Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РЕНЬЯР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Regnard)
        Жан Франсуа (7.2.1655, Париж, — 4.9.1709, замок Грийон близ Дурдана), французский драматург. С 1688 сочинял фарсы с музыкой и танцами (многие написаны совместно с Ш. Р. Дюфрени). В 1694 Р. поставил в театре «Комеди Франсез» пьесу «Серенада» (изд. 1695). Признание принесла Р. комедия в стихах «Игрок» (пост. 1696, изд. 1697). Переодевания, комические недоразумения, фарсовые сцены характерны для его комедий, написанных на сюжеты Плавта, — «Неожиданное возвращение» (пост. и изд. 1700) и «Менехмы» (пост. 1705, изд. 1706). В центре самой значительной стихотворной комедии Р. «Единственный наследник» (изд. 1708) — образ хитрого и умного слуги. Классицистские комедии Р., лишённые глубины и сатирической остроты, свойственных Мольеру, носят главным образом развлекательный характер. Написал автобиографических роман «Провансалка» (изд. 1731).
        
         Соч.: uvres completes, P., 1875; в рус. пер. — Комедии, Л. — М., 1960.
        
         Лит.: История французской литературы, т. 1, М. — Л., 1946, с. 607—10: История западноевропейского театра, т. 2, М., 1957, с. 124—29; Calame A., Regnard, sa vie et son ceuvre, P., 1960.
         И. А. Лилеева.
Литературная энциклопедия
Жан Франсуа [Jean Francois Regnard, 1655—1709] — французский комедиограф, ближайший преемник Мольера (см.). Р. в Париже в семье богатого торговца. В молодости много путешествовал. Вел рассеянную светскую жизнь. Типичный представитель аристократизировавшейся верхушки торговой буржуазии, беззаботный эпикуреец, кутила, повеса и игрок, Р. смотрел на лит-ую работу как на развлечение. Р. привлек к себе внимание общества «Satire contre les maris» (Сатира на мужей, 1694), написанной в ответ на старческую «Сатиру на женщин» Буало (см.). Но свое подлинное призвание Р. нашел в театре. Он начал с сочинения полуимпровизованных фарсов для театра «Итальянской комедии» с масками commedia dell’arte (см.). Параллельно Р. дебютировал в привилегированном театре «Французской комедии» пьеской «La serenade» (Серенада, 1694). За «Серенадой» последовал «Le bal» (Бал, 1696) — одноактная буффонада в манере Скаррона (см.). Постановка «Le joueur» (Игрок, 1696) выдвинула Р. на первое место среди французских комедиографов. Комизм пьесы построен на частых переходах героя к любви от карт и к картам от любви, причем переходы эти не мотивированы психологически, а вводятся Р. только для смехотворного эффекта. Столь же поверхностны по обрисовке характеров и блестящи по комической изобретательности пьесы «Le distrait» (Рассеянный, 1697), «Democrite amoureux» (Демокрит, 1700) и особенно маскарадная буффонная комедия «Les folies amoureuses» (Любовные безумства, 1704). Не довольствуясь постоянными заимствованиями у Мольера, Р. берет у Плавта («Mostellaria») сюжет одноактного фарса «Le retour imprevu» (Непредвиденное возвращение, 1700), а также «Les Menechmes» (Менехмы, 1705), наиболее классической из его комедий. Последняя и популярнейшая комедия Р. — «Le legataire universel» (Единственный наследник, 1708). В истории французской комедии Р. занимает место крупнейшего представителя развлекательной комедии положений (см. «Комедия»), лишенной серьезных моралистических и сатирических заданий. Глубокой принципиальности, философской глубине, крепкой буржуазной морали Мольера противостоят игривая поверхностность, беспринципность и имморализм Р., циническое презрение к
634 семье, браку и мещанским добродетелям, «философия» наслаждения и безотчетного веселья. Все это — черты идеологии разлагающегося дворянства. Буржуа по происхождению, Р. является в основном не буржуазным, а дворянским художником, хотя в его комедиях заложено немало и буржуазных тенденций. Особенно примечательны в этом смысле его образы слуг и служанок, отличающиеся от мольеровских значительно большей активностью и напористостью. От его наблюдательности не ускользнуло формирование нового типа честолюбивого плебея, рвущегося к богатству и положению в обществе и взирающего с презрением на своих господ. Однако как дворянский писатель Р. не развивает этих тенденций. Дворянская установка Р. находит яркое выражение также в его приверженности классической доктрине. Кроме комедий Р. оставил еще трагедию «Sapor», либретто оперы-балета «Le carnaval de Venise» [1699], автобиографический роман «La provencale» (изд. в 1731) и др. Библиография: I. Критического собр. сочин. Р. не существует. Наиболее полные издания его сочинений — Ribou, 5 vv., 1731; G. Garnier, 6 vv., 1789—1790; Lequien, 6 vv., 1820; Crapelet, 6 vv., 1822; Michiels, 2 vv., 1854; Менехмы, или Близнецы, перев. В. И. Лукина, СПБ, 1763; Задумчивой, переложенный на российские нравы В. Лукиным, СПБ, 1769; Игрок, б. г.; Нечаянное возвращение, Москва, 1779; Серенада, или Музыкант поневоле, перев. М. Окулова, М., 1788; Единственный наследник, перев. В. Лихачева, Петербург, 1904. II. Toldo P., Etudes sur le theatre de Regnard, «Revue d’histoire litteraire de la France», 1903—1905; Guyot J., Le poete J. Regnard en son chasteau de Grillon, 1907. III. Compaignon de Marcheville M., Bibliographie et iconographie des u0153uvres de J. F. Regnard, 1877. С. Мокульский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РЕНЬЯР


будет выглядеть так: Что такое РЕНЬЯР