Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        понятие, введённое в философию Г. Лейбницем (1695) для объяснения всеобщей взаимосвязи и согласованности в мире. Согласно учению о П. г., развитому Лейбницем в 1696, субстанциальные элементы мира — монады (См. Монада), будучи чисто психическими сущностями, не могут физически взаимодействовать друг с другом; однако развитие каждой из них находится в изначально предустановленном богом соответствии с развитием всех др. монад и мира в целом. Благодаря этой сущностной гармонии возникает также гармония в явлениях (физический детерминизм) и гармония между сущностью и явлением (согласие между конечными и действующими причинами, между душой и телом). Теория П. г. была направлена против Окказионализма Н. Мальбранша и картезианского дуализма (см. Картезианство), в рамках деизма в ней отстаивалась имманентная закономерность природных процессов.
         Лит.: Eisler R., Kritische Untersuchung des Begriffes der Weltharmonie..., B., 1895; Belaval Y., L'idee d'harmonie chez Leibniz, «Studium Generale», 1966, Jg. 19, H. 9. См. также лит. при ст. Лейбниц.
         Г. Г. Майоров.
Современная Энциклопедия
ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ, философское понятие. Ввел Г.В. Лейбниц, у которого оно означает гармоничное взаимоотношение монад, изначально установленное Богом; благодаря предустановленной гармонии существует мировой порядок, согласованное развитие всех вещей.
Философский словарь
признание установленных богом гармонических причинно-следственных связей, всеобщей согласованности в материальной и духовной сферах. Учение о П. г. представляет попытку преодоления дуализма духовной и материальной субстанций. Намеки на П. г. есть у Декарта, в явном виде П. г. появилась у окказионалистов (А. Гейлинкс, Мальбранш). Понятие “П. г.” было несколько переработано Лейбницем, к-рый учил о П. г. всех монад во вселенной. Согласно Лейбницу, мир и каждое из наполняющих его существ развивается собственными силами, но сами эти силы созданы и избраны богом т. обр., чтобы пред-установить наилучший миропорядок. Нек-рые стороны лейбницевского учения о П. г. были доведены до абсурда. Вольфом в его представлении об извечной целесообразности всего сущего, высмеянном Вольтером в “Кандиде” (1759).
Философский энциклопедический словарь 2
        понятие, введённое в философию Лейбницем (1695) для объяснения всеобщей взаимосвязи и согласованности в мире. Согласно учений о П. г., развитому Лейбницем в 1696, субстанциальные элементы мира — монады, будучи чисто психич. сущностями, не могут физически взаимодействовать друг с другом; однако развитие каждой из них находится в изначально предустановленном богом соответствий с развитием всех др. монад и мира в целом. Благодаря этой сущностной гармонии возникает также гармония в явлениях (физич. детерминизм) и гармония между сущностью и явлением (согласие между конечными и действующими причинами, между душой и телом). Теория П. г. была направлена против окказионализма Н. Мальбранша и картезианского дуализма (см. Картезианство), в рамках деизма в ней отстаивалась имманентная закономерность природных процессов.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ


будет выглядеть так: Что такое ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