Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Римский-Корсаков
        Михаил Николаевич [20.8(1.9).1873, Петербург, — 11.3.1951, Ленинград], советский зоолог-энтомолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1945). Сын композитора Н. А. Римского-Корсакова (См. Римский-Корсаков). Окончил Петербургский университет (1895). Профессор Лесного института (ныне Ленинградская лесотехническая академия) с 1921. Основные труды по морфологии, анатомии, эмбриологии, систематике и биологии членистоногих, особенно насекомых (эмбий, ручейников, сеноедов, наездников и др.). Наиболее известны исследования Р.-К. в области лесной энтомологии. Под руководством и при участии Р.-К. составлен учебник «Лесная энтомология» (1935, 3 изд. 1949), методическое пособие «Зоологические экскурсии» (ч. 1—2, 1924—28, 6 изд. 1956 совместно с Б. Е. Райковым), «Определитель повреждений лесных и декоративных деревьев и кустарников Европейской части СССР» (1934, 3 изд. 1951 совместно с В. И. Гусевым) и др. Награжден 2 орденами Ленина.
         Лит.: Штакельберг А., Памяти М. Н. Римского-Корсакова (1873—1951), «Изв. Всес. географического общества», 1951, в. 3, с. 332—36.
II
Римский-Корсаков
        Николай Андреевич [6(18).3.1844, Тихвин, — 8(21).6.1908, усадьба Любенск, близ Луги, ныне Ленинградской области], русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный писатель. Из дворян. Получил образование в петербургском Морском корпусе, по окончании которого (1862) участвовал в плавании на клипере «Алмаз» (Европа, Северная и Южная Америка). В 1859—60 брал уроки у пианиста Ф. А. Канилле. В 1861 стал членом музыкально-творческого содружества «Могучая кучка». Под руководством М. А. Балакирева, оказавшего на Р.-К. большое творческое влияние, создал 1-ю симфонию (1862—65; 2-я редакция 1874). В 60-х гг. написал ряд романсов (около 20), симфонических произведений, в том числе музыкальную картину «Садко» (1867, окончательная редакция 1892), 2-ю симфонию «Антар» (1868, позже названную сюитой, окончательная редакция 1897); оперу «Псковитянка» (по драме Л. А. Мея, 1872, окончательная редакция 1894). С 70-х гг. музыкальная деятельность Р.-К. значительно расширилась: был профессором Петербургской консерватории (с 1871), инспектором духовых оркестров военно-морского ведомства (1873—84), директором Бесплатной музыкальной школы (См. Бесплатная музыкальная школа) (1874—81), помощником управляющего Придворной певческой капеллы (1883—94), возглавлял Беляевский кружок (с 1882), выступал в качестве дирижёра оперных спектаклей и симфонических концертов. Направление творчества Р.-К. тех лет во многом определялось его глубокой связью с прогрессивными идейно-художественными течениями 60-х гг. Отсюда живой интерес композитора к русскому фольклору (особенно древнейшим его пластам). Он составил сборник «100 русских народных песен» (1876, изд. 1877, гармонизовал русские песни, собранные Т. И. Филипповым («40 песен», изд. 1882). Увлечение красотой и поэзией народных обрядов отразилось в операх «Майская ночь» (по Н. В. Гоголю, 1878) и особенно в «Снегурочке» (по А. Н. Островскому, 1881) — одном из наиболее вдохновенных и поэтических сочинений Р.-К., а также в написанных позднее операх «Млада» (1890), «Ночь перед рождеством» (по Гоголю, 1895). В 80-е гг. создано большинство симфонических произведений, в том числе «Сказка» (1880), «Симфониетта на русские темы» (1885), «Испанское каприччио» (1887), сюита «Шехеразада» (1888), увертюра «Светлый праздник» (1888). Во 2-й половине 90-х гг. творчество Р.-К. приобрело исключительную интенсивность и разнообразие. После оперы-былины «Садко» (1896), с её красочным контрастом эпических картин новгородского быта и фантастических «подводных» сцен, Р.-К. сосредоточивает внимание на внутреннем мире человека. Стремление к углублённой лирической выразительности проявляется в романсах (1897—98), операх «Моцарт и Сальери» (на текст А. С. Пушкина, 1897), «Боярыня Вера Шелога» (пролог к опере «Псковитянка», 1898) и наиболее полно раскрывается в опере «Царская невеста» (по Мею, 1898) — напряженно-экспрессивной драме на историко-бытовой основе. Опера «Сказка о царе Салтане» (по Пушкину, 1900), с её подчёркнуто условной театральностью и элементами стилизации народного лубка, близка новым тенденциям в искусстве 20 в. Дыхание времени своеобразно проявилось и в величественной, патриотической опере-легенде «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904), поднимающей высокие нравственно-философские проблемы. Остросовременной социально-политической направленностью отмечены две оперы-сказки: «Кащей бессмертный» (1901), с её идеей освобождения от деспотического гнёта, и «Золотой петушок» (по Пушкину, 1907) — беспощадная сатира на царское самодержавие.
         Творчество Р.-К. глубоко самобытно и вместе с тем развивает классические традиции. Гармоничность мировосприятия, тонкий артистизм, совершенное мастерство и прочная опора на народную основу роднят его с М. И. Глинкой. Наиболее характерные черты творческого облика Р.-К. выявляются в произведениях, связанных с миром сказочности, народной фантастики, с поэзией русской природы, красочными картинами народного быта. Здесь раскрываются его замечательный живописно-изобразительный дар, свежесть и особая чистота лирики, искренней, тёплой и несколько созерцательной. Стиль Р.-К. ярко национален. Композитор использует в своих произведениях подлинные народные темы и органично претворяет песенные интонации в собственных мелодиях. Много нового вносит он в гармонию и инструментовку, значительно расширяя и обогащая их колористические возможности. Его ладо-гармоническая и оркестрово-тембровая палитра отличается богатством оттенков, красочностью и блеском.
         Основная область творчества Р.-К. — опера. 15 его опер представляют необычайное разнообразие жанровых, драматургических, композиционных и стилистических решений. Преобладает эпическая тенденция, связанная с обращением автора к жанрам народного искусства. Былина, сказка, легенда питают творчество Р.-К. не только сюжетами, но и идеями, помогая композитору понять и передать мировоззрение и идеалы народа, его веру в торжество добра и справедливости. Основой оперной выразительности Р.-К. считал пение. Тем не менее оркестру в операх отведена огромная роль: он выступает как важный, а иногда и главный носитель сквозного музыкально-драматургического развития. Нередко ему поручаются самостоятельные симфонические картины: например вступление «Океан-море синее» к опере «Садко», антракты «Три чуда» и «Сеча при Керженце» в операх-сказках «Сказка о царе Салтане» и «Сказание о невидимом граде Китеже».
         Симфоническое творчество Р.-К. представлено жанровыми произведениями, продолжающими традиции Глинки и связанными с разработкой народных тем («Сербская фантазия», «Испанское каприччио» и др.), а также характерными для «кучкистов» программными сочинениями преимущественно живописно-картинного или сказочного содержания («Садко», «Антар»). Большинство симфонических произведений основано на принципе контрастного сопоставления внутренне законченных образов. Отсюда преобладание таких музыкальных форм, как увертюра и сюита.
         Творчество Р.-К. — ярчайшая страница в истории русской культуры. Его воздействие на русскую и зарубежную музыку не исчерпывается созданными композитором произведениями. Огромную роль сыграла самоотверженная редакторская работа Р.-К., благодаря которой увидели свет и были исполнены многие шедевры русского искусства («Каменный гость» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского; он также подготовил к изданию совместно с М. А. Балакиревым и А. К. Лядовым оперные партитуры Глинки). Исключительное значение имела педагогическая деятельность Р.-К. Он был главой крупной школы, воспитал свыше 200 учеников, среди которых — А. К. Глазунов, А. К. Лядов, М. М. Ипполитов-Иванов, А. С. Аренский, И. Я. Мясковский, Н. В. Лысенко. А. А. Спендиаров, М. А. Баланчивадзе, Я. Витол и др. Некоторые из них сыграли затем важную роль в формировании профессиональной музыки народов СССР. Частичным обобщением педагогического труда Р.-К. явились его учебники гармонии и оркестровки. Автобиографическая книга «Летопись моей музыкальной жизни» (1909), освещающая важнейший период становления русской музыки, — ценный исторический документ.
         В г. Тихвине в 1944 в доме, где родился композитор, открыт музей (Дом-музей Р.-К.).
         Соч.: Полное собрание соч., т. 1—50, М. — Л., 1946—70 (издание продолжается).
         Лит.: Римский-Корсаков А. Н., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, в. 1—5, М., 1933—46: Асафьев Б. (Игорь Глебов), Н. А. Римский-Корсаков (1844—1944), М. — Л., 1944; его же, Симфонические этюды, Л., 1970; Янковский М., Римский-Корсаков и революция 1905 года, М. — Л., 1950; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 1—2, М., 1953—54 (Музыкальное наследство); Гнесин М. Ф., Мысли и воспоминания о Н. А. Римском-Корсакове, М., 1956; Ястребцев В. В., Н. А. Римский-Корсаков. Воспоминания, т. 1—2, Л., 1959—60; Данилевич Л. В., Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова, М., 1961; Соловцов А., Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова, 2 изд., М., 1969; Кунин И., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах, Л., 1974.
         О. Б. Степанов.
        Н. А. Римский-Корсаков.
III
Римский-Корсаков
        Николай Петрович [21.11(2.12).1793, Петербург, — 31.10(12.11.)1848, там же], русский военно-морской деятель и педагог, вице-адмирал (1848). Окончил Морской кадетский корпус (1807). Участник Отечественной войны 1812. С 1816 на службе в военном флоте. Совершил ряд морских походов, в 1823—26 участник кругосветного плавания под командованием О. Е. Коцебу. Участник русско-турецкой войны 1828—1829. С 1842 помощник директора, с 1843 директор Морского кадетского корпуса. Усилил практический характер учебного процесса, содействовал пополнению музея корпуса. Именем Р.-К. назван остров в Тихом океане.
