Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

САМОДВИЖЕНИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы (См. Система), которое определяется её противоречиями, опосредствующими воздействие внешних факторов и условий. Диалектико-материалистическая концепция С. исходит из того, что источником С. являются внутренние причины. Это прежде всего противоречия (См. Противоречие), свойственные всем объектам с системным строением, либо иные силы — например, взаимодействие отдельных составляющих системы. Влияние внешних условий на конкретную самодвижущуюся систему осуществляется опосредованно, через внутренние источники. С., связанное с направлением, необратимым изменением, составляет особый тип С. — саморазвитие. В этом пункте концепция С. непосредственно смыкается с общей диалектической концепцией развития (См. Развитие), в которой «... главное внимание устремляется именно на познание источника „само»-движения» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 317).
         Лит. см. при ст. Развитие.
Орфографический словарь Лопатина
самодвиж`ение, самодвиж`ение, -я
Словарь Ушакова
САМОДВИЖ’ЕНИЕ, самодвижения, мн. нет, ср. (·книж., филос.). Движение, развитие в природе и в обществе в силу внутренних противоречий и борьбы противоположностей. «Условие познания всех процессов мира в их "самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их, как единства противоположностей.» Ленин.
Толковый словарь Ефремовой
[самодвижение]
ср.
Вечное движение и развитие материи, не возбуждаемое извне, а осуществляемое в силу присущих ей противоречий, борьбы противоположностей (в философии).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
САМОДВИЖЕНИЕ - англ.selfmotion; нем. Eigenbewegung. Изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов и условий.
Философский словарь
движение, имеющее источник, причину в самой движущейся вещи. Концепция С.. противостоит концепции “внешнего толчка”, как якобы единственной причины происходящих в природе изменений. В истории философии возникновение и формирование категории С. было связано, во-первых, с постановкой вопроса о “начале” мироздания, первопричине мировых процессов и, во-вторых, с трудностями объяснения реальных процессов развития. Древн. материалисты пытались объяснить движение из присущих самой природе сил и свойств: соединение и разделение первоначал (ионийская философия), “любовь” и “ненависть” (Эмпедокл), атомы и пустота (Левкипп, Демокрит). Выведение изменений из потустороннего реальному миру идеального начала было характерным для идеалистических систем (Платон). Особую остроту проблема понимания причины движения приобрела с возникновением христианской догмы сотворения мира. Чтобы доказать С. мира, нужно раскрыть в нем самом источник и механизм его движения, тогда как теология переносит этот источник вовне (“деятельность” бога). Теоретическая (методологическая) несостоятельность механистического понимания причинности (и изменений) состоит в том, что оно не может противостоять идее “первотолчка” (ньютоновская механика) и не способно объяснить реальные процессы развития. Для научного объяснения С. требовалось коренное преобразование метода мышления: на помощь материализму должна была прийти диалектика. Спинозовская идея causa sui (причина самой себя), лейбницевский принцип монады как самодеятельной, самоопределяющейся субстанции, кан-товские идеи развития неба, земли и человека, идея эволюции в философии Шеллинга, наконец, гегелевская идеалистическая диалектика — вехи на пути формирования концепции С., состоящей не в чем ином, как в “некотором изображении противоречия” (Гегель). Марксистская философия, отстаивая материалистический подход к С., подчеркивает диалектическое содержание категории С., ее несовместимость с метафизическим и плоскоэволюционистским пониманием развития (простое уменьшение, увеличение, повторение) и неразрывную связь с диалектической концепцией развития как единства и борьбы противоположностей.
Философский энциклопедический словарь 2
        филос. категория, выражающая изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов и условий. Как самопроизвольное изменение С. рассматривается в относит. противопоставлении движению, происходящему под влиянием лишь внеш. факторов. При С. внеш. воздействия играют модифицирующую либо опосредующую роль.
        В истории философии принцип С. впервые нашёл выражение в др.-греч. философии (Гераклит, Аристотель). В новое время идею С. развивал Лейбниц, вскрывший в телесной субстанции деятельное начало. Учение о С. материи выдвинули франц. материалисты (Гольбах, Дидро, Гельвеций). Ньютон и некоторые философы-метафизики 18 в. из отрицания С. делали вывод о наличии у всякого движения внеш. источника (абс. первоначала, бога). Развёрнутую концепцию С. и его модусов разработал Гегель, однако последние в его идеалистич. системе толкуются как формы самовыражения абс. идеи.
        Диалектико-материалистич. учение о С. как фундаментальном свойстве материи выдвинули К. Маркс и Ф. Энгельс. С. присуще всем уровням строения материи— от механич., квантово-физич. (изменения в субатомных, атомных и молекулярных системах в результате неустойчивости их структур) и химич. (процессы С. в каталитич. системах) до биологич. и социального уровней. На химич., биологич. и более высоких уровнях спонтанность С. находит своё выражение преим. в открытых и целостных системах (организм, общество, биосфера), в которых осуществляется не просто С., а саморазвитие (т. е. С., сопровождаемое переходом на более высокую ступень организации). Саморазвитие свойственно как материальному миру в целом, так и отд. его регионам (биологич. системы; эволюция галактик и происхождение солнечной системы; в экономич. сфере — развитие денег из движения товара, раскрытое Марксом в «Капитале»). Саморазвитие и С.— неотъемлемые моменты диалектико-материалистич. концепции развития, которая (в противоположность метафизич. концепциям, учитывающим лишь внеш. факторы) «... дает ключ к „самодвижению" всего сущего...» и является «условием познания всех процессов мира в их „самодвижении", в их спонтанейном развитии, в их живой жизни...» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 317).
        см. также Движение, Развитие, Материя.
        Морозов В. Д., Проблема развития в философии и естествознании, Минск, 1969; Солопов ?. ?., Движение и развитие, Л., 1974.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: САМОДВИЖЕНИЕ


будет выглядеть так: Что такое САМОДВИЖЕНИЕ