Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РЕМАРК

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Remarque, Remark)
        Эрих Мария (22.6.1898, Оснабрюк, — 25.9.1970, Локарно, Швейцария), немецкий писатель. Участник 1-й мировой войны 1914—18. После войны — учитель, коммерческий служащий, репортёр, редактор. Всемирную известность приобрёл роман Р. «На западном фронте без перемен» (1929, рус. пер. 1929). С 1932 жил в эмиграции (фашистское правительство лишило Р. нем. гражданства). В романе «На западном фронте без перемен», одном из самых характерных произведений литературы «потерянного поколения» (См. Потерянное поколение), изобразил фронтовые будни, сохранившие солдатам лишь элементарные формы солидарности, сплачивающей их перед лицом смерти. Однако уже в романе «Возвращение» (1931, рус. пер. 1936) Р. показал, как после войны социальное неравенство разрушило призрачную гармонию фронтового братства. Мужская дружба и любовь как последние прибежища против враждебных сил — трагическая концепция романа «Три товарища» (1938, рус. пер. 1958). В романе «Триумфальная арка» (1946, рус. пер. 1959) яркое воплощение получила антифашистская тема. После романа «Искра жизни» (1952), события которого происходят в гитлеровском концлагере, Р. создал в романе «Время жить и время умирать» (1954, рус. пер. 1956) собирательный образ «потерянного поколения» периода 2-й мировой войны 1939—1945. В романе «Чёрный обелиск» (1956, рус. пер. 1961) писатель стремился в свете трагического опыта прошлого предостеречь от возрождения милитаристского духа в ФРГ. Поздние произведения Р. — романы «Жизнь взаймы» (1959, рус. пер. 1960), «Ночь в Лиссабоне» (1963, рус. пер. 1965) не свободны от беллетристических шаблонов. Индивидуалистический пацифизм и расплывчатость положительной программы составляют слабую сторону творчества Р. Однако социально-критические достоинства его лучших книг, гуманность и нравственное обаяние их героев служат основой успеха Р. у читателей.
         Лит.: Сучков Б., Книга, которая судит, «Иностранная литература», 1955, № 4; Фрадкин И., Ремарк и споры о нем, «Вопросы литературы», 1963, №1; Antkowiak A., E. М. Remarque, в кн. : Toper P. und Antkowiak A., L. Renn. E. М. Remarque, B., 1965 (Schriftsteller der Gegenwart, Н. 14).
         И. М. Фрадкин.
        Э. М. Ремарк.
        Э. М. Ремарк. «На западном фронте без перемен» (Москва, 1956). Художник А. А. Васин.
Современная Энциклопедия
РЕМАРК (Remarque, Remark) Эрих Мария (1898 - 1970), немецкий писатель. Участник 1-й мировой войны 1914 - 18, бесчеловечность которой показал в романе "На Западном фронте без перемен" (1929). Трагедия обожженного войной "потерянного поколения", мужественное противостояние жестокости бытия, сила фронтового товарищества, любви, нарастание антифашистских и антимилитаристских мотивов - в полных грустной иронии романах о послевоенной Европе "Три товарища" (1938), "Триумфальная арка" (1946), сатирическом романе "Черный обелиск" (1956); в романе "Время жить и время умирать" (1954) - повторение трагического опыта "прозрения" новым поколением в годы 2-й мировой войны на восточном фронте.
