|
|
|
|
|
РАПСОДЫ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(греч. rhapsodoi, от rhapto — сшиваю, слагаю и ode — песнь)
древнегреческие странствующие исполнители эпических поэм. В отличие от аэдов (См. Аэды), Р. декламировали нараспев, без музыкального сопровождения уже закрепленный в устной или письменной традиции текст эпических поэм, особенно Гомера. В классическую эпоху Древней Греции (5—4 вв. до н. э.) искусство Р. стало частью театрального искусства и просуществовало до начала поздней античности (1 в. н. э.), приняв характер музыкальной мелодекламации.
Лит.: Лосев А. Ф., Гомер, М., 1960; Webster Т. В. L., From Mycenae to Homer, L., 1964.
|
Современная Энциклопедия |
РАПСОДЫ, древнегреческие декламаторы, речитативом, без музыкального сопровождения исполнявшие на праздниках, пирах и состязаниях эпические поэмы (преимущественно Гомера). В отличие от аэдов (которых они сменили) рапсоды не импровизировали, но комбинировали отрывки разучиваемых по записи текстов. |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
РАПСОДЫ — др.-греч. странств. певцы, собиратели нар. песен, исполнители эпич. поэмы (гл. обр. поэм Гомера). В отличие от аэдов, певцов-импровизаторов, Р. только исполняли уже сложивш. поэтич. текст; иногда они одноврем. были и поэтами. Антич. предание считало Гомера рапсодом. Первые сведения о Р. относятся ко времени Писистрата (ок. 600 — 527 до н.э.), когда с их слов были записаны поэмы Гомера. |
Литературная энциклопедия |
[согласно античным объяснениям термина — «сшиватели песен» или «певцы с жезлом в руке»] — профессиональные исполнители эпических, гл. обр. гомеровских поэм в классической Греции; странствующие певцы, декламировавшие поэмы с жезлом в руке (жезл — символ права выступать на собрании).
527 Рапсодика относится уже к более поздней стадии развития эпоса, к эпохе больших поэм с более или менее закрепленным текстом; на более ранней ступени эпическая песня импровизировалась аэдом, певцом, сопровождавшим свое пение бряцанием на лире. На рапсодической стадии исполнение уже отделилось от творчества, хотя отдельные Р. могли быть одновременно и поэтами (Гезиод, см.). В историческую эпоху большие поэмы исполнялись обычно на празднествах в форме состязания Р. Гомеровские поэмы рассчитаны уже на рапсодическое исполнение, хотя в самых поэмах, действие к-рых отнесено к далекому прошлому, упоминается лишь об аэдах. Р., иногда объединенные в целые школы, сыграли, повидимому, значительную роль в деле собирания греческого эпоса на стадии его разложения. Древность представляла себе Гомера рапсодом, а гомеровская критика (см. «Гомер») приписывала Р. создание гомеровских поэм, объединение отдельных малых песен в большой эпос. Библиография: Schmid W., Geschichte der griechischen Literatur, T. I, Bd I, Munchen, 1929, S. 156 ff. [дана литература]. И. Т. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: РАПСОДЫ
будет выглядеть так: Что такое РАПСОДЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|