         Лит.: Кротков А., Морской кадетский корпус, СПБ, 1901.
Ономастикон
см. КОРСАК
Русская цивилизация
1. Александр Александрович (17.07.1849 — 26.09.1922), русский государственный и общественный деятель. Ярославский губернатор (1905 — 09), сенатор (с 1909). Выступал против революционного и иудейско-масонского подполья. В смуту 1905 — 07 занял твердую гражданскую позицию, сотрудничал с Союзом Русского народа и др. патриотическими организациями в борьбе по уничтожению революционных банд и антирусских агитаторов. В феврале 1907 одна из таких банд пыталась убить его, но была решительно ликвидирована. Подобно Столыпину, Римский-Корсаков сумел быстро навести порядок во вверенной ему губернии.
В 1909—10 стал одним из руководителей Главного Совета Союза Русского народа. С 1914 избран членом Совета Русского Собрания. Состоял в руководстве Союза русских православных людей во Владимирской губ. Постоянно говорил о необходимости решительных действий по уничтожению подрывных антирусских сил. После 1917 участвовал в попытке спасти Царскую семью, активный участник Белого движения. С 1920 в эмиграции — сначала в Берлине, затем в Белграде.
О. Платонов
2. Николай Андреевич (6.03.1844-7.06.1908), русский композитор, дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель. Во время учебы в петербургском Морском корпусе занимался музыкой под руководством Ф. А. Канилле. С 1861 Римский-Корсаков — член балакиревской группы «Могучая кучка», с 1871 — профессор Петербургской консерватории, в 1883 — 94 — управляющий Придворной певческой капеллой.
Музыкальному творчеству Римского-Корсакова присущи красочно-изобразительный характер, особая чистота лирики, связанная с миром сказки, с поэзией русской природы, мастерство инструментовки, новаторство в гармонии. Римскому-Корсакову принадлежат 15 опер. Среди них: «Псковитянка» (1872) — первая его опера, имевшая особенно большой успех у демократической молодежи, «Майская ночь» (1879) и «Ночь перед Рождеством» (1895) — по одноименным произведениям Н. В. Гоголя, опера-сказка «Снегурочка» (1896, по пьесе А. Н. Островского), опера-былина «Садко» (1896), опера-балет «Млада» (1892), оперы «Царская невеста» (1898), «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902), опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1907, по мотивам русского эпоса), сатира на самодержавие — «Золотой петушок» (1907). Римским-Корсаковым созданы выдающиеся симфонические произведения («Испанское каприччио», «Шехеразада»), сочинения для оркестра, романсы. Им завершен ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Римский-Корсаков много выступал как дирижер оперных спектаклей и симфонических оркестров.
В. А. Федоров
Энциклопедия Отечеcтво
1.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Александр Александрович (1849-1922), политический деятель, крупный землевладелец. В 1905-09 ярославский губернатор, член правой организации "Русское собрание" и его Совета (с 1914). В 1909-10 товарищ (заместитель) председателя Главного совета "Союза русского народа". С 1909 сенатор, с 1915 член Государственного совета (один из лидеров крайне правых), входил в Совет петроградских монархических организаций. С 1918 в эмиграции, председатель монархического Русского комитета и Русского общественного собрания (Берлин).
2.
РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908), композитор, педагог, дирижёр. Классик русской музыки, член творческого объединения композиторов "Могучая кучка". Живописно-изобразительный характер музыки, созерцательная лирика присущи осн. произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта. Римский-Корсаков - мастер инструментовки, новатор в области гармонии. 15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые и др.): "Псковитянка" (1872), "Майская ночь" (1879), "Снегурочка" (1881), "Млада" (1892), "Ночь перед Рождеством" (1894), "Садко" (1896), "Моцарт и Сальери" (на текст А. С. Пушкина, 1897), "Боярыня Вера Шелога", "Царская невеста" (обе 1898), "Сказка о царе Салтане" (по Пушкину, 1900), "Сервилия", "Кащей бессмертный" (обе 1902), "Пан-воевода", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро-нии" (обе 1904), "Золотой петушок" (1907); кантаты, 3 симфонии (1865-73), "Испанское каприччио" (1887), сюита "Шехеразада" (1888) и др. сочинения для оркестра, 79 романсов, обработки народных песен (в т.ч. сб. "100 русских народных песен", 1877) и др. Завершил и отредактировал ряд произведений М. П. Мусоргского, А.П.Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871; воспитал си. 200 музыкантов), директор Бесплатной музыкальной школы (1874-81), руководитель Беляевского кружка (с 1882). Автобиографическая книга "Летопись моей музыкальной жизни" (1906).
Н.А. Римский-Корсаков
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РИМСКИЙ-КОРСАКОВ


будет выглядеть так: Что такое РИМСКИЙ-КОРСАКОВ