Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях, а элементы аналитический, дидактический и описательный отсутствуют либо имеют заведомо второстепенное значение. П. л. опирается на опыт многообразных литературно-художественных повествовательных жанров, для которых авантюрно-занимательная установка была существенной, но не определяющей сюжетное целое, — греческого романа эпохи эллинизма («Эфиопика» Гелиодора, 3 в. н. э.), рыцарского эпоса 12—16 вв., романа барокко («Астрея» д'Юрфе и т.д.), плутовского романа похождений, литературы путешествий (См. Путешествие) 17—18 вв. и готического романа Предромантизма с его превратностями, тайнами и ужасами. Значительную роль в развитии П. л. сыграли также документальная проза и журналистика.
         Более специфично применение понятия «П. л.» («приключенческий жанр») к литературе о приключениях, сложившейся в 19 в. в русле романтизма и неоромантизма (под воздействием ряда их тенденций: отталкивание от прозы буржуазной повседневности; поиски высокого и героического; устремлённость к новому, оригинальному; сюжетная занимательность). Одним из первых образцов П. л. явились «морские романы» Ф. Купера и Ф. Марриета, историко-приключенческие романы А. Дюма-отца и социально-приключенческие — Э. Сю. Романтическим пафосом отмечены наиболее известные произведения П. л. 19 — начало 20 вв.: Т. М. Рида, Р. Л. Стивенсона, Р. Хаггарда, Дж. Конрада (Великобритания); Г. Ферри, Г. Эмара, Ж. Верна, Л. Жаколио, Л. Буссенара, П. Бенуа (Франция); Дж. Лондона (США). Для П. л. характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота сюжетных ситуаций, преувеличенность переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки. Действие протекает в особых условиях; персонажи резко разделяются на злодеев и героев. Современная П. л. часто сливается с научной фантастикой (См. Научная фантастика), предельно расширяющей сюжетные возможности повествования.
         О популярности П. л. в СССР свидетельствуют многочисленные серийные издания, сборники, журналы (например: «Библиотека приключений и научной фантастики», с 1943, издательство «Детская литература»; «Приключения» — издательство «Молодая гвардия»; журнал «Вокруг света», с приложением «Искатель» — с 1961; «Подвиг» — приложение к журналу «Сельская молодёжь», и др.).
         В жанре П. л. выступали А. Грин, В. Каверин, А. Толстой, А. Гайдар, А. Беляев, В. Катаев, Г. Адамов, Ю. Семенов. Советскую П. л. в целом отличает героико-патриотический, жизнеутверждающий, революционный пафос.
         Лит.: Rausse Н., Der deutsche Abenteuerroman, [s. 1.], 1912; Doutrepout G., Les types populaires de la litterature francaise, pt. 1—2, Brux., 1926—27; Ayrenschmabz A., Zum Begrift des Abenteuerromans, Tubingen, 1962; Folsons J. K., The American western' novel, New Haven, 1966.
         В. С. Муравьев.
Современная Энциклопедия
ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, художественная проза, где основную задачу повествования составляет занимательное сообщение о реальных или вымышленных происшествиях. Для нее характерны стремительность развития действия, переменчивость и острота фабульных (сюжетных) ситуаций, накал переживаний, мотивы похищения и преследования, тайны и загадки (романы А. Дюма-отца; "Остров сокровищ" Р. Стивенсона). Переплетается с детективной литературой, научной фантастикой и путешествием (как литературным жанром).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


будет выглядеть так: Что такое ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА