общественными формированиями, - независимо от диктата государственных органов, хотя и обязано считаться с юридическими законами. (С. А.)
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: САМОУПРАВЛЕНИЕ


будет выглядеть так: Что такое САМОУПРАВЛЕНИЕ