Литературная энциклопедия
Эрих Мария [Erich Maria Remarque, 1898—] — современный немецкий писатель. Мировую известность получил в 1929, когда вышел его первый роман «Im Westen nichts neues» (На западном фронте без перемен), переведенный на большинство европейских языков. В период усиленной подготовки империалистических держав к войне книга Ремарка, с натуралистической откровенностью и большой эмоциональной силой раскрывающая страшные «будни» войны, воспринималась пацифистской интеллигенцией всего мира как акт подлинной борьбы с военной опасностью. Война интерпретируется как огромное человеческое страдание, как сложное психологическое явление. Р. очень тонко прослеживает процесс «вживания» своих героев в войну, внешне как будто теряющую традиционный пышный патриотический облик. Но противоречия мелкобуржуазного пацифизма превращают этот же образ войны, «освобожденный» от социального содержания, от ее империалистической специфики, в особую утонченную ее героизацию. Будни становятся повседневным героизмом, фронтовое товарищество — цементом, крепко связывающим фронт воедино, ужасы войны — только морально обогащающим переживанием. Бесплодность мелкобуржуазного пацифизма, его политическая сущность — отвлечение масс от революционных путей борьбы с военной опасностью — с особой четкостью раскрываются в романе «Weg zuruck» (Обратный путь, 1931), являющемся продолжением первой книги. Разбитое, не приспособленное к мирной жизни поколение гибнет в тылу. Германская революция туго воспринимается на фронте. Фронт устал, он не может участвовать в новой борьбе. Война не порождает революции, по Р. Военное поколение, растерянное, потерявшее жизненную устойчивость, хочет созидать. Психическое оздоровление после войны дано как внутреннее возрождение после тяжкой болезни: весна, распускающиеся почки, поющие птицы, иными словами, образ
599 вечно воспроизводящей природы — вот путь разрешения ремарковского противоречия фронт — тыл. Так страх перед революцией ведет пацифиста к своеобразной военной героике, а затем к утверждению мирного возрождения человечества. Правда, и в этом разрешении не скрыто трагическое банкротство поколения пассивных «противников» войны. Объективная функция этого творчества, демобилизующего массы в их революционной борьбе с войной, очевидна. Сущность ремарковского образа войны, так называемого «ремаркизма», — это утонченная идеализация войны, заменившая шовинистическую патетику, ее психологизирование, закрывающее путь к политическим, революционным выводам. Немецкие фашисты, признающие только шумное бряцание оружием, испугавшись размагниченности и кризисности писателя, выпустили еще до фашистского переворота [в 1929] анонимную пародию на Р. — «Рекварк. Под Троей без перемен» (Requark E. M., Vor Troya Nichts neues) — и, прийдя к власти, сожгли его книги вместе со всей «антинациональной» литературой. Библиография: I. На Западе без перемен, авториз. перевод С. Мятежного и П. Черевина, под ред. А. Эфроса, изд. «Федерация», М., 1929; То же, под назв. «На западном фронте без перемен», под ред. Дм. Уманского, «ЗиФ», М., 1929; Возвращение, Роман, перев. И. Горкиной, предисл. К. Радека, «Знамя», 1934, № 7. II. Рецензионная лит-ра о Р. громадна, значительных же работ о нем и о его творчестве вышло сравнительно немного, большинство же вышедших может быть отнесено к области патриотической и полемической лит-ры. Отзывы о романе «На Западе без перемен»: Рубинер Ф., «Вестник иностранной литературы», 1929, IV; Орлов В., «Звезда», 1929, X; Баранчиков П., «Известия ЦИК СССР и ВЦИК», 1929, № 220, 24 сент.; Песис Б., «Книга и революция», 1929, XXII; Бехер И., «Комсомольская правда», 1929, № 174, 1 авг.; Фрид Я., «Новый мир», 1929, X; «Октябрь», 1929, XI; П—ая Н., «Правда», 1929, 26 ноября; Киреев Б., «Печать и революция», 1929, X; Липпай З., «На литературном посту», 1929, XVI. Отзывы о романе «Возвращение»: Мотылева Т., «На литературном посту», 1931, № 35—36; Биха Отто, «Литература мировой революции», 1931, X; Эйшискина Н., «Книга и пролетарская революция», 1932, 1; Рыкова Н., «Литературный Ленинград», 1934, № 53; «Знамя», 1934, № 12, и др. Н. Э.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РЕМАРК


будет выглядеть так: Что такое РЕМАРК