Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

РЕЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Ray)
        Джон (29.11.1627, Блэк-Нотли, Эссекс, — 17.1.1705, Дьюлендс, близ Блэк-Нотли), английский биолог, член Лондонского королевского общества (1667). Автор первого перечня растений Англии (1670) и трёхтомной «Истории растений» (1686—1704), в которой описал и классифицировал 18 600 видов. Предложил первую естественную систему растений, ввёл представление о двудольных и однодольных, различал растения с обоеполыми и раздельнополыми цветками. В труде «Систематический обзор животных...» (1693) предложил свою классификацию. Пользовался понятиями «род» и «вид» и дал определение вида, в основном совпадающее с современным. Автор ряда книг но языкознанию, фольклористике и т. н. естественной теологии.
         Лит.: Raven С. Е., John Ray, naturalist, Camb., 1950; Keynes G. L., John Ray, a bibliography, L., 1951.
II
(Rej)
        Миколай (4.2.1505 — между 8.9. и 4.10.1569), польский писатель, общественный деятель эпохи Возрождения. Наиболее значительное раннее сочинение — «Краткая беседа между тремя особами: Паном, Войтом и Плебаном» (1543). Сочинения Р. «Жизнь Иосифа» (1545) и «Купец» (1549) интересны как первые опыты польской драматургии. Р. принадлежат прозаическая переработка «Псалтыря Давида» (1545), сб. антикатолических проповедей «Постилла» (1557), дидактико-аллегорическая поэма «Подлинное изображение жизни достойного человека» (1558), перевод Апокалипсиса (1565), где отразились кальвинистские воззрения автора. Мастерство Р. — сатирика, юмориста, бытописателя, моралиста особенно ярко проявилось в сборнике «Зверинец» (1562). В последнем крупном сочинении «Зерцало» (1568) выражены общественно-политические идеалы автора, его творчество проникнуто идеями реформации и гуманизма.
         Лит.: Разумовская Л. В., Миколай Рей, в книге: История польской литературы, т. 1, М., 1968; Windakiewicz S., Mikolaj Rej z Naglowic, 3 wyd., Lublin, 1922; Studia nad Mikolajem Rejem, Gdansk, 1971; Szmydtowa Z., О Erazmie i Reju, Warsz., 1972.
         А. В. Липатов.
III
        Сатьяджит (p. 2.5.1921, Калькутта), индийский кинорежиссёр. Обучался живописи в Шантинекетане; на формирование мировоззрения Р. оказал влияние Р. Тагор (в 1961 Р. снял монтажно-игровой фильм о Тагоре). Наиболее крупная работа — трилогия «Песнь дороги» (1955), «Непобежденные» (1957) и «Мир Апу» (1959), исполненная поэзии, тонкого понимания психологии человека, любви к простым людям и к традиционным формам жизни его родной Бенгалии. Среди др. фильмов: «Камень мудрости» (1958), «Герой» (1966), трилогия «Дни и ночи в лесу», «Противник» (оба в 1970), «Компания с ограниченной ответственностью» (1971). Основатель т. н. калькуттской школы кино. Автор музыки к многим своим фильмам, работал также как книжный график.
         Лит.: Софьян А., Мир и герои Сатьяджита Рея, «Искусство кино», 1975, № 2; Seton М., Portrait of a director Satyajit Ray, L., [1971].
IV
(первоначально Рага)
        город в Иране, в 8 км к Ю.-В. от Тегерана. 103 тыс. жителей (1966). Развита пищевая промышленность. Упоминается в «Авесте» (См. Авеста) и Бехистунской надписи (См. Бехистунская надпись). В Парфянском царстве (См. Парфянское царство) — весенняя резиденция царей. В 639—644 завоёван арабами. В начале 10 в. в составе Саманидов государства (См. Саманидов государство), затем во владении династии Зийаридов, а с 935 — династии Буидов (См. Буиды). В 10 в. — один из крупнейших городов Ирана (его называют «украшением в странах ислама») и важный торгово-ремесленный центр (славился тканями, изделиями из дерева, керамическими и медными сосудами); упоминается библиотека. В начале 11 в. принадлежал Газневидам (См. Газневиды), с 1042 — Сельджукидам (См. Сельджукиды) (являлся их резиденцией), в конце 12 — начале 13 вв. — Хорезмшахам. В 1220 разгромлен монголами. Раскопками (американская археологическая экспедиция, 1934—36) установлено, что на месте Р. первоначально находилось энеолитическое поселение; открыты остатки построек парфянского, сасанидского и сельджукидского времени. Из Р. происходит люстровая (см. Люстр) керамика с сюжетной и орнаментальной росписью.
         Лит.: Бартольд В. В., Соч., т. 7, М., 1971, с. 130—34; Minorsky V., Raiy, в книге: Enzvklopaedie des Islam, Bd 3, Leiden — Lpz., 1936, S. 1194-97.
         Б. А. Литвинский.
V
(от устаревшего голл. ree)
        круглый брус, горизонтально прикрепленный за середину к мачте (См. Мачта) или стеньге (См. Стеньга) судна. Р. служат для крепления к ним прямых парусов) и управления ими. Р. также предназначаются для установки антенн и подъёма сигналов.
Современная Энциклопедия
РЕЙ Сатьяджит (1921 - 92), индийский кинорежиссер. Картины деревенской и городской жизни, прошлого и настоящего в фильмах "Непокоренный" (1956), "Мир Апу" (1959), "Чарулота" (1964), "Противник" (1970), "Дом и мир" (1983), лишенных как сентиментальности, так и натурализма, характерных для многих индийских фильмов.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    РЕЙ — древ. город в Иране, развалины к-рого близ юго-вост. окраины Тегерана. Упомин. в Авесте и Бехистунской надписи. В 7 в. завоеван арабами. Последоват. входил в состав госуд. Тахиридов, Саманидов, Буидов.
