Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПРУДОН ПЬЕР ЖОЗЕФ

Мультимедийная энциклопедия
(Proudhon, Pierre Joseph) (1809-1865), французский социалист, теоретик анархизма. Родился 15 января 1809 в Безансоне в рабочей семье. Учился в местной средней школе, в 19 лет поступил на работу в городскую типографию. В 1837 опубликовал брошюру Опыт всеобщей грамматики (Essai de grammaire gnrale). В следующем году получил стипендию академии в Безансоне, но едва не лишился ее после публикации в 1840 трактата Что такое собственность? (Qu'est-ce que la proprit), в котором содержался знаменитый ответ: "Собственность - это кража". Публикация в 1842 трактата Предостережение собственникам (Avertissement aux propritaires) послужила причиной его ареста и обвинений в приверженности революционным идеям. Однако Прудон был освобожден, поскольку суд так и не сумел разобраться в сути его аргументов. Важнейший политический трактат Прудона, в котором дано обоснование его учения, - Система экономических противоречий, или Философия нищеты (Systme des contradictions conomiques, ou philosophie de la misre, 1846). В 1843-1847 Прудон жил в Лионе, затем перебрался в Париж, где принял активное участие в радикальном движении. Он издавал газеты "Представитель народа" ("Reprsentant du peuple"), а затем "Народ" ("Le Peuple") и "Голос народа" ("La Voix du peuple"). Попытка Прудона создать "Народный банк", который смог бы предоставлять безвозмездные кредиты, вскоре провалилась. В 1849 по обвинению в подстрекательстве против правительства его приговорили к трем годам тюремного заключения. Со временем Прудон стал проявлять все меньшую активность в агитации и полемике и посвятил себя разработке философских и исторических аспектов политической реформы. В 1858 вышла его работа О справедливости в революции и в церкви (De la justice dans la rvolution et dans l'glise), которая вызвала бурю протеста со стороны церкви и других подвергавшихся критике институтов. Прудон был вынужден искать убежища в Брюсселе. В 1860 он получил помилование по амнистии, а в 1862 вернулся в Париж. Умер Прудон в Париже 19 января 1865. Среди других важнейших работ Прудона - Принципы политической оранизации, или Создание гуманного порядка (Principes d'organisation politique, ou la cration de l'ordre dans l'humanit, 1843), Революционные идеи (Les Ides rvolutionnaires, 1849), Война и мир (La Guerre et la paix, 1861), О политических способностях рабочего класса (De la Capacit des classes ouvrires, 1865). ЛИТЕРАТУРА Артамонова Ю.Д. Предостережение господина Прудона. - В кн.: Анархия и власть. М., 1992 Ростиславлева Н.В. Мозес Гесс о Прудоне. - В кн.: Анархизм и власть. М., 1992
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Пьер Жозеф Прудон
    Сторонник перемен и защитник профсоюзного движения Прудон (1809—1865) был противником как частной собственности, так и коммунизма. Из сочинений Прудона назовем такие: «Что такое собственность?» (1840), «Создание порядка человечеством» (1843), «Система экономических противоречий, или Философия нищеты» (1846), «О справедливости в революции и в церкви» (1858).
    «Собственность — это обман». Такой формулой, похожей на выстрел, привлек к себе внимание тридцатилетний философ, потревожив сыто дремавшую буржуазию. Собственность, основа буржуазной экономики, служит надувательству, ибо «коллективная сила» организованных рабочих, будучи продуктивной, дает намного больше того, что потом получают рабочие. Присвоение капиталистом прибыли от продукта коллективного труда становится симптомом растущего противоречия между трудом и капиталом. Сказать по правде, Прудон не столько против собственности как таковой, сколько против «нетрудовой прибыли».
    Собственность оправдана только тогда, когда она связана с производительным трудом и когда она питает свободу. Став частью организованной системы эксплуатации, т. е. делая немногих кровопийцами большинства (тех, кто работает), собственность сделалась орудием надувательства. Итак, социально-экономический порядок буржуазного общества ошибочен, его следует изменить. Но как?
    От коммунизма как религии нетерпимости Прудон решительно отмежевывается. Нужно «спалить Собственность на медленном огне, а не устраивать варфоломеевскую пролетарскую ночь, в пламени которой Собственность лишь возродится». Но и путь фалангистов, ничем не ограниченной свободы индивидов также мало устраивает Прудона. Он предлагает установить новый социальный порядок, основанный на справедливости, — «уважении, спонтанно принятом и взаимогарантированном, к человеческому достоинству любой личности, что защищает ее от посягательств».
    Справедливость, по Прудону, закон прогресса. Она не только идея, но и активная сила индивида и социальной жизни. Это «первое и последнее слово коллективной человеческой судьбы, начало и конец нашего блаженства». Справедливости от Бога, явленной в Откровении, Прудон противопоставляет революционную справедливость, имманентную сознанию и истории. «Если справедливость не врожденна для человечества, если она чужда ему, то это значит, что у него и вовсе нет законов, что коллективный субъект не имеет обычаев, а социальное состояние противоестественно, что цивилизация развращена». Это целиком подтверждает опыт французской революции.
    Справедливость, продолжает Прудон, есть принцип и форма мысли, гарантия суждения, правило поведения, цель знания и существования. Она — чувство и понятие, явление и закон, идея и факт; жизнь, дух и всеобщий разум. Коммунистическое решение экономических проблем он считает неприемлемым. Если отдать в руки государства все средства производства, то свобода людей будет задушена скорее, чем наступит социальное равенство. При коммунизме государство становится собственником не только материальных благ, но и жизней самих граждан.
    Чтобы избежать казарменно-полицейского режима, Прудон предлагает реорганизовать экономику так, чтобы сами рабочие были собственниками средств производства у руля производственного процесса. Множество производственных центров, уравновешивая друг друга, не позволят государству нарушить свободу и справедливость.
    Чувство справедливости и серьезный анализ капиталистической экономики сочетается у Прудона с нерушимой верой в свободу и волю сохранять ее. Сегодня, после жуткого тоталитарного опыта, его книги читаются с новым интересом, особенно в части рассуждений о самоуправлении. Например, любопытна идея Прудона учредить банк, где вместо денег выдавались бы «боны», гарантированные продукцией клиентов банка. Так рабочие, полагал он, смогли бы начать собственное дело, а продукция и прибыль оставались бы в их руках.
    Маркс критиковал «Философию нищеты» Прудона не всегда справедливо. Идеи французского философа оказали немалое влияние на современников. Большая часть членов французской фракции Первого Интернационала были его сторонниками. Анархо-синдикалистские элементы проектов Прудона были восприняты Бакуниным и Кропоткиным. Критика экономического и социального всевластия государства, недоверие к идеологии и парламентам, призыв к союзу интеллектуалов и рабочих — все эти идеи сохранили свою актуальность и поныне.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПРУДОН ПЬЕР ЖОЗЕФ


будет выглядеть так: Что такое ПРУДОН ПЬЕР ЖОЗЕФ