Орфографический словарь Лопатина
рей, рей, -я и р`ея, -и
Словарь Даля
муж. реже рея жен. райна, ·стар. поперечное дерево на мачте, за которое привязан парус. Реи зовутся по мачте и по колену мачты; нижние реи: гротарей, фокарей, бегинрей; стенговые реи (выше, кверху): гротмарсарей, формарсарей, крюсельрей; брамстенговые или брамреи (от низу третьи): гротбрамрей, форбрамрей, крюсбрамрей; иногда бывают и четвертые: бомбрамреи, изредка пятые: бомреи или трюмсельреи. Нижние реи висят на стропах или цепях, прочие подымаются фалом (дрок, подъемна), а с концов (с ноков) топенантами, поворачиваясь брасами (возжами). Поворачивать рей, брасопить. Отопить реи, поставить вкось, одним концом (ноком) ниже: это, обще с перевязанным поперек флагом, знак жали, печали, когда на судне есть важный покойник. Райной зовут б.ч. косой рей латинских парусов. Реёк и рейка, тоненький брусочек, дощечка, простроганная для пришивки к чему, для вставки в щель. Запустить рейку.
У землемеров: размеренный шестик, с подвижною мишенью, для прогляда по уровню. Идти в реи: идти реями, ·*волжск. ·*касп. Реить или реиться ·*касп. и ·*беломор. покосить, бетаться, мор. лавировать, держаться как можно круче, ближе к ветру, и поворачивать на тот и на другой галлс, выходя этим на ветер, против ветру. Лодка реюшка не от реить, а от реять, ринуть. Отреиться от мели, отлавировать, выбраться на ветер.
см. реять.
II. РЕЙ муж., род. рья, или рея жен. реи, ·*зап., ·*пск., ·*эст. рига, овин. Русские живут в избах, а эсты во рьях, ·стар.
·*пск. овин хлеба, сколько сушится его зараз ворью. Хлеба 12 рьев, по, 15-ти стоянок, каждая по 10-ти снопов.
Словарь Ожегова
РЕЙ, -я, муж. (спец.). Подвижной поперечный брус на мачте, служащий для крепления парусов, для установки антенн и для подъёма сигналов.
Словарь Ушакова
РЕЙ, рея, ·муж. (мор.), и (·чаще в общем языке) рея, реи, ·жен. (·голланд. raa). Подвижной поперечный брус на мачтах, к которому прикрепляют паруса.
Толковый словарь Ефремовой
м.
Подвижной поперечный брус, подвешиваемый за середину к мачте и служащий для привязывания к нему паруса на парусных судах и для подачи сигналов на судах с механическими двигателями.
Литературная энциклопедия
Николай [Mikolaj Rej, 1505—1569] — первый польский писатель, создавший крупные произведения на польском яз. До него в Польше писали почти исключительно по-латыни, на польском же яз. существовали лишь мелкие произведения, преимущественно церковного характера. Рей — представитель средней шляхты, одержавшей именно в XVI в. политическую победу над аристократией, завоевавшей неограниченную власть в стране и учредившей в Польше дворянскую республику. По характеру творчества Р. — сатирик, моралист и юморист. Острие его сатиры направлено прежде всего против католического духовенства. Р. был кальвинистом. Критиковал он также и шляхту, считая ее однако передовым сословием, имеющим исключительное право на управление польской
586 республикой. Защищал дворянские привилегии. Ни образованием ни широтой взглядов Р. не отличался и, представляя собой типичный образец заурядного польского шляхтича того времени, выражал его взгляды и стремления. Писал он стихами и прозой. Главные его произведения: «Краткая беседа трех лиц — пана, сельского старосты и приходского священника», «Портрет», «Зерцало», «Жизнеописание достойного человека» и др. Язык его — это уже вполне сложившийся польский язык. Произведения его, требующие пояснений лишь в отдельных немногочисленных случаях, может читать каждый современный поляк. Библиография: I. Krotka rozprawa miedzy trzema osobami: Panem, Wojtem i Plebanem, Krakow, 1543; Zywot Jozefa rozdzielony w rozmowach person, 1545; Wizerunek wlasny zywota czlowieka poczciwego, 1558; Zwierciadlo albo ksztalt w ktorym kazdy stan moze sie snadnie swym sprawam przypatrzec, Krakow, 1567—1568. II. Belcikowski, M. Rej, в сб. «Pamietnik naukowy», Warszawa, 1867; Zawadzki B., M. Rej z Naglowic, Lwow, 1875.
Философский энциклопедический словарь
РЕЙ (Re) Пауль (род. 21 нояб. 1849, Бартельсгаген, Померания – ум. 28 окт. 1901, Калерина, Энгадин) – нем. философ. Мораль, которая когда-либо имела значение, он выводил из развития культуры народов. Ницше, другом которого был Рей, заимствовал это воззрение для своего учения о генеалогии морали. Осн. произв.: «Der Ursprung der moralischen Empfindung», 1877; «Philosophie», 1903.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
РЕЙ (Ray) Джон (1627-1705), английский натуралист, работа которого по классификации растений и животных позднее повлияли на Карла ЛИННЕЯ и Джорджа КЮВЬЕ. Рей первым различил два вида цветущих растений: ОДНОДОЛЬНЫЕ и ДВУДОЛЬНЫЕ.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: РЕЙ


будет выглядеть так: Что такое РЕЙ